Ритейл и СМБ проявили наименьшую "кризисоупорность"

Александр Потапов директор по продажам представительства Adobe Systems Inc. в России и СНГИнтервью с Александром Потаповым, директором по продажам представительства Adobe Systems Inc. в России и СНГ.

- Как изменился объем бизнеса вашей компании во 2 квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?

- Думаю, что не буду оригинален в своих впечатлениях - объем уменьшился, причем, практически по всем показателям - количеству сделок, среднему объему сделок и так далее.

- Как выглядит текущая ситуация в различных сферах деятельности (производство оборудования, поставки оборудования, разработка ПО, поставки ПО, системная интеграция, услуги и т.п.)?

- Я не могу высказать экспертного мнения по всем этим сегментам, однако могу отметить, что поставки ПО и оборудования, а также расходы на системную интеграцию, определенно, снизились. Компании откладывают модернизацию ИТ-инфраструктуры до лучших времен, особенно в условиях, когда зачастую и само производство находится под вопросом.

- Как бы вы охарактеризовали текущий и будущий спрос в различных сегментах рынка (государственные, корпоративные закупки, СМБ, ритейл)?

- Естественно, сегменты заказчиков затронуты экономическим кризисом в разной степени. Например, ритейл как бизнес, весьма зависимый от кредитов и розничного спроса, затронут в большей степени. СМБ - это также сегмент с небольшой "кризисоупорностью", т.к. финансовых средств зачастую не хватает на покрытие текущих расходов, а доля компаний, которые занимаются реальным производством, имеющим спрос, не так уж велика.

Если же говорить о крупных корпоративных заказчиках - здесь все зависит от сегмента. К примеру, наши целевые сегменты (издательство, реклама, полиграфия и другие) пострадали достаточно сильно вследствие падения объема рекламы, а многие издания либо закрылись, либо значительно сократили персонал и скорректировали планы развития - в негативную сторону.

Тем не менее, самые "живые" сегменты - сырьевые отрасли, а также, в какой-то степени, государственные и отчасти финансовые структуры - сохранили неплохой уровень активности. И это внушает оптимизм.

Говоря о будущем, нельзя не принимать во внимание макроэкономические показатели (традиционно при составлении планов они виртуально исключались из обсуждения, т.к. на них невозможно повлиять). Мы не ждем быстрого восстановления рынка до прежнего уровня, однако надеемся увидеть признаки этого начиная, скорее, с 4 квартала этого года.

- Какое прогнозируется изменение объема бизнеса вашей компании в 3 квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?

- Наш финансовый квартал несколько отличается от традиционного (он охватывает летние месяцы и заканчивается 31 августа), но это не влияет принципиально на нашу оценку, она консервативна.

Кризисное время удобно для реструктуризации, отлаживания внутренних процессов и методов работы, которые пригодятся в будущем. Тем не менее, в этом квартале мы проводим агрессивные пилотные программы, призванные поддержать наших партнеров и генерировать дополнительный спрос. Уже несколько месяцев идут программы легализации (такие как инициатива с Межрегиональной ассоциацией полиграфистов и с муниципалитетом Санкт-Петербурга) - они показывают очень хорошие и устойчивые результаты. Например, в программе с МАП приняли участие несколько сотен типографий.

К тому же, мы планируем начать программу поддержки кредитования конечных заказчиков в сегменте SMB (со стороны наших партнеров). Естественно, мы работаем в области обучения партнеров и клиентов, а также развития профессиональных сообществ и разработчиков.

- Какие факторы будут определяющими на российском ИТ-рынке в 3 квартале 2009 года?

- Определяющими для финансовых показателей в 3 квартале 2009 года станут в основном макроэкономические факторы. И, тем не менее, влиять они будут по-разному, в зависимости от политики, которую проводит каждая конкретная организация.

Таким образом, если продолжать создавать и внедрять гибкие схемы совместного финансирования, проводить обучение и не терять интерес к бизнесу, то можно войти в 4 квартал и новый финансовый год очень хорошо подготовленными. Недаром говорится, что "надо раскладывать костер, а огонь упадет с неба".

©  @Astera