«Я прошёл игру на YouTube»: дивный мир стримов и летсплеев

Если вам повезло, и из вашего утюга о стримерше Карине ещё не вещали, мы готовы нанести запоздалый информационный удар. Но чем вдаваться в подробности грязных психологических материй (а с Кариной это неизбежно), лучше уж сразу обсудим феномен, которому она обязана своей славой. Записи прохождений и эфирные трансляции геймплея вошли в геймерский быт давно и прочно. А вот стереотипы, сопутствующие им со времён создания Justin.tv, несколько просрочились. Мы отобрали самые распространённые и сейчас постараемся их если не развенчать, то хотя бы уточнить. Spoiler alert: сон разума рождает чудовищ, но во всём виновата среда, да.

«Я прошёл игру на YouTube»: дивный мир стримов и летсплеев

Безусловно, стримы и летсплеи различаются технологически. Но эфирное вещание или постпродакшен — мелкие нюансы, не играющие в нашем случае существенной роли. Потому для удобства мы предлагаем рассматривать оба формата как единое целое — тренд, заткнувший за пояс привычные обзоры с рецензиями. С последними такое глобальное явление сравнивать вообще бессмысленно: речь о стихийном продукте, который редко предусматривает какую-то аналитику или выводы. Это скорее интерактивный опыт с авторскими комментариями разной степени ценности. Однако аудитории, очевидно, нужен именно он — иначе как спросом популярность пользовательских игровых видео не объяснишь. А популярность эта, меж тем, бьёт всё мыслимые рекорды, что мягко подводит нас к опровержению первого стереотипа.

Стриминг и летсплеи не стоит воспринимать всерьёз.

Цифры, знаете ли, говорят об обратном. Весь этот развесёлый контент — в первую очередь бизнес. Причём прибыльный. Для понимания масштабов достаточно единственного факта: в 2014 году за приобретение самого крупного стримингового сервиса Twitch боролись такие корпоративные гиганты, как Amazon и Google. Первому он в итоге и достался — сумма сделки составила почти миллиард американских долларов. Согласно актуальной статистике, ежемесячное количество уникальных зрителей на «Твиче» превышает сотню миллионов, поэтому не будет преувеличением сказать, что «Амазон» раскопали и благоустроили для себя перспективную золотую жилу.

Google же, у которых со сделкой не сложилось из-за потенциальных проблем с антимонопольным законодательством, подсуетились на предмет собственной тематической площадки YouTube Gaming. В качестве платформы для стриминга она менее удачна, зато в роли агрегатора всевозможного UGC очень даже хороша. А уж это-то добро «Трубе» не в новинку. Прошлой осенью шведский летсплеер PewDiePie (Феликс Чельберг) поставил абсолютный рекорд — 10 миллиардов просмотров за шесть лет с момента создания YouTube-канала. Справедливости ради отметим, что небольшой процент творчества Феликса — штатное влогерство и комедийные скетчи, но монтированные ролики с прохождением видеоигр — его визитная карточка.

По подсчётам Forbes доход PewDiePie за 2015 год оценивается в 12 миллионов долларов. Причём львиная доля прибыли обеспечивается показами встроенной рекламы в рамках партнёрской программы YouTube. В свете таких обезоруживающих данных прошлогоднюю новость о Minecraft-стримере, заработавшем на особняк в Лос-Анджелесе, можно рассматривать как контрольный выстрел в аргументы скептиков. Закрытие легендарных GameTrailers — тоже из разряда «добивающих» доводов (неофициальная причина — жёсткая конкуренция с новыми медийными форматами).

«Я прошёл игру на YouTube»: дивный мир стримов и летсплеев

И пускай штамповка любительских видео продолжает казаться пустяковым развлечением. Борьба за аудиторию, серьёзные бюджеты и заинтересованность крупных корпораций позволяют говорить о полноценной востребованной занятости и даже, господи прости — работе.

Ваши пьюдипаи с форсенами — очередная сетевая субкультура. Ни черта не делают, кривляются на камеру и стригут капусту. Вот бы их к станку на шарикоподшипниковый завод!

Для начала разберёмся, из чего состоит доход стримера/летсплейщика в вакууме. Большинство сервисов для публикации игровых видео предлагают авторам неплохие партнёрские условия — размещай спонсорскую рекламу на своё усмотрение и получай профит сообразно количеству просмотров. Те же Twitch или YouTube поддерживают как встраивание готовых промо-блоков, так и более скромную баннерную (или оверлейную) рекламу. Чистая прибыль таких инструментов заработка на Twitch колеблется в районе 4 баков за тысячу показов. Что характерно, заходить на стримы с включённым Adblock в фанатском комьюнити считается дурным тоном. На печеньки, впрочем, хватает и без того — спасибо прямым продажам упоминаний, слотов в вёрстке или эфирного времени. Однако и это далеко не самый распространённый способ монетизации.

«Я прошёл игру на YouTube»: дивный мир стримов и летсплеев

Если вы не заметили на странице стрима номеров WebMoney, QIWI-кошелька или Яндекс-денег — перед вами редкое исключение из правил. Наиболее успешные кузнецы контента живут за счёт добровольных пожертвований с минимальным порогом доната — аудитория перечисляет своим любимцам небольшие валютные порции, что называется, из любви к искусству. Премиумные подписки — менее прибыльный, но, пожалуй, самый забавный вариант монетизации. Хотя бы потому, что работает вопреки здравому смыслу. Да, зрители действительно готовы платить за сомнительные бонусы вроде чата с расширенной функциональностью или особенные лычки. Кто бы мог подумать.

В скучный ликбез о методах отъёма денег у населения мы углубились не случайно, и вывод из него довольно прозрачен: успех стримера или летсплеера напрямую зависит от количества подписчиков. Из чего проистекает банальная мысль: развлекать и удерживать аудиторию тоже нужно уметь, а само производство требует от автора определённых навыков. Поэтому прежде, чем привлекать спонсоров и искать способы конвертации зрителей в монету, нелишне будет озаботиться качеством и характером видео. Если формулировать совсем грубо, перспективный стример должен быть либо »папкой», либо профессиональным «петросяном». Про-игроки в Hearthstone Forsen и Kolento располагают к себе опытом участия в международных турнирах и готовностью делиться трюками на звёздных колодах. В то время как обзорщики со стажем Мэддиссон и Гуфовский промышляют стримингом и летсплеями на правах узнаваемых брендов имени себя и делают ставку на уникальную подачу.

Оригинальность и харизма — залог успеха. Но с забитым каналом, не выдерживающим трансляций в формате жалких 720p, каши не сваришь. Так что дело не ограничивается наработкой фанатского пула, окучиванием аудитории и жёстким маркетингом. Разруливать технические нюансы в этом театре одного актёра тоже приходится. В конце концов, чтобы клепать контент, набирающий десятки тысяч просмотров, необходимо иметь как минимум базовые представления о монтажном софте, железе и работе с «зелёнкой». Поэтому наш «вакуумный» автор игровых видео как правило и швец, и жнец, и в Dark Souls игрец. Разумеется, вряд ли он сразу поймёт, с какой стороны подойти к токарному станку без риска для здоровья. Но в эфир или Sony Vegas ходит так же же исправно, как технолог — на производство.

Отстранённое наблюдение за игровым процессом — это потребление потребления, новый виток консумеризма. Просмотр чужого прохождения никогда не заменит геймеру личный опыт.

Спорить с этим утверждением мы не хотим, но кое-какие неоднозначные моменты всё-таки озвучим. Многое ведь зависит от конкретной тематики. Просмотр чемпионата по League of Legends и медитативное втыкание в чужой геймплей The Last of Us — ягоды явно не одного поля. Профессиональные комментарии Версуты или трансляции тренировочных матчей Natus Vincere действительно могут быть полезны рядовым дотерам. А вот наблюдая за тем, как Markiplier задорно продирается сквозь Until Dawn, вы рискуете раз и навсегда испортить себе впечатление о тайтле. И ладно бы такие ролики использовались аудиторией в качестве гайдов — летсплеи ведь выросли из «подсказочного» walkthrough. Но выбор «прохождения на YouTube» частенько делается в ущерб самостоятельному, а это уже явление нездоровое.

«Я прошёл игру на YouTube»: дивный мир стримов и летсплеев

С одной стороны, преимущества налицо: никаких тебе дыр в бюджете и фрустраций в процессе. Удобно: хочешь — смотришь в фоновом режиме, хочешь — запускаешь на смартфоне по пути на работу. Комментатор в углу экрана веселит почём зря, опять же. Но на индивидуальном опыте и личных впечатлениях от отзывчивости управления (вместе с иллюзией отдачи после выстрела, например) можно заранее ставить жирный крест. Апелляция к опыту компьютерных клубов, когда за мучениями одного наблюдали всем миром, здесь не прокатывает — степени вовлечения, азарта и ответственности там было на всех поровну. То же можно сказать и об игре из-за плеча у друга/брата/свата. В нашем случае зрителю отводится роль пассивного наблюдателя: сиди, впитывай, ставь лайк, подписывайся на канал…

«Я прошёл игру на YouTube»: дивный мир стримов и летсплеев

В защиту летсплеев скажем, что тот же PewDiePie частенько монтирует выпуски так, чтобы засветить самые яркие моменты собственного прохождения, но не раскрыть всю интригу. Поэтому для первичного ознакомления с игрой такой подход может и сработать, однако осваивать что-то всерьёз лучше своими силами. Впрочем, вышесказанное имеет смысл только в отношении интерактивного кино и сюжетно-ориентированных проектов. Увлечение трансляциями киберспортивных (да и просто соревновательных) игр или ММО никаких морально-этических дилемм не порождает. Это ведь фан, чистое развлечение, всё равно что футбольный матч смотреть. К тому же, по количеству острых моментов MOBA порой уделывает ногомяч с потрохами.

Качество контента оставляет желать лучшего. Взять хотя бы «девочковые» стримы — квинтэссенция «днища» ведь!

К сожалению, наибольшим виральным эффектом отличаются именно шок-стримеры вроде затасканной по всем углам Рунета Карины. Ситуация: красивая девушка играет в CS: GO, штиль, ничто не предвещает беды. В окошке трансляции всплывает уведомление о донате суммой в 30 рублей, к которому прикреплен оскорбительный комментарий. Текст сообщения без купюр озвучивается голосовым роботом. Девушка закономерно теряет образ «няшки» и оглушительно матерится в камеру. Что делает зритель? Пересылает линк другу, естественно. Друг переходит по ссылке, сценарий повторяется. Занавес. Аплодисменты.

«Я прошёл игру на YouTube»: дивный мир стримов и летсплеев

На самом-то деле в своём эпатаже Карина не оригинальна. Способ заработать на негативе подписчиков с последующим бурным перформансом в кадре гречанка HelenaLive практикует уже не первый год. Наша же соотечественница интересна разве что неслыханными по соотношению «цена — качество» доходами. Желающие публично унизить стримершу за деньги ежедневно обогащают её в среднем на 40 тысяч рублей. Об остроумии комментариев или (страшно подумать) ценности игрового процесса для аудитории говорить не приходится. Зрителям же смысловое наполнение и даром не нужно. В общем, если рассудок и жизнь дороги вам — держитесь подальше от этих болот.

Любительницы щегольнуть декольте, занимающим значительную часть экрана, на «Твиче» с некоторых пор редкость. Кабы не строгие правила ресурса, сервис бы окончательно превратился в групповой Chatroulette, поэтому за откровенные наряды там активно банят. Однако менее пуританских площадок для развертывания тяжёлой артиллерии дамского очарования, конечно, хватает. И в целом тренд производит прискорбное (хотя и волнующее мужиков) впечатление.

«Я прошёл игру на YouTube»: дивный мир стримов и летсплеев

А теперь признаемся честно: продукции сомнительного содержания достаточно повсюду. Но огульно чесать полный метр Тинто Брасса под одну гребёнку с самопальными хоум-видео в здравом уме никто не станет. И наряду с полоумными истеричками во главе с пышногрудой Kaceytron существует ведь милейшая Eloise — профессиональный игрок в Hearthstone из состава Tempo Storm. В ту же ККИ регулярно рубится бывшая чемпионка WoW Hafu. Толковых каналов с адекватными авторами обоих полов вообще немало, ищущий да обрящет. Качество же и характер контента в первую голову определяются спросом, так что, как говорится, неча пенять на зеркало, оно показывает, как умеет.

Утверждать, что будущее игровых СМИ за стримингом и летсплеями, мы не берёмся. Ролик с прохождением Life Is Strange, записанный в оборудованной под студию спальне, вряд ли заменит полновесное аналитическое ревью. Но он, по большому счёту, и не стремится. А вот конкуренцию традиционным формам медиа новая волна создаёт нешуточную. И, судя по востребованности у аудитории, пользы от этого всё ещё больше, чем вреда.

Автор текста: Аня Деревянко

Источник:  4pda.ru


©  4PDA