«Я все могу»: чем запомнился бывший министр печати Михаил Лесин
Михаил Лесин скончался от сердечного приступа 6 ноября в Вашингтоне, сообщило вечером агентство РИА Новости со ссылкой на его родных. Лесину было 57 лет.
Бывший министр, бизнесмен и руководитель крупнейших медиа-холдингов страны, Лесин больше 20 лет был одной из ключевых фигур на российском медиарынке.
«Я, например, никогда не задавался вопросом — могу, не могу. Не было альтернативы. Все могу!», – характеризовал сам себя Лесин в одном из своих интервью. Список его дел, действительно, впечатляет: только за последний год во главе «Газпром-медиа» Лесин успел провернуть одну из крупнейших сделок в истории россиского медиа-рынка, превратить основанного когда-то им же продавца рекламы фактически в монополиста и полностью перекроить рекламный рынок, устранив с него платные телеканалы.
Последнему возвращению Лесина в медиа-бизнес, как считается, способствовал его близкий друг, первый заместитель главы администрации президента Алексей Громов. Тем неожиданнее в прошлом году оказалась отставка Лесина с поста руководителя «Газпром-медиа». РБК вспоминает, чем еще он запомнится для отрасли.
«Голосуй сердцем»
Лесин родился 11 июля 1958 года в Москве в семье военного строителя. В конце 1970-х годов служил в армии, а после – поступил в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева (МИСИ). В студенческие годы Лесин увлекся КВН, был директором юмористической телепрограммы «Веселые ребята» – это и стало началом его карьеры в СМИ.
Но юмористических передач Лесину было явно недостаточно. «Я начинал с бизнеса и много лет в нем проработал», — говорил он в интервью Forbes летом 2014 года. В 1987 году Лесин вместе с другом по студенческому КВН, Юрием Заполем основал рекламное агентство, впоследствии получившее название «Видео интернешнл». К началу 2000-х оно выросло в крупнейшего продавца рекламы в стране. Сейчас оно называется Vi и продает рекламу на всех крупных федеральных каналах, кроме НТВ и ТНТ. Заполь умер от рака в 2005 году, после чего агентство возглавил общий друг Заполя и Лесина Сергей Васильев.
В 1994 году Лесин возглавил телекомпанию в составе агентства «РИА Новости», а через два года – активно участвовал в предвыборной президентской кампании Бориса Ельцина. Лесину, к примеру, приписывают создание слогана «Голосуй сердцем», авторство роликов «Верю, люблю, надеюсь», «Спаси и сохрани» и даже еженедельные радиообращения президента к стране. После избрания Ельцина Лесин ненадолго возглавил управление делами президента по связям с общественностью. Он же брал у Ельцина знаменитое интервью, в котором тот уже после победы на выборах, признал свои проблемы со здоровьем и сообщил про грядущую операцию на сердце.
В 1997 году Лесин стал первым заместителем главы ВГТРК и принимал активное участие в создании этого государственного медиахолдинга в его нынешнем виде. При нем в холдинг вошли радиостанции «Маяк» и «Радио России», агентство РИА «Новости», а также региональные ГТРК.
ВГТРК щедро пользовался государственными льготами. И это часто ставили Лесину в упрек: «Льготы, которые государство предоставило ВГТРК, беспрецедентны. Видимо, государству важнее не РАО «ЕЭС» и «Газпром», а государственное телевидение, – рассуждала в одном из интервью на тот момент гендиректор ОРТ (теперь – «Первый канал») Ксения Пономарева. – Это дело, конечно, государственное. Но все-таки есть грань приличия. Когда один из чиновников ВГТРК Михаил Лесин по совместительству — опосредованный лидер крупнейшей рекламной группы, то это называется недобросовестной конкуренцией». Сама «Видео интернешнл», впрочем, утверждала, что Лесин вышел из числа ее акционеров еще в 1994 году.
Портфель министра
В 1999 году Лесин возглавил министерство печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в правительстве Сергея Степашина. В период парламентских (1999 год) и президентских (2000 год) выборов он был ключевой фигурой предвыборного штаба сначала прокремлевского блока «Единство», а потом – ставшего преемником Ельцина Владимира Путина.
На посту министра печати Лесин принял активное участие в одной из самых скандальных историй конца 1990-х – в переходе активов «Медиа-Моста» Владимира Гусинского под контроль «Газпрома» и так называемом «разгроме старого НТВ». В марте 2000 года «Газпром» направил «Медиа-Мосту» требование выплатить $211,6 млн, который сам «Газпром» до этого перечислил банку Credit Suisse First Boston по кредиту «Медиа-Моста». Переговоры зашли в тупик, и 13 июня 2000 года Владимир Гусинский был арестован по обвинению в хищении $10 млн при приватизации компании «Русское видео». Через три дня Гусинский был выпущен под залог. С «Медиа-Мостом» ему пришлось проститься. На базе его активов был в итоге создан холдинг «Газпром-Медиа».
При Лесине-министре в 2003 году из состава ВГТРК было выведено агентство РИА «Вести». Оно перешло в подчинение Минпечати и с 2004 года было переименовано в РИА Новости. Именно Лесин пригласил руководить агентством Светлану Миронюк, которая возглавляла РИА до 2013 года. В недавнем интервью Forbes она заявила, что ее взгляды с Лесиным на то, что считается государственными интересами, впоследствии сильно разошлись. Именно Лесина она назвала одним из инициаторов ее отставки. «Это государственная служба, где никто никаких гарантий не дает», – так прошлой осенью в интервью Forbes комментировал перестановки в РИА сам Лесин. Это правило он должен был усвоить и на собственном примере.
В 2004 году Лесин сменил должность министра на статус советника президента по вопросам СМИ. В этой роли он был одним из инициаторов запуска в 2005 году телеканала Russia Today, который должен был транслировать российскую картину мира зарубежной аудитории. Но в 2009 году Лесин неожиданно был отправлен в отставку. Формальной причиной, как писал Интерфакс, было названо «несоблюдение правил госслужбы и этики поведения госслужащего».
Пост сдал
Среди причин громкой отставки источник Интерфакса в администрации президента называл также использование Лесиным своего положения «для решения вопросов, не связанных со служебными обязанностями».
В сентябре 2009 года входящие в «Национальную Медиа Группу» телеканалы РЕН ТВ и «Пятый канал» договорились, что с 2010 года продавать рекламу в их эфире будет не сейлз-хаус «Газпром-медиа», как прежде, а «Видео Интернешнл». Воспользоваться ее услугами основному акционеру банка «Россия» Юрию Ковальчуку (тогда «Национальная Медиа Группа» была тесно связана с этим банком) посоветовал именно Лесин, рассказывал один из его знакомых.
Руководство «Газпром-Медиа» тогда пожаловалось на «Видео Интернешнл» в администрацию президента, и Дмитрий Медведев, у которого не сложились отношения с советником, принял решение уволить Лесина, рассказывали источники, близкие к «Видео Интернешнл» и подтверждал федеральный чиновник.
В декабре 2009 года, сразу после отставки Лесина, Дума в рекордные сроки приняла поправки в закон «О рекламе», ограничившие с 2011 года долю «Видео Интернешнл» 35% от всех рекламных бюджетов, привлеченных на федеральные каналы за предыдущие два года. Бизнес крупнейшего продавца телерекламы казалось был обречен, но этого не произошло: летом 2010 года основатели и топ-менеджеры «Видео Интернешнл» продали 100% группы структурам, связанным с банком «Россия» и его учредителями.
Покинув администрацию президента, Лесин в 2010-2011 годах входил в совет директоров «Национальных телекоммуникаций» (на тот момент принадлежали «Национальной Медиа Группе»), но от активного участия в жизни российских СМИ отошел. Он переехал в Калифорнию, занимался рыбалкой, семьей, помогал сыну Антону, увлекшемуся кинобизнесом в Голливуде. Но следить за делами в России Лесин не переставал, поддерживая контакт со всеми ключевыми игроками на медиарынке.
Возвращение
Возвращение Лесина к делам оказалось неожиданным и триумфальным. Осенью 2013 Николай Сенкевич, почти 10 лет возглавлявший холдинг «Газпром-медиа», внезапно досрочно покинул свою должность. Руководство крупнейшим частным медиахолдингом страны также неожиданно поручили Лесину.
В холдинг «Газпром-медиа» входят телеканалы НТВ, ТНТ, радио «Эхо Москвы», Comedy Radio, «Сити FM», видеохостинг Rutube, газета «Семь дней» и другие медиаактивы. На деле компания (крупнейший акционер — Газпромбанк) находится под государственным контролем, а решения о назначении ее главы принимает, как рассказывали собеседники РБК на медиарынке, президент. Считалось, что возвращению Лесина способствовал его близкий друг, первый заместитель главы администрации президента Алексей Громов.
«Лесина особо лоббировать не надо, он же одна из ключевых фигур на рынке», — опровергал эту версию пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. «В данном случае, я думаю, сказалась потребность отрасли в том, чтобы такие люди были задействованы, и его личная потребность в раскрытии собственного потенциала», – говорил он корреспонденту Forbes.
На новом посту Лесин сразу развернул бурную деятельность. Всего за два месяца он заключил сделку с холдингом «Профмедиа» Владимира Потанина, приобретя развлекательные каналы «Пятница», ТВ3 и «2х2», радиостанции «Авторадио» и «Юмор ФМ» и кинокомпанию «Централ Партнершип». Покупка обошлась «Газпром-медиа» в $602 млн. Кредитные обязательства «Газпром-медиа» после сделки выросли в 6 раз, до 32 млрд руб. Но Лесин считал приобретение активов очень удачным шагом, видя в нем большой потенциал для синергии с каналами и радиостанциями своего холдинга. Сейчас бывшие телеканалы «Профмедиа» — одни из самых быстрорастущих активов в «Газпром-медиа».
Кроме покупок, Лесин занялся консолидацией продакшнов и рекламных подразделений внутри холдинга, поменял несколько топ-менеджеров, включая, многолетнего генерального директора «Эха Москвы» Юрия Федутинова. С этого момента начался конфликт Лесина с радиостанцией, вылившийся осенью 2014 года в публичный скандал. Тогда глава «Газпром-медиа» потребовал уволить журналиста «Эха» Александра Плющева за некорректное поведение в соцсетях. Лесин даже встретился с редакцией «Эха», Плющева в итоге удалось отстоять.
«Газпром-Медиа» — один из ведущих игроков в индустрии, и мы обязаны защищать свои интересы на рынке» — говорил Лесин в интервью Forbes, отвечая на вопрос, хочется ли ему участвовать в делах индустрии. Одного холдинга Михаилу Лесину, действительно, было мало — он быстро перенес свою энергию на весь медиарынок. По его инициативе, например, была возрождена премия «ТЭФИ», создан Индустриальный комитет по телеизмерениям, который должен был определить устраивавшего всех измерителя телеаудитории (рейтинги — ключевой показатель для продажи рекламы, главного источника доходов телеканалов), начал создаваться новый единый продавец телерекламы.
На рынке говорили о возвращении министра — пусть и в теневом статусе. Но активность Лесина, его сложный характер и стремление консолидировать рекламные потоки на телерынке оказались по душе не всем. «К тому, что меня многие не любят, я давно привык», — говорил сам топ-менеджер в интервью Forbes в августе 2014 года, а через несколько месяцев – внезапно оставил должность преправления «Газпром-медиа».
Близкие к Лесину люди говорили о личных причинах его ухода, в том числе о плохом самочувствии топ-менеджера. Но на рынке считали, что у его отставки были и другие причины — сложные отношения с руководителями федеральных каналов и с главой совета директоров «Газпром-медиа» Алексеем Миллером. Инициативы Лесина с его уходом «подвисли»: в частности, так и не был выбран единый измеритель аудитории телеканов, создание нового продавца телерекламы тоже застопорилось.
«Насколько я знаю Михаила Юрьевича, а знаю я его достаточно давно, в тех или иных обстоятельствах всегда большее значение имеет его воля, а не некие внешние факторы», — говорил про уход Лесина из «Газпром-медиа» замминистра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин.
Сам Лесин причины отставки официально не комментировал. После ухода он несколько месяцев провел в Швейцарии, где проходил курс лечения, затем уехал в свой калифорнийский дом. В делах медиаотрасли он практически не участвовал, но, как он сам признавался в недавнем разговоре с корреспондентом РБК, по старой привычке продолжал следить за ее жизнью.
© РБК