6 вещей, которые надо знать про VR
Описываем сложное простыми словами.
Несколько лет назад виртуальная реальность у большинства из нас ассоциировалась с научной фантастикой из далекого будущего. Удивительно, насколько быстро все поменялось.
Виртуальная реальность набрала обороты, и мир радостно её принимает. Уже к концу этого года практически все ключевые игроки IT-рынка выпустят VR-шлемы. Все они концептуально разные, но конечная цель одна — создать эффект реального присутствия в игре, на пляже, в аудитории университета или в тележке на американских горках.
Как ни странно, почти все мы оказались не готовы к столь активному развитию виртуальной реальности и ее появлению в наших жизнях. Некоторые нюансы технологии просто непонятны, а другие откровенно пугают.
1. Что такое виртуальная реальность?
Как бы странно это не звучало, само понятие виртуальной реальность ничем отличается от его фактического значения. Все даже еще проще — это созданный с помощью компьютерных технологий мир, в который можно попасть с помощью одного из специальных шлемов.
Одеваем на голову то самое устройство входа в виртуальную реальность и оказываемся в трехмерном мире, который можно рассмотреть со всех сторон. В зависимости от программного обеспечения, иногда в нем реализовано перемещение в пространстве и взаимодействие с объектами, а чаще — просто наблюдение за происходящим.
Более подробно основы виртуальной реальности изложены в этом видео:
Виртуальную реальность очень часто путают с дополненной реальностью. Но во втором случае пользователь не становится частью трехмерное созданного с нуля мира — он видит новые нефизические объекты или какую-то информацию о действительно существующих в реальности.
2. Какие термины нужно знать?
На страницах интернета, на экране телевизора и так далее каждого из нас обычно встречают различные сокращения, технический слэнг и аббревиатуры — данный случай не исключение.
Виртуальную реальность обычно сокращают до VR от английского virtual reality.
А дополненную реальность зачастую определяют как AG от augmented reality.
Вспомогательные обозначения, среди которых айтрекинг, моушнтрекинг и другие, рассмотрим уже при более тесном знакомстве с отдельными нюансами технологий виртуальной и дополненной реальностей.
3. Как работают шлемы виртуальной реальности?
Все VR-шлемы работают по одному и тому же принципу. В каждый из них встроено по пару стереоскопических экранов или их эмуляторов для визуального ряда. Устройство рендерит сразу две картинки отдельно для каждого из глаз, а разница между ними и создает эффект присутствия.
Зачастую вместе со шлемом виртуальной реальности используются наушники, которые передают звуки окружающей пользователя трехмерной среды. В идеале оба устройства вывода должны одновременно реагировать на поворот головы пользователя для более глубокого погружения.
Кстати, вот тут подробно рассказывают о присутствующих сегодня на рынке VR-шлемах и самом простом способе собрать собственный из картона:
Если мы говорим об интерактивном VR, в данном случае нужны различные контроллеры и другие инструменты ввода. Их разнообразие отложим для отдельного тематического материала.
4. Смогу ли я обойтись без шлема VR?
Для входа в виртуальную реальность нужно две разные картинки, каждая из которых будет доступна только одному глазу — иначе мозг не обмануть. Поэтому даже значительное сокращение большого расстояния до монитора не позволит достигнуть необходимого эффекта.
Плюс устройство должно реагировать на повороты головы пользователя, которые контролируются акселерометром и гироскопом. И для получения положительного результата монитор в теории пришлось бы как-то одеть на голову — фантастика.
Многие путают трехмерное изображение на экране телевизора и виртуальную реальность. Если не вникать в нюансы, в данном случае используются абсолютно непохожие технологии, которые предполагают разную степень погружения. В последнем случае мозг фактически перестает различать действительность и искусственно созданный мир.
5. Почему после VR подташнивает и кружится голова?
Для комфортного использования всех нужд виртуальной реальности передаваемая мозгу картинка должна быть максимально качественной со стабильной частотой обновления и минимальной задержкой при повороте головы или других действиях — это нужно учитывать при разработке контента.
Во время использования виртуальной реальности сознательная часть мозга понимает неправдивость всего, что ему показывают, но бессознательная целиком и полностью принимает на веру все происходящее. Когда какие-то элементы в изображении сильно смущают мозг, срабатывают защитные реакции организма, которые вызывают тошноту или головокружение.
Например, если картинка постоянно дергается или шатается, а вестибулярный аппарат сообщает, что тело находится в состоянии покоя, возникает диссонанс. Мозг думает, что в организм попало опасное вещество, которое срочно нужно из него извлечь — вот и эффект.
Максимальный реализм в условиях ограниченной производительности ложится на плечи разработчиков, которые еще до конца не научились работать в таких условиях.
Кстати, здесь хорошо описаны основные принципы создания контента для VR:
А вот тут основные проблемы, с которыми сталкиваются разработчики:
6. Как создать что-то в виртуальной реальности?
Дополнительные нюансы по поводу работы с виртуальной реальностью, чтобы не превращать один текст в безразмерный архив информации, мы оставили для отдельных материалов. Например, все то же разнообразие контроллеров для управления происходящим в VR-мире и многое другое в ближайшее время обязательно появится на страницах нашего сайта.
Современная виртуальная реальность сегодня находится только на старте развития, поэтому со сложностями сталкиваются как пользователи, так и разработчики. После углубленного изучения VR-нюансов у меня лично проснулось огромное желание переметнуться из числа первых в сумбурные ряды вторых — есть перспектива, и это очевидно.
Шататься по бесформенным форумам в поиске необходимой информации бессмысленно, поэтому нашел достойный бесплатный курс обучения от Microsoft. Некоторые предлагаемые им видео-уроки использовал для подтверждения написанного выше. С его помощью обещают научить самостоятельно создавать виртуальную реальность на Unity и DirectX/C++. Может, скоро перенесу весь iPhones.ru в VR. Хотели бы увидеть что-то подобное?