«5 искушений руководителя»: ключевые идеи из бизнес-романа Патрика Ленсиони
Патрик Ленсиони много лет консультирует по вопросам менеджмента руководителей высшего звена в компаниях FedEx, VISA, New York Life, Microsoft и других. Его книги в жанре бизнес-фикшн выдержали множество переизданий и получили мировое признание.
Константин Смыгин, основатель проекта бизнес-литературы в кратком изложении MakeRight.ru, рассказал vc.ru о ключевых идеях бестселлера Патрика Ленсиони »5 искушений руководителя».
О чем эта книга
Книга — о том, как не надо руководить. У кого-то есть врожденный талант управлять людьми, но таких немного — большинство совершает типичные ошибки, которые Ленсиони описал в виде пяти искушений. Как ни странно, мало кто понимает, что причина ошибок кроется в неправильном поведении, а вовсе не в особенностях маркетинга, ведения финансовых отчетов или производственных совещаний.
Автор приводит в пример телешоу, где героиня ищет ключи не там, где потеряла, а там, где больше света. Примерно так же действуют многие руководители, избегая заглядывать в суть проблемы. Когда становится ясно, что дела плохи, они предпринимают несущественные шаги, в которых хорошо ориентируются, но избегают анализировать собственное поведение — и в итоге снова и снова наступают на те же грабли.
Ленсиони разделил книгу на две части: притча и конкретные рекомендации. Притча рассказывает о генеральном директоре Эндрю, который вступил в должность год назад, но перед ним уже замаячили признаки провала. Дела в компании идут все хуже, прибыль все меньше, и вот уже назначено собрание совета директоров, перед которым он будет отчитываться. Собрание пугает Эндрю, он боится лишиться поста и не понимает, что с этим делать.
Допоздна задержавшись на работе, он едва успевает сесть на последний поезд в метро. Сначала он едет в одиночестве, потом через вагон проходит пожилой человек в одежде уборщика, а вскоре поезд останавливается на полпути. Уборщик, назвавшийся Чарли, предлагает Эндрю пройти в соседний вагон, где гораздо удобнее, и заводит с ним разговор. Выясняется, что отец Чарли много лет руководил крупным предприятием, и он готов дать Эндрю ценные советы.
Эндрю проникается доверием, рассказывает старику о своих проблемах, а тот утверждает, что всему виной пять искушений, с которыми сталкивается любой топ-менеджер. К ним присоединяются еще три генеральных директора, каждый из которых стал жертвой того или иного искушения. Наконец поезд трогается, а Эндрю просыпается: все это ему приснилось.
На собрании директоров проблемы принимают вполне снисходительно, но Эндрю произносит речь о пяти своих искушениях и сам уходит с должности. Что же это за искушения и как с ними бороться?
1. Стремиться любым способом усидеть в кресле руководителя
Первым искушением, особенно типичным для молодых руководителей, Ленсиони считает головокружение от новой должности, а не от успехов компании под их руководством. Когда Чарли спрашивает, какой день за последний год был для Эндрю самым счастливым, тот называет день, когда он стал генеральным директором. Второй счастливый день был для Эндрю примечателен получением возросшей в несколько раз зарплаты.
Чарли спрашивает, понравилось бы Эндрю, если бы президент США был бы счастлив стать президентом и получать много денег, а всем остальным не особенно интересовался. Вопрос, каких результатов компания достигла под руководством Эндрю, приводит его в растерянность.
Ленсиони считает, что успех компании и личный успех ее руководителя неразделимы. Но если на первое место выходит скорость развития карьеры — значит, руководитель поддался первому искушению, забыв об ответственности за общее дело. Он начинает действовать так, чтобы поддержать свою репутацию, уходя от действий, которые могут плохо отразиться на карьере.
Постепенно такой руководитель приближает к себе подхалимов и отстраняет тех, кто работает честно. Он становится все тщеславнее, его все больше заботит мнение окружающих. А между тем, считает Ленсиони, людям нравятся руководители, которые меньше думают о своем величии, а больше всего — о коллективном успехе.
Именно результаты компании — критерий личного успеха руководителя. Если он не может их добиться, значит, ему лучше уйти.
2. Стараться нравиться подчиненным
Второе искушение — превратить подчиненных в группу поддержки, которая заранее одобрит любое решение руководителя. Руководители заводят дружбу с приятными людьми и проводят с ними все больше времени, а потом не решаются спрашивать с них и критиковать, чтобы не обидеть и не лишиться их расположения. Но если такой приближенный начнет приносить компании явные убытки и это станет невозможно скрывать, руководитель не моргнув глазом уволит его, не вникая в ситуацию. Работа попадает в зависимость от личных отношений.
В притче Эндрю рассказывает Чарли, как вынужден был уволить сотрудника, который отвечал за рекламу, по имени Терри. Терри был ему симпатичен, он делился с ним проблемами, вместе обедал и активно общался, пока на работу рекламного отдела не посыпались нарекания. Эндрю уволил Терри, не потрудившись выслушать и разобраться.
Чтобы избежать второго искушения, Ленсиони советует держать дистанцию и требовать от подчиненных выполнения их обязанностей.
3. Затягивать принятие решения из страха совершить ошибку
Многие руководители настолько боятся ошибиться, что просто не делают ничего. Они собирают бесконечные совещания, копаются в мелочах, их указания становятся такими расплывчатыми, что служащие могут понять их как угодно. Руководители же рассчитывают, что хороший подчиненный сам сообразит, что ему делать. В итоге о хороших результатах говорить не приходится — ведь сам директор не знает, чего же он хочет.
Чарли рассказывает Эндрю о своем отце, считавшем, что самые сильные слова любого руководителя — «Я был неправ». Постепенно он совершал все меньше ошибок, с каждой из них приобретал опыт и со временем заработал репутацию очень дальновидного человека.
Ленсиони считает, что лучше дать ошибочное распоряжение, чем не давать никакого. На ошибках учатся и приобретают опыт, а бездействие может стать для компании катастрофой.
4. Бояться расхождения во мнениях
Четвертое искушение руководителя — боязнь конфликта, который может вспыхнуть во время совещания. Инстинктивно он старается приглаживать выступления, чтобы они не переросли в ожесточенный спор. Как считает Ленсиони, в тихих скучных совещаниях истина умирает, а не рождается. Не нужно бояться затрагивать острые темы: чем раньше их обсуждать, тем лучше.
Пассажиры поезда, присоединившиеся к беседе Эндрю и Чарли, — тоже руководители. Один из них боится вынести на обсуждение даже собственные идеи, чтобы их не раскритиковали, если собрание слишком эмоционально. Другой, наоборот, поощряет бурные собрания: он вырос в многодетной семье, с детства спорил до хрипоты с братьями и сестрами и считает, что это совершенно нормально.
Ленсиони советует выслушать все мнения, в том числе и эмоциональные, и прийти к общему решению. Как только подчиненные поймут, что руководителю нравятся тишина и покой, вместо конструктивного обсуждения он услышит обмен вежливыми фразами. Пусть лучше каждый выскажется — конечно, избегая грубостей и прямых оскорблений, — проявит неравнодушие и поделится взглядом на общую проблему.
5. Стремиться стать неуязвимым и не доверять подчиненным
Чтобы подчиненные начали доверять руководителю, считает Ленсиони, он должен сделать первый шаг и довериться им. Это очень трудно: кто-то боится, что его перестанут уважать, а то и начнут смеяться за спиной. Поэтому они не хотят обсуждать свои планы и решения всем коллективом и просто дают распоряжения сверху. На совещаниях люди поддерживают начальственную точку зрения, понимая, что ничего другого от них и не ждут.
Хороший руководитель не боится обжечься. Он готов к тому, чтобы его идеи критиковали, обсуждали, предлагали вместо них другие. Он не боится щелчков по самолюбию и урона для профессиональной репутации. Он показывает, что доверяет подчиненным, и они обязательно отвечают ему искренностью и доверием. На таких открытых обсуждениях приходит понимание того, что делать дальше, и тогда можно требовать ответственности от каждого.
В конце притчи Чарли резюмирует, что нужно хорошему руководителю:
- помогать компании давать хорошие результаты;
- точно установить обязанности каждого и требовать за них ответственности;
- делать цели и задачи ясными;
- не избегать споров и делать конфликты конструктивными;
- проявлять доверие к подчиненным.
Все это поможет избежать пяти искушений.
***
Книга будет полезна руководителям высшего и среднего звена — в принципе, тем, у кого в подчинении находятся даже несколько человек. Ее с интересом прочтут люди, интересующиеся психологией производственных отношений, а также те, кто собирается выбрать карьеру, связанную с управлением людьми: о некоторых вещах стоит узнать заранее.
Для изложения своих идей Ленсиони выбрал удачную форму притчи — легкую, доходчивую и наглядную. Две части книги хорошо гармонируют друг с другом. Притча воплощает пять искушений на примере истории конкретного руководителя — вторая часть резюмирует ее. Доходчиво и легко написанная книга, заменяющая иное многословное руководство.
Возможно, кто-то отнесет к недостаткам литературные погрешности притчи, но автор и не задавался целью написать роман. В целом книга вполне достойна прочтения.
© vc.ru