«Яндекс» рассказал инвесторам о политических рисках при развитии бизнеса в России
«Яндекс» назвал действия российских властей «политически мотивированными» и предупредил инвесторов, что ужесточение контроля за российским сегментом интернета является одной из угроз для развития бизнеса в стране. Об этом пишет РБК, изучившее отчет компании за 2015 год.
«Яндекс» придерживается «принципа политической нейтральности», однако бизнес компании чувствительно реагирует на последние законодательные инициативы, говорится в отчете. В частности, речь идёт о законопроекте о приравнивании новостных агрегаторов к СМИ, внесённом в Госдуму в феврале 2016 года. Согласно тексту проекта, доля иностранного капитала в новостном агреготаре с аудиторией более 1 млн человек не должна превышать 20%.
Текущая версия законопроекта также обязывает такие сервисы, как «Яндекс.Новости» и Google News, «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации» (даже если её источником является СМИ) и принимать меры «по пресечению распространения недостоверной информации» после жалоб уполномоченных органов.
В отчете «Яндекса» говорится, что в случае принятия законопроекта в его текущей версии копании придётся «выделить дополнительные ресурсы на приведение структуры владения сервиса в соответствие с новыми регуляторными нормами, изменить принцип операционного управления сервисом или вовсе отказаться от «Яндекс.Новости».
Сервис работает по автоматическому алгоритму, но есть те, кто считает, что «Яндекс.Новости» «отражают определённые политические взгляды и задают определённую политическую повестку», отмечается в отчете.
Ещё одна инициатива, которая может повлиять на работу компании, — это законопроект Роспотребнадзора об онлайн-агрегаторах товара. В 2015 году ведомство предложило штрафовать торговые интернет-агрегаторы за размещение недостоверной информации о товарах. В случае принятия законопроекта, «Яндекс» вынужден будет «изменить суть работы «Яндекс.Маркета» и других сервисов», говорится в отчетности компании.
Также российские власти пытаются взять контроль над рынком онлайн-сервисов такси, отмечает компания. В частности, в августе 2015 года «Яндекс.Такси» проверяла Федеральная антимонопольная служба, а в начале 2016 года правительство Москвы пригрозило запретом его конкуренту — Uber. Вмешательству в сферу онлайн-такси может привести к росту дополнительных расходов, говорят в «Яндексе».
Помимо этого, компания предупредила инвесторов, что на бизнесе может сказаться дальнейшее обострение российско-украинских и российско-турецких отношений. Санкции, накладываемые властями России, не затрагивают работу «Яндекса», однако если Украина и Турция примут ответные меры, то бизнес компании может серьёзно пострадать. Контрсанкции могут привести к снижению ликвидности акций «Яндекса» и других интернет-компаний, работающих в России, говорится в отчете.
Представитель «Яндекса» Анна Иванова-Галицина пояснила РБК, что публичные компании обязаны рассказывать инвесторам о «любых изменениях в сфере регулирования, которые могут повлиять на работу компании и её сервисов, а также описывать все риски, даже гипотетические».
Присылайте новости на news@vc.ru
© vc.ru