Российский рынок труда подтягивается к докризисному уровню

Эксперты рекрутинговой компании Antal Russia составили обзор текущих тенденций рынка труда в различных профессиональных дисциплинах и дали свои прогнозы относительно его состояния в 2011 году.

"Уходящий год оправдал ожидания и прогнозы, – считают эксперты Antal Russia. – Большинство компаний снова начали увеличивать штат, уровень зарплатных предложений подтягивается к докризисному, а в некоторых случаях уже и превышает его".

"Этот год в рекрутинговом бизнесе, который является одним из индикаторов уровня экономической активности, ознаменовался увеличением оборотов на 20-50% по сравнению с кризисным периодом. Конечно, мы еще не восстановились до показателей 2008 года, однако можно с уверенностью сказать, что большинство компаний снова начали набирать персонал. Большая часть наших деловых партнеров ожидают значительного роста бизнеса в наступающем 2011 году. Прогнозы колеблются от 5- до 40-процентного увеличения по сравнению с уровнем текущего года. Мы ожидаем дальнейшего увеличения рекрутинговой активности в Москве и регионах России", - прокомментировал результаты исследования Михаэль Гермерсхаузен, генеральный директор компании Antal Russia.

В компании считают, что восстановление рынка труда положительно отразится на росте заработных плат. Тем не менее, некоторые компании наряду с активным набором персонала продолжают проводить увольнения – увеличение ставки единого социального налога заставляет менеджмент искать дополнительные способы снижения затрат и повышения эффективности.

В течение текущего года заметно увеличился спрос на ИТ-директоров, которые оказались не столь востребованы во время кризиса. Особенно ценятся профессионалы, обладающие стратегическим видением, способностью сформировать стратегию развития ИТ-инфраструктуры, управлять процессом внедрения и совершенствования ИТ-систем.

Специалисты Antal Russia также отмечают увеличение количество вакансий для сейлз-менеджеров, причем во всех отраслях. В целом уровень компенсации ИТ-сейлзов находится на докризисном уровне, а опытным и успешным кандидатам готовы предлагать и более интересные финансовые условия. "Если во время рецессии сейлзы в сфере ИТ и телекома были востребованы в основном со стороны системных интеграторов, то сейчас заметно активизировались рекрутинговая активность вендоров, - пояснила Маргарита Еван, менеджер департамента ИТ-рекрутмента Antal Russia. - В условиях общего восстановления на рынке и возрастающего объема инвестиций в ИТ компании фокусируются на сотрудниках, приносящих прибыль".

Продвижение в интернете занимает все более значительную часть маркетингового бюджета крупных компаний, соответственно, растет спрос на специалистов, обладающих глубоким пониманием онлайн-среды и навыками эффективного стимулирования сбыта. "В рекламных и интернет-агентствах открываются позиции креативных директоров, ответственных за разработку и реализацию концепции продвижения продукта в интернете, и в связи с нехваткой местных специалистов компании часто приглашают иностранных креативщиков", - отметила Екатерина Бахарева, руководитель департамента маркетингового рекрутмента компании Antal Russia. Наблюдающийся дефицит интернет-маркетологов отразился на увеличении оплаты труда таких специалистов. В среднем размер зарплаты вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом эксперты прогнозируют их дальнейший рост. По словам Екатерины Бахаревой, при условии сохранения нынешних экономических условий спрос на маркетологов и их зарплатный уровень будут постепенно повышаться в течение следующего года.

За пределами ИТ-сегмента на рынке труда эксперты Antal Russia также заметили оживление спроса на специалистов финансового и банковского секторов. Все более высокий уровень рекрутинговой активности наблюдается среди юридических компаний.

Одной из дефицитных категорий специалистов на сегодняшний день, по данным Antal Russia, являются менеджеры по внутренним коммуникациям, спрос на которых значительно превышает предложение. Как пояснили эксперты, с возвращением на рынок определенной стабильности обеспечение эффективной внутренней коммуникации между всеми подразделениями организации снова стало одним из приоритетных направлений в работе крупных международных и российских компаний.

©  @Astera