Я сходил на стадион за 43 млрд рублей. Всё не так ужасно
Стадион на Крестовском острове — самый нелепый строительный проект в истории современной России.
События из биографии этой несчастной арены можно пересказывать бесконечно — будет и стыдно, и смешно.
Как всё начиналось
Я прекрасно помню, как Валентина Матвиенко (тогдашний губернатор) впервые объявила про суперсовременный стадион, который построят в Петербурге.
Представьте: это было в апреле 2005 года. 12 лет назад.
Изначально арена должна была строить 7 миллиардов рублей. Даже эта сумма вызвала жесточайшее осуждение среди тех, кто всегда говорит, что деньги нужно отдавать пенсионерам, врачам и учителям.
Если бы эти люди знали, какой получится итоговая стоимость, они бы завязали с общественной деятельностью и ушли в монастырь.
10 удивительных фактов
Итак, стадион на Крестовском строили больше 10 лет. За это время:
1. Ценник вырос с 7 миллиардов рублей до 43 миллиардов рублей. До изменения курса арена стоила больше миллиарда долларов.
При этом вместимость увеличилась с 50 тысяч (первый проект) до 68 тысяч (финально).
2. Дедлайны переносились десятки раз. Например, в январе 2006 года руководитель петербургского Спорткомитета Вячеслав Чазов сказал, что на 1 000 000% уверен: в 2009 году «Зенит» переедет на новый стадион.
Чиновник ошибся всего на 8 лет. И таких псевдопророческих цитат было много — всё мимо.
3. Под суд попали три компании-подрядчика. Одни завысили стоимость на 500 миллионов рублей, другие реквизировали почти 400 миллионов, третьи захапали авансы на 148 миллионов, ничего не предоставив взамен.
Главный ад: деньги на стадион забирались из бюджетов питерских школ и детских садов.
4. Умер архитектор стадиона Кисе Курокава.
«Он не оставил детальных чертежей — это затянуло время и привело к подорожанию стадиона. Кризис 2008 года привел к удорожанию. Будет один из самых дорогих стадионов в мире. Питер — один из самых красивых городов мира, так что и стадион должен быть неплохой», — заявил сенатор Вадим Тюльпанов.
К сожалению, сам Тюльпанов тоже не дожил до первого матча на Крестовском — за пару недель до игры он неудачно поскользнулся в бане и скончался.
5. Стадион не прошел комиссию ФИФА. В 2009 году чиновники из футбольной организации приехали на стройку, изучили арену и сделали вывод: многомиллиардный проект не соответствует футбольным стандартам. Пришлось все исправлять.
6. Пластиковые кресла годами лежали под пленкой. Их растаможили, привезли к объекту, но устанавливать было некуда. Теперь они навечно грязные: не пачкаются, но смотрятся колхозно.
7. Строители устраивали забастовку из-за того, что им тупо не платили два месяца. Скорее всего, их деньги растекались по чужим карманам.
8. Выяснилось, что выдвижное поле вибрирует — из-за этого на нем невозможно играть в футбол. Опять же, пришлось переделывать.
9. Оказалось, что даже после официального окончания строительства стадион все еще не готов. Например, у него не раздвигается крыша. На всевозможные доработки «Газпром» (уже «Газпром», а не город) в совокупности потратит больше 6 миллиардов рублей.
10. Штатные агрономы забили на поле — теперь за травой ухаживают сотрудники «Зенита». Газон всё еще в ужасном состоянии, но тянуть было нельзя: летом арена на Крестовском должна принять Кубок конфедераций, поэтому ее требовалось протестировать в боевых условиях.
Первую игру назначили на 22 апреля. «Зенит» — «Урал», 24-й тур чемпионата России.
Что в Питере говорят про этот позор?
Свой первый текст про кошмары стадиона на Крестовском я написал в 2012 году, пять лет назад.
Уже тогда всё это выглядело фарсом и трагикомедией.
Из Москвы регулярно приезжали журналисты спортивных изданий: их водили на экскурсию по арене и убеждали, что всё будет хорошо. Говорили, что земля не та, строители ленятся, поставщики подводят — и если бы не спонтанные обстоятельства, всё бы давно построили.
Я не верил в эти рассказы: у меня даже выработался иммунитет к новому стадиону и вкачанному в нему баблу.
Потом я начал избегать новостей про объект, потому что становилось просто стыдно и за город, и конкретно за тех, кто это допустил.
В какой-то момент я даже смирился и подумал, что «Зенит» так и будет играть на маленьком «Петровском», а стройку стадиона на Крестовском прервут и оставят в виде памятника. Памятника коррупции, как верно заметил Михаил Боярский.
К счастью, арену всё же доделали. Но на глаза постоянно попадались заметки о протекающей крыше, убогом газоне и других форс-мажорах, поэтому я не очень хотел идти на открытие.
В итоге друзья всё же уломали меня купить билет на исторический матч, и мы отправились на игру «Зенита» с «Уралом».
Где находится стадион за 43 миллиарда?
Честно говоря, нигде не встречал такой странной логистики, как на Крестовском.
У болельщиков есть два варианта. Первый — доехать до станции метро «Петроградская», сесть на бесплатный автобус, просидеть в нем 15 минут и выйти в полутора километрах от стадиона. Это расстояние нужно преодолеть пешком.
Второй вариант — сразу доехать до метро «Крестовский остров» и топать по парку 2 километра.
На личном транспорте не пускали — только вот так, по-хардкорному. Видимо, ориентировались на обладателей фитнес-браслетов и спортивных приложений.
Погода была ужасной, но мы всё равно решили, что разумнее доехать до «Крестовского» и шагать оттуда.
Как мы дошли?
Путь по парку занял 25 минут.
Тут стоит сказать, что на первую игру пустили только 20 тысяч зрителей (при вместимости в 68 тысяч), чтобы не перегрузить арену. В общем, в парке обошлось без толпы. 20 тысяч — это не так много.
У стадиона, снаружи напоминающего космический корабль из фильма Бондарчука, возникла небольшая давка.
На досмотре к нам отнеслись предельно гуманно: меня еле-еле пощупали, а у друзей даже не открыли рюкзак.
Зато парня, который шел за нами, обшмонали с ног до головы. «Не буду больше сюда ходить, чтобы не терпеть унижений», — пробурчал он. Не знаю, с чем связан такой избирательный подход при досмотре.
Мы поднялись по ступенькам, оперативно показали стюардам билеты и сразу попали на трибуну.
Дальше — в формате плюсов и минусов.
Что понравилось?
1. Температура на стадионе. Крыша захлопнута, поэтому на арене тепло, но не душно. На «Петровском» пришлось бы сидеть в двух свитерах, пуховике и кальсонах, а тут мы ходили в обычных кофтах, без верхней одежды.
2. Видимость. В отличие от «Петровского» нет беговых дорожек между полем и трибунами, поэтому футболисты гораздо ближе к зрителям, чем на старом стадионе.
3. Пространство перед сектором. Можно за пару минут выйти, сходить в туалет (их тут много, они неплохие) или добежать до буфета (там, к сожалению, крошечный ассортимент).
4. Работа стюардов. Нам все улыбались, обращались очень вежливо, отвечали на любые вопросы. Видно, что ребята прошли инструктаж перед международным Кубком Конфедераций.
5. Табло. Очень большие, качественные, всё хорошо видно.
6. Боярский в роли диктора. Крайне бодро для своего возраста. Один раз даже закричал «Каналья!»
Что не понравилось?
1. Слишком много лестниц и мало лифтов. Мне-то нетрудно подняться или спуститься, а вот для пожилых людей даже два пролета — испытание.
2. Чудовищный сигнал сотовой связи. Либо ноль кружочков и «Нет сети», либо один кружочек и по факту тоже «Нет сети». Можно легко потерять ребенка и не дозвониться ему.
Потом я попросил у коллег из ложи прессы пароль от Wi-Fi — там скорость тоже бултыхалась на дне.
3. В буфете — только сосиски в тесте за 200 рублей. Жирновато во всех смыслах.
4. Коллеги из спортивных медиа сказали, что верхний ярус (на него не пускали) конкретно не доделан. Там валяется строительный мусор, всё в пыли, кое-где протекают потолки. Надо скорее с этим что-то делать.
5. Дрянной газон. Людям, которые отвечали за траву, было настолько на нее наплевать, что всё поле получилось неровным, плешивым и просто уродливым. Это провал.
6. Протекающая крыша стадиона. Без комментариев. Пусть говорят те, у кого нет совести сдавать недоделанный объект.
7. Хилая акустика. Фанаты стараются, кричат, но их еле слышно. Непонятно, почему так.
Что по футболу?
«Зенит» играл абсолютно бездарно, но в середине второго тайма судья в спорной ситуации удалил двух игроков «Урала». Видимо, не хотел портить дебют.
Питерцы дожали и забили один мяч на 86-й минуте. К этому времени все адекватные люди начали переживать за гостей, которые мужественно оборонялись.
Потом у «Урала» удалили еще одного человека, и команда из Екатеринбурга осталась ввосьмером.
Игра завершилась выходом «Зенита» втроем на одного вратаря гостей — естественно, фавориты закатили второй гол.
2:0, суперскандальная победа хозяев.
Что говорили люди?
Обратно мы шли по парку в медленной толпе. В основном болельщики обсуждали не стадион, а судейство. Все согласились, что так выигрывать стыдно.
По поводу стадиона мнение тоже более-менее однородное: на 43 миллиарда арена точно не тянет, но находиться внутри приятно. Уж точно приятнее, чем на продуваемом и устаревшем «Петровском».
Любопытно, что под впечатлением в основном остались как раз те зрители, которые годами ходили на старый стадион. Я поспрашивал у московских журналистов — их арена на Крестовском абсолютно не впечатлила.
Говорят, что у «Краснодара» и «Спартака» лучше.
Но в Питере довольны: мы убедились, что на нашем долгострое все-таки можно играть в футбол, а это самое главное.
И всё же: круто или нет?
В моем личном рейтинге стадион на Крестовском точно входит в пятерку. Сравню только с теми топовыми аренами, где я был.
В Мюнхене стадион «Баварии» явно лучше, чем теперь у «Зенита».
Арена «Спартака» — тот же уровень.
В Амстердаме — чуть удобнее, чем на Крестовском.
В Стокгольме — заметно хуже, чем у нас.
Олимпийский стадион в Турине — в разы хуже, чем в Питере.
Правда, все эти стадионы построены за вменяемые деньги. А наш — за космические.