7 смертных грехов в российском PR: итоги года

Самый главный критерий успешности PR-кампании заключается в том, что она должна быть не просто интересной, прикольной или умной. Конечно, все это обязательно нужно, но это только надстройка. В основе своей кампания должна содержать какую-то сокровенную идею — тайную, опасную или интимную. Она должна строиться на том, что нельзя, но очень хочется. Быть на грани или даже за. Высший пилотаж — если идея будет зарыта очень глубоко и не считываться даже при некотором анализе и размышлении. В этом случае пользователь вовлекается очень активно, но совершенно не подозревает, что вместе с инициатором кампании он совершает смертный грех.

Я подобрал 7 примеров — как раз по количеству самых больших грехов.

1. Чревоугодие

(обжорство, желание потреблять больше необходимого)

К кампании Бургер кинг не требуется даже особых комментариев: «Налижемся!» и «Смотри не обострись!». И я даже не буду копать глубже и раскрывать все фекальные намёки — всё и так понятно. И очень быстро бурление фейсбучных потоков выплеснулось за пределы социальной сети в рекламные, а потом в федеральные СМИ, на телевидение и докатились аж до ФАС. За это, конечно, начальство вряд ли похвалило бургерных копирайтеров, но за шумиху и охват могло порадовать бонусами.

b_58604bc4f1bf7.jpg

b_58604b602ae2f.jpg

2. Блуд

(похоть, распутство, чрезмерное желание удовольствий)

Лично мне очень нравится то, как работает Aviasales. То, как они молниеносно отрабатывают информационные поводы, как смело их обыгрывают, вызывает у меня профессиональный восторг (извините, но я не разделяю фейсбучную скорбь по поводу развода Анджелины Джоли и Брэда Пита и в бойкоте компании Кости Калинова не участвую). Ну, а больше всего мне нравится акция в связи с блокировкой Pornhub. И, насколько я помню, поддержка порносайта, в отличие от шутки над разводом звёздной пары не вызвала негативной реакции соцсетей и это, кстати, и ещё одно подтверждение тонкой игры на похотливости аудитории.

b_58604cb07802c.jpg

Напомню, что акция заключалась в оформлении главной страницы Aviasales в интерфейсе Pornhub. И об этом писали не только в российских соцсетях, но и в западных СМИ.

3. Гордыня

(тщеславие, высокомерие, чрезмерная уверенность в себе, похвальба)

Совершенно прекрасно, я считаю, в 2016 году выступил Сергей Минаев (для тех, кто не в курсе — это автор романа Duxless и главред Esquire Russia). Возможно, у меня профессиональная деоформация, но в каждом действии того или иного селебритис я подозреваю самопиар. Тем более, если акция высосана из пальца и тянет на скандал. Вообще я убеждён, что у пиара нет вектора и лучше пусть говорят хоть что-то, чем полностью игнорируют. Это работает даже на публичные компании (если, конечно, PRавильно управлять этими «разговорами»), а для селебритис вообще хлеб.

В общем, господин Минаев пришел в отель Golden Palace без паспорта и ему отказали в регистрации. И полетело г**но на вентилятор. Фейсбучный пост Минаева спровоцировал флешмоб его поклонников по снижению рейтинга гостиницы (и им удалось три звезды из пяти). Потом писатель разослал письма своим партнерам не селиться в этом отеле ни при каких обстоятельствах.

b_58604da08370c.jpg

Я не следил онлайн за развитием ситуации — говорят, что противники Минаева начали минусовать его ресторан в Фейсбуке. Подтвердить это не могу, так как рейтинг на странице этого ресторана сейчас отключен, но вот у гостиницы Golden Palace рейтинг на уровне 4,2 звезды. Да я говорил, что у пиара нет вектора, но нужно уметь им управлять — лично или руками PR-специалистов. А вот интересно, Минаев пытался заселиться в какой-нибудь, например, американский или французский отель без ID?

4. Зависть

(желание чужого статуса, качеств, имущества, уверенность в несправедливости мира, недовольство тем, что есть)

Сначала я хотел отнести этот кейс к чревоугодию, но орально-анальные слоганы Бургер кинг заставили меня ещё немного поисследовать. Действительно, в истории программы Ревизорро есть что-то от обжорства. Но новости про то, что Елена Летучая открывает собственную сеть кафе выводят этот проект на совершенно другой уровень.

Наверное, неплохо перед запуском собственного бизнеса смешать конкурентов с тухлыми яйцами и выплеснуть все это на пол в грязной кухне. Но имхо нельзя возвыситься путём унижения других. И сорри за высокопарный стиль.

b_58604ea31cf6f.jpg

5. Уныние

(лень, нежелание физической и духовной работы)

Не знаю, насколько вы в владеете счетом смертных грехов, но на самом деле в одних религиях их семь, а в других восемь. Я решил выбрать семь PR-кейсов вовсе не по религиозным соображениям, а потому, что историй, основанных на праздности и унынии зав 2016 году было вагон и маленькая тележка. И даже просто описывая их можно впасть в смертный грех, а мне этого очень не хочется.

И даже этот единственный кейс я не стану разбирать в деталях, чтобы никого не искушать. Да и что тут описывать? Кампания была очень яркой, буквально ослепительной, но очень короткой, буквально мгновенной. А в России, кстати, даже не успела запуститься официально. Но не искушайтесь и просто посмотрите скриншот.

b_58604f844e469.jpg

6. Гнев

(злость, месть, противопоставленные любви деструктивные чувства)

Каюсь, я тоже поддался. И даже высказал своё негативное мнение в публичном пространстве, чего в силу профессии и понимания необходимости работы на грани делаю крайне редко. Однако использование гнева в этом кейсе, похоже, обернулось против заказчика — новогодний ролик МКБ всколыхнул новую волну акции #янебоюсьсказать. Конечно, масштаб уже не тот, но возможно, просто потому, что никому не пришло в голову поставить этот хэштег в обсуждение «сказки» с преображением деловой женщины в заботливую маму (как мне показалось, посмертно). Пока сложно оценить результаты этой кампании. Больше миллиона просмотра ролика на ютубе говорят о том, что хорошо сработали и смогли зацепить аудиторию. Но готовы ли стать эти люди клиентами банка?

b_5860500f1a491.jpg

7. Алчность

(жадность, желание материального богатства в ущерб духовному)

Возможно, сценарий истории с Боярышником заключался совсем в другом. Но я вижу его так: установка автоматов по продаже спиртовых настоек, вброс опасных для жизни пузырьков, гибель людей, а потом устранение автоматов и повышение цен на продажу спиртосодержащей продукции, возможно — запрет или ужесточение условий на продажу препаратов с содержанием спирта. Был бы рад ошибиться, если бы на днях не появились новости о необходимости включения косметических лосьонов, в том числе настойки боярышника в перечень спиртосодержащей продукции, оборот которой регулируется Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС). И все поддержат новую инициативу, потому что «жизнь людей дороже».

Здесь, пожалуй, обойдёмся без картинок.

Возможно, я преувеличиваю, но если и так, то самую малость. Оглядываясь назад и анализируя самые громкие истории прошедшего года, я с уверенностью могу сказать, что большие и маленькие бренды ловко используют наши с вами слабости, прокачивая собственную популярность и увеличивая свои продажи.

С наступающим вас, друзья!

©  vc.ru