Вопреки спаду в экономике общемировые доходы на рынке AIM в 2009 г. увеличились на 2,8%

Совокупная выручка вендоров на рынке программной инфраструктуры и промежуточного программного обеспечения (AIM) составила в 2009 году 15,9 млрд долларов, что на 2,8% больше, чем в 2008 г. Об этом сообщает аналитическая фирма Gartner. В 2008 году общая выручка на рынке AIM составляла 15,5 млрд долларов, что на 7,1% больше предыдущего года.

"С учетом всех факторов в 2009 году рынок AIM чувствовал себя лучше, чем большинство сегментов ПО, - говорит Фабрицио Бискотти, директор по исследованиям в Gartner. - В основном на низких показателях рынка сказалось плохое состояние экономики. Сокращение бюджетов привело к сокращению, отсрочке или отмене программных проектов - этот процесс начался в первом квартале 2009 года с фактической заморозки расходов. Это ударило и по выручке вендоров. По сути, с точки зрения показателей роста 2009 год стал худшим для рынка AIM-приложений за всю его историю. Ускорение принятия открытого ПО привело к снижению коммерческой прибыли. Тем не менее, благодаря высокому спросу на сервисно-ориентированные архитектуры (SOA) и системы управления бизнес-процессами (BPM) рынок AIM в целом держится на высоком уровне, в отличие от большинства сегментов рынка ПО, где наблюдается снижение доходов".

В 2008 году конъюнктура рынка резко поменялась, произошло много поглощений. 2009 год был более спокойным, слияний и поглощений было уже меньше, поскольку ряд крупных вендоров, такие как Oracle, Software AG и Progress, сделали это годом ранее. Сейчас, с постепенным восстановлением рынка и реализацией отложенного спроса, Gartner ожидает рост доходов поставщиков.

В 2009 году 58% рынка AIM приходилось на пять крупнейших вендоров. В 2008 г. эта цифра составляла 52%. Лидерство по-прежнему у IBM, на которую приходится 31% всех доходов. Среди других крупных игроков высокие темпы роста продемонстрировала Oracle, став лидером рынка серверов приложений и сервисных шин предприятий. Далее идут Microsoft и Software AG, которые в 2009 году также увеличили долю рынка.

Доходы вендоров на глобальном рынке AIM в 2009 г. (млн долл.)

Вендор Доход в 2009г. Доля рынка в 2009г. в % Доход в 2008г. Доля рынка в 2008г. в % Рост 2008/2009гг
IBM 5,034,6 31,5 4,659,4 29,9 8,1
Oracle 2,663,4 16,7 2,061,0 13,2 29,2
Microsoft 621,6 3,9 567,1 3,6 9,6
Software AG 476,2 3 436,4 2,8 9,1
TIBCO 417,9 2,6 423 2,7 -1,2
Остальные вендоры 6,781,5 42,4 7,418,5 47,7 -8,6
Всего 15,995,3 100 15,565,4 100 2,8

Из двенадцати сегментов, которые Gartner выделяет на рынке AIM, самые быстрые темпы роста в 2009 году продемонстрировали технологии SOA, промежуточное ПО для обмена сообщениями, аппаратные средства AIM и пакеты BPM. Эти сегменты увеличились в минувшем году на 10% и более.

"Технологии управления SOA - это инновационный и динамичный рынок, на котором по-прежнему много мелких игроков, - говорит старший аналитик Gartner Тереза Джонс. - По-прежнему демонстрирует высокие темпы роста рынок пакетов BPM, приобретая особую ценность в сложных экономических условиях. Эта ценность отчасти связана с возможностью автоматизации процессов, позволяющей снизить издержки и более сосредоточенно работать над повышением эффективности бизнес-процессов".

Крупнейшими региональными рынками являются Северная Америка и Западная Европа, за которыми следуют Япония и Азиатско-Тихоокеанский регион. Самые быстрые темпы роста продемонстрировали развивающиеся рынки, в частности Латинская Америка, Ближний Восток, Африка и Азиатско-Тихоокеанский регион. Разочаровали страны Восточной Европы, на которых кризис сказался тяжелее всех. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона показали в целом неплохие результаты, превышающие общемировые средние показатели, однако они не достигли тех значений, которые предсказывали аналитики.

"В 2008 году Oracle приобрела BEA, что существенно повлияло на Азиатско-Тихоокеанский регион, поскольку BEA исторически была значимым вендором, контролирующим большую долю регионального рынка, особенно в Китае, - говорит Ашиш Рейна, главный аналитик Gartner и ведущий аналитик по сегменту AIM Азиатско-Тихоокеанского региона. - То же касается Sun Microsystems после объявления о приобретении ее Oracle в 2009 году - организации в этом регионе уже давно использовали решения Sun. Из-за неуверенности в результате потенциальные и неопределившиеся потребители отсрочили покупки".

"На рынке AIM по-прежнему наблюдается творческая неразбериха: ведущие вендоры продолжают укрупняться за счет дорогих приобретений и собственного органичного роста, - заключает Бискотти. - Одновременно наблюдается большое разнообразие активных игроков, особенно в горячих сегментах, таких как низколатентные коммуникации (LLM), управляемая передача файлов (MFT), экстремальная обработка транзакций (XTP), комплексная обработка событий (CEP) и анализ бизнес-процессов (BPA). Наконец, наблюдается динамичное развитие облачных решений, тесно переплетенных с AIM-решениями. Мы наблюдаем рост популярности решений типа "платформа приложений как услуга" (APaaS), к ним прибегает все больше организаций, стремящихся быстро вернуть инвестиции в разработку ПО. Новая быстрорастущая тенденция - сервисы типа "программное обеспечение как аппаратное".

©  @Astera