«Я не понимаю, что делает этот стартап, и никто не может мне это объяснить» — Обозреватель Gawker о «загадочном» стартапе Helena

Обозреватель сайта Gawker Сэм Биддл ознакомился с презентацией проекта Helena, который «объединяет самых влиятельных людей в мире». Он попытался разобраться в происхождении стартапа и в его смысле, но столкнулся с трудностями. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод заметки.

На прошлой неделе мне прислали презентацию Helena, стартапа, возглавляемого 20-летним студентом Йеля. В презентации говорилось, что компания имеет связи с самыми влиятельными людьми в мире — от Стэнли Маккристала до Селены Гомес. Остаток недели я пытался понять, чем компания занимается, и должен сказать, что до сих пор не разобрался.

Неоднократно прочитав этот PDF-документ, я могу сказать, что речь в нём идёт о группе людей, которые что-то делают. Это «что-то» они называют «переменами», хотя остаётся непонятным, что они меняют и как. Перемены бывают плохими (как развод моих родителей) и хорошими (например, Закон о чистом воздухе). О каких переменах тут говорится?

Об этом есть кое-что на втором слайде: «Глобальный положительный эффект». Это как раз, то в чём хороши Хлоя Морец, звезда предстоящего фильма «Соседи. На тропе войны 2», и деятель глобальной войны с терроризмом генерал Стэнли Маккристал. Но пояснение о том, что «группа сообща создаёт прорывные идеи, а затем при помощи своих коллективных достижений, стратегических партнёрств и связей претворяет их в жизнь», — ничего не говорит о том, что такое Helena и чем она занимается.

Дальше написано: «Helena — не конференция и не встреча в верхах». Так что же это такое? Что вообще Helena делает? Еду доставляет? Или это музыкальная группа? Она может мне достать билеты на «Соседей» со скидкой?

Уже набили оскомину шутки о том, что в Кремниевой Америке все стартапы можно описать как «X для Y» — Dropbox для запахов, Uber для ветрянки, Twitter для людоедов и так далее. Но такая формула полезна, потому что технологический бизнес (и не только он) должен уметь коротко объяснить, что он делает и зачем существует. Пекарня торгует выпечкой, а Snapchat — это приложение для отправки друзьям сообщений.

Смысл существования компании не обязан быть хорош, но он должен присутствовать в виде доступной для понимания функции. Я пишу о стартапах уже несколько лет, и ни разу не встречал такого нелепого, невозможного описания. Даже создатель приложения, которое не умело делать ничего, кроме как отправлять уведомление «Yo» был более словоохотлив. Найти же кого-то, кто объяснит мне хоть что-то о Helena, оказалось невозможно.

На 11-й странице Helena описывается как «уникальный проект», который должен положить начало «мышлению нового поколения» и «объединить глобальных лидеров в возрасте до 25». Неплохо, мне нравятся уникальные проекты, да и Селене Гомес и остальным глобальным лидерам в возрасте до 25 лет — наверняка, тоже. Но как это работает?

Примерно так: встречи — идеи — эксперты — презентации — глобальные проблемы — партнёрства — преимущества — инициативы — показатели — эффект. С таким трудно спорить. Но кто за всё это отвечает?

«Основатель, генеральный директор и председатель» этой глобальной инициативы — 20-летний студент Йельского университета Генри Элкус. Он также выступает учредителем компании Naos Capital, сайт которой состоит из фотографии океана и такого сообщения: «Naos Capital — это международный фонд инвесторов-миллениалов. Мы являемся самофинансируемым объединением предпринимателей, финансистов и филантропов, ориентированных на рынки будущего».

Как 20-летний студент становится генеральным директором международного стартапа и владельцем венчурного фонда? Возможно, дело в том, что его папа — Билл Элкус, успешный венчурный капиталист. Папа, конечно, входит в правление Helena.

Устраивать неопытных отпрысков в семейный бизнес — это давняя традиция богачей. И несмотря на все жертвы, принесённые к алтарю меритократии, кумовство процветает в Кремниевой долине так же, как и везде: как и на протяжении нескольких тысячелетий, богатый папа — хорошая гарантия успеха в жизни. Можете спросить об этом Генри Элкуса.

Теперь поговорим о громких именах. Мы уже знакомы с Хлоей Морец, Селеной Гомес и генералом Маккристалом. В той же презентации упоминаются другие знаменитости — действительно выдающиеся люди, добившиеся значительных успехов. Пытаясь выяснить, что же такое Helena, я обнаружил, что некоторые из них ничего о проекте не знают.

Я написал письмо Дженнифер Маккри (общественный деятель, ученый — прим. ред.) с вопросом о её участии в компании, и получил удивлённый ответ: «Это Ариэль, ассистент Дженнифер. Я только что спросила её об этом, но ей ничего не известно. Должно быть, речь о другой Дженнифер Маккри».

Помощница Селены Гомес также написала, что ничего об этом не знает и уточнила у меня, что это вообще такое. А я знать не знаю, что ответить на этот вопрос. Я попытался объяснить, что такое Helena, но не преуспел, потому что сам не понимаю, что это. «Так что это такое? Ссылку дать можете?» — спрашивала помощница. «Я пытаюсь выяснить, но никто об этом ничего знает», — ответил я. Дохлый номер.

Я спросил кинопродюсера Кейси Неистата, который также упоминался в презентации, о его роли в компании. Он ответил, что не знает. Я уточнил, не знает ли он о своей роли, о компании, или о том и другом. Но и на этот вопрос он не смог ответить уверенно. На следующий день Неистат написал мне: «Вы имеете в виду Helena Group? Организацию Генри Элкуса?» Он сказал, что такая организация есть, и он имеет к ней некое отношение — поддерживает контакт с Генри уже больше года.

То есть, она и правда существует. Представитель Морец был озадачен. На вопрос об участии актрисы в Helena он ответил: «Она участвует. Пытаюсь выяснить, как». За этим ничего не последовало.

Ещё два участника Helena подтвердили мне существование организации в таких выражениях, осмысление которых требует научной степени по философии, но заявили, что их просили не распространяться о деятельности Helena. Складывалось ощущение, что всё это какая-то большая мистификация, в которой участвуют мои ближайшие друзья (Селена Гомес) и враги (Стэнли Маккристал, который так и не ответил на просьбу о комментарии).

Не ответил на запрос и Генри Элкус, генеральный директор, основатель и председатель. Письмо в адрес отца Генри вернулось ко мне с уведомлением о том, что адрес больше не работает. Пребывая в отчаянии, я сделал то, чего клялся не делать никогда: обратился за помощью к пресс-службе компании. Вытягивать из пиарщиков простые и конкретные факты — это почти что садомазохизм, но что оставалось?

Выяснилось, что функции пресс-службы Helena выполняет компания Rogers & Cowan. Нанимать такую компанию, чтобы распространить месседж — очень дорого, и это означает, что А) у Helena есть много денег, что неожиданно B) видимо, есть и какой-то месседж, требующий распространения.

Первый пиарщик, с которым я обменялся письмами, отказался говорить со мной по телефону — насколько я понимаю, такое случилось впервые в истории связей с общественностью: общаться с пресс-службой ЦРУ мне было проще. В тот день я увидел, что Helena распространила пресс-релиз, который, как я надеялся, что-то прояснит:

«Сегодня состоялось открытие Helena, первой организации в своём роде. Созданная, чтобы проложить путь к новому типу мышления и действий, Helena объединяет глобальных лидеров мнений с тем, чтобы инициировать всемирные позитивные перемены. Половина участников — младше 25 лет, другая половина старше, что выгодно отличает Helena от других подобных инициатив. Каждый участник представляет определённую область знаний, что обеспечивает мощную платформу для разностороннего осмысления и выработки инновационных решений.

Генри Элкус: «Helena представляет новую модель для перемен. Проблемы завтрашнего дня требуют нового типа решений. Мы хотим быть готовы к этому. Helena объединяет выдающихся людей разного возраста и жизненного опыта, чтобы совершить позитивные перемены. Каждый день мы имеем дело с величайшими умами современности. Это вселяет в нас оптимизм: проблемы завтрашнего дня решаемы, и мы можем быть частью их решения».

Ну хорош. В конце пресс-релиза были указаны три контактных лица из Rogers & Cowan, включая того, который уже успел меня отбрить. Звонок второму остался без ответа, и сам он мне не перезвонил. Наконец, я сумел связаться с третьей пиарщицей, которая сказала, что будет рада ответить на все вопросы.

— На какой слог ударение в названии Helena?
— Можно и так, и так.

Так себе начало.

— А что Helena такое?
— Это некоммерческая организация, которая объединяет тех, кому ещё нет 25 лет и тех, кому уже есть 25 лет, чтобы вместе они находили новые подходы к вопросам и проблемам, стоящим перед обществом, а также чтобы помочь миллениалам, которым ещё нет 25 лет быть услышанными, проявить себя в бизнесе, в гражданском обществе…
— Можно пример «вопросов и проблем», которые будет решать Helena?
— Организация только начала работу. Есть целый ряд предложений, внесённых участниками, их предстоит обсудить и определить, каким будет отдан приоритет.
— Где состоится обсуждение?
— Пока решения нет. Все будут встречаться со всеми в интернете.
— Как часто?
— Не могу сказать.
— Как именно Helena связана с организацией этих обсуждений?
— Не знаю.
— Helena будет зарабатывать?
— Если есть сотрудники и офис, то их надо как-то содержать.
— Но откуда возьмутся деньги?
— Я запишу этот вопрос.
— Helena уже привлекла какие-то инвестиции?
— У них есть первоначальный капитал, которого хватит на первое время. Честно говоря, не знаю, откуда он.

Через несколько дней та же сотрудница Rogers & Cowan переслала мне письмо от Сэма Фейнбурга, ещё одного студента Йеля и вице-президента Helena. Предполагалось, что оно ответит на интересующие меня вопросы. Вместо этого оно ввело меня в ещё большее замешательство. «Миссия Helena — оказывать позитивное влияние на весь мир», и эта миссия финансируется «значительным личным капиталом» 20-летнего Генри Элкуса. «Мы высоко ценим атмосферу товарищества и взаимовыручки, установившуюся уже после первой встречи участников».

Зато Фейнбург пролил немного света на название: «Мартин Лютер Кинг говорил: «Тьма не прогонит тьму — только свет в силах это сделать». Нас вдохновил его пример, и мы назвали организацию Helena, то есть «яркая, светящаяся». Мы собрали вместе удивительных людей, глубоко небезразличных к судьбам мира, в надежде, что вместе мы сделаем его лучше».

Через три дня на сайте Inc. появилась публикация, автор которой «встретился с основателем Helena Генри Элкусом, чтобы узнать, как нужно выстраивать и поддерживать серьёзные отношения». Ничего неожиданного: «ошибайтесь», «слушайте», «вовремя заканчивайте совещания». Как может быть такое, что от прочтения статьи о чем-то понимаешь её предмет ещё хуже?

Helena кажется филантропическим стартапом в меньшей степени, чем набором случайных слов. В этом деле, надо сказать, они, вероятно, преуспеют. У них есть загадочное финансирование. Штат пиарщиков. Смазливый основатель. Нам обещают «эффект». Эффект все любят. Генри Элкуса ждёт успех.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

©  vc.ru