ЭТП - прозрачный механизм для борьбы с коррупцией
Автор: Дмитрий Пангин
Опыт существования электронных торговых площадок (ЭТП) наглядно показывает, что одно из лучших средств борьбы с коррупцией – открытость и прозрачность всех процессов.
К сожалению, коррупция встречается практически во всех сферах экономики и практически во всех видах экономической деятельности. Одним из наиболее распространенных видов коррупции являются злоупотребления в области закупочной деятельности. В основе противоправных действий в сфере закупок чаще всего лежит либо сговор между заказчиком и одним из поставщиков, либо сговор между поставщиками. В обоих случаях создается видимость конкуренции, а итоговые цены на закупку устанавливаются значительно выше рыночных. Кроме того, обычно в результате подобных сговоров их участники получают коррупционный доход - иногда в форме классических "откатов", иногда - в форме сверхприбыли.
Есть несколько способов борьбы с перечисленными нарушениями. Наиболее эффективные из них основываются на двух принципах: выбор поставщика на основе честных конкурентных процедур и обеспечение эффективного контроля за процессом закупки. Если поставщик отбирается на открытом рынке по четким критериям, то исчезает смысл в коррупционных договоренностях с заказчиком. Аналогично, если все процедуры закупки открыты, прозрачны и находятся под пристальным контролем всех заинтересованных сторон - общества, конкурирующих поставщиков и контролирующих органов, то исчезает ситуация, способствующая коррупции. Наиболее подходящим инструментом, обеспечивающим соблюдение указанных базовых принципов, является ЭТП. На торговых площадках все процедуры проходят публично, на открытом рынке, а вся информация сохраняется и доступна для любых форм контроля.
Показательной является ситуация в сфере размещения государственного и муниципального заказа. В этой сфере лучше всего дела обстоят с электронными аукционами, проходящими на независимых электронных торговых площадках. Сейчас можно с достаточной степенью уверенности сказать, что данные закупки проходят прозрачно. Всем участникам закупок стало очевидно, что любые уловки и манипуляции в случае размещения в электронной форме будут замечены и оспорены, поэтому совершать их бессмысленно. И что немаловажно, процессы выстроены таким образом, что вся данная система защиты обходится государству бесплатно. Электронные площадки, работающие в сфере государственного и муниципального заказа, были созданы и функционируют без привлечения государственного финансирования.
Однако ситуацию с другими видами закупок нельзя охарактеризовать столь же оптимистично. Например, ситуация с конкурсами: с одной стороны, открытые конкурсы - это один из самых значимых способов размещения государственного заказа. Конкурсов проводится относительно немного, но на очень крупные суммы, в виде конкурсов размещается заказ по наиболее значимым государственным программам и проектам –например, строительство дорог и крупных инженерных объектов. При этом конкурсы проходят по старинке – предприниматели присылают заявки в бумажной форме, что существенно осложняет контроль и ограничивает возможность участия в конкурсах поставщиков из отдаленных регионов. Бумажная форма заявок также повышает трудозатраты при работе с документами, исключает возможность привлечения высококвалифицированных экспертов из других регионов. Полный переход на проведение конкурсов в электронной форме на независимых электронных площадках может существенно повысить прозрачность таких закупок, снизить издержки на их проведение и, как следствие, сделать невозможными злоупотребления.
Похожая ситуация и с запросами котировок, которых проводится очень большое количество, но на маленькие суммы. Выстраивание полноценной системы контроля над таким большим количеством процедур – трудоемкое, нецелесообразное и дорогое занятие. В данном случае можно создать систему, в которой будет максимально раскрываться информация о закупках, каждый участник сможет видеть предложение других и будет иметь возможность улучшить свое предложение. Или еще один, более технологичный вариант – переход на проведение "коротких электронных аукционов" в случае простых закупок на небольшие суммы. Для таких аукционов нужно дать заказчикам возможность готовить минимум аукционной документации и сократить сроки проведения. Кроме того, поскольку в данном случае речь идет, в основном, о типовой продукции, можно предоставить доступ всем желающим к содержимому заявок и дать возможность упрощенного оспаривания итогов закупки.
Отдельно хотелось бы отметить ситуацию с закупками на малые суммы из единственного источника. В настоящий момент они проходят совершенно бесконтрольно и непрозрачно. Это означает, что нигде не остается никакой информации о том, как был осуществлен выбор поставщика, были ли рассмотрены альтернативные предложения. Более того, даже у добросовестного заказчика не всегда есть возможность и ресурсы для изучения рынка и выбора лучшего предложения. И в этом случае механизмы, которые предлагают ЭТП, могут быть полезны. В начале ноября мы запускаем портал электронной коммерции для государственных и муниципальных учреждений, на котором можно будет совершать прямые закупки в электронной форме. Портал позволит заказчику увидеть все альтернативные предложения, сделать выбор и заключить договор в электронной форме. Работа на портале позволит обеспечить прозрачность закупок на малые суммы и, следовательно, позволит повысить эффективность затрат заказчиков и снизить соответствующие коррупционные риски.
Что касается осуществления контроля за закупочной деятельностью в сфере государственного и муниципального заказа, можно отметить, что ФАС удалось создать одну из наиболее эффективных систем контроля в стране. Жалобы рассматриваются очень быстро – в течение нескольких дней, при этом, по данным ФАС, около 40% - в пользу предпринимателя.
О коррупции в сфере госзакупок говорится очень много, но не менее остро проблема стоит в сфере закупок государственных компаний. Отсутствие возможности осуществления эффективного операционного контроля со стороны государства привело к тому, что в компаниях с государственным участием на протяжении многих лет не было практики раскрытия информации о закупках. Непрозрачная закупочная деятельность, в которой расходуются огромные деньги, является предпосылкой к возникновению всевозможных злоупотреблений. К сожалению, далеко не всегда руководителям госкомпаний удается противостоять этой наработанной годами системе. Неоценимую помощь в таком деле могут оказать ЭТП - вывод всех видов закупок в прозрачную область снижает коррупционные риски и позволяет существенно снизить издержки. К счастью, в связи с вступлением в силу Федерального Закона №223-ФЗ, мы видим существенный рост интереса к конкурентным закупкам через ЭТП, ежедневно на площадке начинают работать более 300 компаний. Как показывает практика, поначалу многим компаниям кажется непривычной необходимость раскрытия информации, но очень быстро заказчики привыкают к таким требованиям, видят в этом множество плюсов и преимуществ. Закон устанавливает новые стандарты прозрачности закупочной деятельности для госкомпаний, и в этой ситуации именно механизм электронных торговых площадок станет главным помощником в реализации данного закона.
Автор - генеральный директор группы электронных площадок ОТС.RU
© @Astera