В течение двух лет рынок могут покинуть 30% ныне действующих страховщиков

Не меньше всех остальных во время кризиса пострадала страховая отрасль. Сейчас она снова активно развивается: согласно информации Федеральной службы финансовых рынков, страховой сегмент в России в первом квартале 2011 года увеличился на 11,3%.

По словам заместителя генерального директора рейтингового агентства АКМ Александра Золотокопова, больше всего компании сейчас стараются развивать малоубыточные виды страхования, в которых рост сборов существенно превышает выплаты - страхование жизни, здоровья, автострахование, банковское страхование, страхование экологически опасных объектов, корпоративное страхование. Согласно статистике ФСФР, за полгода по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств поступления достигали 19 млрд рублей (рост на 2,3%), выплаты равнялись 14,6 млрд рублей (рост на 12,8%). По обязательному медицинскому страхованию страховщики получили 134 млрд рублей (рост на 20,4%), выплаты достигли почти 125 млрд рублей (рост на 14,6%).

Эксперты уверены, что, несмотря на общую прибыльность, не все страховщики смогут дожить до конца 2011 года из-за повышения требований к уставному капиталу, ужесточения надзора и конкуренции в отрасли.

Новые требования к минимальному размеру уставного капитала вступают в силу с 1 января 2012 года и в 4 раза превышают действующие нормативы. Минимальный уставный капитал для компаний общего страхования должен составлять 120 млн рублей, для страховщиков жизни – 240 млн рублей, для компаний с лицензией на перестрахование – 480 млн рублей. На 1 июля в реестре значилось 596 страховщиков, из них у 275 компаний по общему страхованию минимальный уставный капитал составляет менее 120 млн рублей.

"По оптимистическим оценкам, страховой рынок в течение ближайших двух лет покинут порядка 30% ныне действующих страховщиков, по пессимистическому сценарию – около 60%", – сказала Анжела Долгополова, главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА".

Давит на отрасль и Федеральная служба по финансовым рынкам. Как заявил недавно глава службы Дмитрий Панкин, необходимо стандартизовать надзор за всеми подведомственными службе рынками. Для страховщиков это грозит ужесточением надзора, поскольку предполагается, что они будут выплачивать такие же штрафы за нарушения, как и профучастники рынка ценных бумаг: от 300 тысяч до 1 млн рублей. Ранее санкции в виде штрафов к ним вообще не применялись.

Также эксперты прогнозируют ужесточение конкуренции в отрасли из-за выхода на рынок новых игроков.

Рост сборов страховщиков сказался и на привлечении персонала. Компании сейчас готовы повышать зарплату и нанимать новый персонал. Позитивную динамику на рынке труда в отрасли рекрутеры заметили с лета 2010 года.

"Сейчас страховщики снова прибегают к услугам агентства, чтобы подобрать себе подходящие кадры. Причем нередко для усиления конкуренции привлекают сразу нескольких", – прокомментировала Елена Попикова, руководитель группы подбора персонала департамента "Финанс" кадрового центра "Юнити".

"Помимо расширенного соцпакета, у перспективных менеджеров высшего и среднего звена существуют широкие возможности повышения квалификации и роста. В частности, мы предлагаем участие в обучающих программах корпоративного университета Allianz в Мюнхене, а также практикуем составление персонального плана развития на год, по выполнению которого сотрудник может перейти на заранее запланированную ступень", – рассказала Ольга Шипова, начальник управления внутренних и внешних коммуникаций СК "Allianz РОСНО Жизнь".

Что касается зарплат, то после кризиса в страховых компаниях стали ценить эффективность каждого конкретного сотрудника, поэтому часть зарплаты стараются привязывать к показателям работы как сотрудника, так и организации в целом.

"Зарплата в компаниях из Тор10 и остальных страховщиках на руководящих позициях отличается примерно в 1,5 раза, – добавила Елена Попикова. – Даже в кризис такие компании могут предложить стабильное место работы в отличие от небольших компаний, у которых в любой момент могут отозвать лицензию из-за несоблюдения нормативов. Да и работа в крупной компании – это высокий статус, определенный круг клиентов, общение".

©  @Astera