«Я видел, как люди теряли сознание и падали на пол как блины»
15 сотрудников завода Tesla в калифорнийском Фримонте рассказали газете The Guardian об условиях своего труда, а также полученных на работе травмах.
Согласно планам Элона Маска, в 2018 году компания Tesla должна выпустить 500 тысяч автомобилей — это на 495% больше, чем в 2016 году. Однако такие амбициозные планы плохо сказываются на работниках: они регулярно жалуются на переутомление, усталость и стресс, пишет The Guardian. Например, по словам собеседников газеты, во время выполнения трудовых обязанностей сотрудники Tesla неоднократно теряли сознание.
Я видел, как люди теряли сознание и падали на пол словно блины, разбивая лица. [Руководители] просто отправляют нас работать дальше, не обращая внимания на упавшего.
— Джонатан Галеску, технолог производства Tesla
О подобном инциденте с потерей сознания прямо на рабочем месте сообщил еще один рабочий.
Был помощник на моей линии, он просто работал, работал, работал, а затем просто упал на землю.
— Майки Катура, рабочий на линии аккумуляторных батарей Tesla
Бывший сотрудник Tesla Майкл Санчез рассказал газете, что несколько лет подряд работал с поднятыми вверх руками на конвейере с подвешенными автомобилями. так он заработал две грыжи межпозвоночного диска в шейном отделе позвоночника. При этом в компании, как пишет The Guardian, придерживаются версии, что он получил травму при установке колеса.
Ты можешь пережить понедельник. Ты можешь пережить вторник. В среду ты начинаешь что-то чувствовать. В четверг — боль. В пятницу — мука. В субботу ты просто пытаешься дотянуть до конца дня.
— Майкл Санчез, бывший сотрудник Tesla
Другие рабочие завода сказали The Guardian, что боятся сообщать о травмах руководству, так как в этом случае их переводят на более легкие задания, понижая почасовую оплату. Так, один из рабочих получал $22 в час, но после двух травм спины и перехода на другую деятельность стал получать $10 в час.
По мнению одного из опрошенных газетой работников, при таком подходе сотрудники перестают ощущать себя частью молодого и развивающегося стартапа, который всё ещё считается Tesla.
Как я понимаю, Элон Маск запускал Tesla аналогично мобильному приложению, не понимая, что инженеры — это не просто «ботаники», печатающие на компьютере. Атмосфера стартапа теряется, когда здесь работают тысячи людей, которые занимаются физическим трудом.
— неназванный сотрудник Tesla
По данным The Guardian, с 2014 года скорая приезжала на завод Tesla из-за обмороков, судорог и болей в груди у сотрудников более ста раз. Ещё около сотни вызовов касались травм и других ситуаций.
О тяжелых условиях труда на заводе Tesla было известно и ранее. В феврале 2017 года рабочий Хосе Моран в своем блоге Medium подробно описал переработки, высокий уровень травматизма и низкие зарплаты, с которыми сталкиваются он и его коллеги.
The Guardian допускает, что производственные практики Tesla были наиболее тяжелыми в первые годы деятельности компании. Представители предприятия не отрицают, что регистрируемый коэффициент инцидентов (TRIR, официальный показатель травматизма и заболеваний, о котором сообщают регуляторам безопасности на рабочем месте) был выше среднего уровня с 2013 по 2016 годы.
При этом Tesla отказалась опубликовать данные за эти четыре года, заявив, что сведения «не отражают того, как завод работает сегодня».
Элон Маск в телефонном разговоре с изданием признал, что рабочим «приходится нелегко», но сказал, что заботится о здоровье сотрудников, и напомнил об улучшении показателей безопасности на производстве в 2016 году.
По словам Маска, ему обидно получать обвинения в недостаточной заботе о здоровье и благополучии сотрудников. Он напомнил, что его рабочий стол находится «в худшем месте на заводе», а в начале 2016 года он спал на рабочем месте в спальном мешке.
«Я знаю, что людям тяжело, что они работают по много часов и на тяжелой работе. Я хотел бы работать больше, чем они, еще больше часов — это то, что должен делать руководитель», — подчеркнул Маск.
Мы делаем это, потому что верим в устойчивое энергетическое будущее, пытаясь ускорить появление чистого транспорта и производства экологически чистой энергии, а не потому, что мы думаем, что это способ разбогатеть.
— Элон Маск, генеральный директор Tesla
Guardian отмечает, что капитализация Tesla уже превысила показатели других крупных автопроизводителей с менее амбициозными планами роста — таких как General Motors и Ford. Обсуждая это сравнение, Маск заявил, что его компания переоценена.
Я уверен, что наша рыночная капитализация выше той планки, которую мы заслуживаем.
Мы — компания с убытками. Это не та ситуация, в которой мы, как какие-то жадные капиталисты, решили сэкономить на безопасности ради прибыли, дивидендов и так далее. Тут [важен другой] вопрос: сколько денег мы теряем? И как мы выживаем? И каким образом нам удастся не умереть и не потерять нашу работу?
— Элон Маск, генеральный директор Tesla
© vc.ru