«Яндекс.Новости» допустили отказ от работы с нелицензированными СМИ
Офис «Яндекса» в Москве
Вероятный исход
«Яндекс.Новости» могут отказаться от работы с ресурсами, у которых нет регистрации СМИ, сообщила руководитель сервиса Татьяна Исаева в комментариях в социальной сети Facebook. Так Исаева прокомментировала последнюю редакцию законопроекта, регулирующего деятельность новостных агрегаторов: сервисы не будут нести ответственность за контент только в том случае, если источником распространения выступают лицензированные СМИ. До конца текущей недели, как писал РБК, Госдума может принять законопроект о новостных агрегаторах именно в такой редакции.
«Требование проверять поступающую онлайн в количестве десятков тысяч сообщений информацию не становится выполнимым в зависимости от наличия или отсутствия лицензии у источников информации. Поэтому да, агрегаторам придется прекратить сотрудничество с не лицензированными в России СМИ», — отметила Исаева. От комментариев корреспонденту РБК она отказалась. Как уточнила пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова, окончательного решения о том, как будут работать «Яндекс.Новости», «пока нет». В «Яндексе» пока не видели итоговой версии законопроекта, поэтому не готовы точно говорить о том, как сервис будет работать после его вступления в силу, добавила Мелкумова. Кроме того, дополнительные предложения могут быть оформлены и приняты в виде подзаконных актов Роскомнадзора, говорит она.
Представитель пресс-службы Mail.ru Group отказался комментировать судьбу нелицензированных СМИ в агрегаторе Новости@Mail.ru. «Если проект закона выльется в закон, нам будет необходимо изменить параметры взаимодействия под этот закон: мы проверим всю базу источников, выделим СМИ и тех, у кого такого статуса нет», — пояснил РБК директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев. Он уточнил, что сейчас в числе партнеров «Рамблер/новости» есть как порталы, имеющие регистрацию СМИ, так и те, у кого ее нет.
«Яндекс.Новости» — крупнейший новостной агрегатор рунета. Его средняя месячная аудитория, по данным TNS Russia TNS Web Index, в апреле составила 24,8 млн человек, ежедневная — 6,3 млн человек. Это больше, чем у любого новостного СМИ в России: для сравнения, у сайта «РИА Новости» (ria.ru) ежедневная аудитория в апреле составила 1,3 млн человек (данные Liveinternet), у РБК (rbc.ru) — 1,6 млн (TNS Russia). Ежедневно новостной сервис «Яндекса» индексирует более 100 тыс. новостных сообщений почти от 7 тыс. источников (данные компании). При этом компания не ведет статистику, сколько из подключенных к «Яндекс.Новостям» новостных ресурсов, имеют, а сколько — не имеют регистрацию СМИ, наставивает Мелкумова. Наличие лицензии никогда не было условием для индексации, указывает она.
Возможные последствия
Для ряда российских СМИ «Яндекс.Новости» являются важным источником трафика. Если «Яндекс.Новости» закроются, российские СМИ могут потерять 7–8 млн посетителей в день, или до 30% трафика, рассказывал основатель сервиса статистики LiveInternet и новостного агрегатора Mediametrics, советник президента Герман Клименко. По данным LiveInternet, сайт ria.ru получил от «Яндекс.Новости» в феврале 2016 года 33,6% посетителей, lenta.ru — 13,5%, kommersant.ru — 36%, rbc.ru — 18,7%.
Впрочем, опрошенные РБК новостные ресурсы, которые до сих пор работали без лицензии Роскомнадзора, полагают, что для них «отключение» от «Яндекс.Новостей» не станет серьезной проблемой: значительного числа переходов из агрегатора они не получают. «Мы уже давно перестали рассчитывать на «Яндекс» в целом как на источник трафика. В их агрегаторе приоритет отдается информационным агентствам и официальным СМИ, а переходы из поиска застыли у нас на отметке менее 4%, и не растут. Google при этом составляет почти 15% и продолжает расти», — объясняет директор по интернет-продуктам компании «Комитет» Владислав Цыплухин (издает ресурсы TJournal и VC.ru). Все попытки заставить поисковик «любить наши площадки провалились», уточняет Цыплухин.
Если законопроект будет принят в нынешнем виде, то такие продукты как Look at Me и The Village потеряют не очень большую часть переходов, говорит совладелец Look at Media Алексей Аметов. «Это для нас не главное, а скорее, приятное дополнение», — говорит он. Аметов уточнил, что такие популярные проекты как FURFUR и Wonderzine c «Яндекс.Новостями» никогда не сотрудничали.
В случае прекращения сотрудничества с «Яндекс.Новости» портал Sports.ru потеряет менее 2% трафика (декстопного и мобильного), рассказал РБК руководитель проекта Sports.ru Дмитрий Навоша. «Обидно, но переживем», — сказал он. «Смысл данной попытки кастрировать «Яндекс-Новости» понятен, это продолжение длинного списка запретов и ограничений, закатывающих в асфальт медийное поле», — считает Навоша. В агрегаторах сейчас не будут фигуировать ни русскоязычные версии зарубежных медиа, ни ссылки на первоисточники в Youtube с Twitter, ни порталы вроде Meduza», — указывает руководитель Sports.ru. «Если Яндексу, как российской компании, деваться, к сожалению, некуда, то, надеюсь, хотя бы Google в своих Google News пренебрежет этими ограничениями», — надеется Навоша.
Свидетельства о регистрации СМИ в России не имеет и проект Meduza бывшей редакции Lenta.ru. В Facebook бывший главный редактор проекта Галина Тимченко сообщила, что «Яндекс.Новости» не дают Meduza «почти ничего». Она уточнила, что сейчас через агрегатор на сайт приходят около 2,5% аудитории. Издатель проекта Илья Красильщик уточнил: «В случае с иностранными СМИ [Meduza зарегистрирована в Латвии] там все плохо уже давно — мы в специальном загончике там сидим, который почти никто не видит. То есть отключение «Яндекс.Новостей» мы практически не почувствуем».
© РБК