«Яндекс» раскритиковал законопроект об онлайн-агрегаторах товаров
Компания «Яндекс» раскритиковала законопроект Роспотребнадзора о возмещении товарными интернет-агрегаторами ущерба за публикацию недостоверной информации о товарах. Об этом сообщает «Коммерсант».
На совещании в Минэкономразвития, где обсуждались поправки в закон, представители «Яндекса» заявили, что «принятие предложенного законопроекта несет ряд существенных рисков, которые негативно повлияют на деятельность сервиса «Яндекс.Маркет».
Подготовленный Роспотребнадзором законопроект предполагает введение понятия «агрегатор товаров» — это «организации, размещающие на своем сайте по договору с продавцом информацию о товарах и обеспечивающие прием сообщений от покупателей об их намерении заключить договор купли-продажи с продавцом, а также осуществляющие прием денежных средств». Если агрегатор предоставляет о товаре или продавце недостоверную информацию, то он должен возместить возникший впоследствии ущерб потребителю.
В отзыве «Яндекса» на законопроект сказано, что в такой формулировке на компании, которые «по сути являются рекламоносителями», возлагаются обязанности, присущие продавцам. Кроме того, понятие «агрегатор» можно распространить и на сайты платежных систем, считают в компании.
Законопроект также обязывает агрегаторов документально подтверждать полномочия действовать в интересах продавца. По мнению представителей «Яндекса», это «открывает простор для злоупотреблений и недобросовестной конкуренции путем истребования таких документов у агрегаторов с целью получить доступ к их коммерческой тайне».
«Яндекс» также видит угрозу «злоупотреблений» в статье об ответственности агрегатора. Компания считает, что «у потребителя появляется фактическое право потребовать одновременного возмещения убытков от агрегатора и возврата денежных средств, уже уплаченных за товар, от продавца».
В качестве альтернативы «Яндекс» предлагает ограничить ответственность агрегаторов перед потребителями в пределах «реального ущерба», то есть комиссией, которую покупатель платит агрегатору.
Роспотребнадзор разработал законопроект по требованию интернет-магазинов, которые считают, что агрегаторы должны делить с ними ответственность за проблемы, которые могут возникнуть у клиентов. Первую версию документа ведомство представило в июле 2015 года, однако он был раскритикован представителями бизнеса.
Во второй версии законопроекта, представленной в ноябре 2015 года, пункт о том, что агрегаторы должны «нести обязанности и ответственность продавца», был исключен.
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев и куратор рабочей группы «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве Ирина Левова утверждают, что на совещании в Минэкономразвития 4 февраля 2016 года должны были обсуждать именно эту версию документа. В разговоре с «Ведомостями» они заявили, что участникам встречи была представлена версия проекта, где на агрегаторов ложится такая же ответственность, что и в первой версии поправок.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Фёдоров в разговоре с «Коммерсантом» заявил, что для бизнеса не принципиально, какая версия законопроекта будет принята. «Для нас главное, чтобы статус агрегаторов был зафиксирован в законе», — пояснил он.
К «Яндекс.Маркету» подключены более 16 тысяч онлайн-магазинов. Сейчас агрегатор переходит на модель бизнеса, по которой он берет фиксированную комиссию в размере около 1% от покупки.
© vc.ru