К 2015 году вклад интернет-экономики в ВВП России достигнет 3,7%

The Boston Consulting Group объявила результаты исследования "Россия онлайн", подготовленного в рамках стартовавшей осенью 2010 года в Великобритании международной инициативы. Независимое исследование было проведено по заказу Google Россия.

В ходе исследования удалось выяснить, что в 2009 году вклад интернет-экономики в ВВП России составил 19,3 млрд долларов, или 1,6% ВВП. К 2015 году этот вклад потенциально может достичь 3,7%. Индекс интенсивности использования интернета в России выше показателей других стран БРИК, за исключением Бразилии. При этом цифровой разрыв между столицей и регионами существенен: показатели по Москве в 2,4 раза выше, чем усредненный индекс по стране.

Исследование также показало, что в российских интернет-компаниях занято 130 000 человек, а их годовая выручка в 2009 году составила 23 млрд долларов. Предприятия малого и среднего бизнеса, активно использующие Сеть в бизнес-процессах, более эффективны, нежели те, которые этого не делают.

Интересно, что по доле интернет-экономики в ВВП Россия сегодня находится на уровне Испании (2,2%) и Италии (1,9%). Лидерами считаются Великобритания (7,2%), Швеция (6,6%) и Дания (5,8%).

Две трети объема российской интернет-экономики (12,6 млрд долларов) приходится на долю потребления населением (электронная коммерция - 7,5 млрд долларов, затраты пользователей на доступ к интернету и соответствующие устройства - 5,1 млрд). Остальную часть составляют инвестиции в интернет-инфраструктуру, государственные затраты в ИТ-сфере и чистый экспорт. Так, вложения российских телеком-операторов в интернет-инфраструктуру в 2009 году составили 6 млрд долларов, или 30% от всего объема средств, инвестированных в эту сферу.

Исходя из этих данных, эксперты отмечают, что развитие интернета в России все еще находится в стадии формирования инфраструктуры. В более развитых интернет-экономиках, например, в Великобритании или Дании, инвестиции телеком-операторов составляют менее 10% от их объема.

"Чтобы ускорить развитие интернет-экономики, приоритетной целью для России на ближайшую перспективу должно стать развитие инфраструктуры и устранение цифрового барьера в регионах", - прокомментировал Владислав Бутенко, партнер в московском офисе BCG.

"Информационное общество – это общество равных возможностей, – напомнил Владимир Долгов, генеральный директор Google в России. – В нашей стране мы наблюдаем ситуацию "отложенного спроса". С одной стороны, скорость подключения к сети в некоторых регионах в 10 раз меньше, чем в столице, с другой - региональные пользователи проводят в интернете столько же времени, сколько жители Москвы и Санкт-Петербурга. Это означает, что при определенных вложениях со стороны бизнеса и государства интенсивность использования интернета, в том числе с целью предпринимательства, в мегаполисах и в регионах будет сопоставима. Благодаря этому сократится и экономический разрыв в развитии разных регионов России".

В рамках исследования были опрошены более 700 предприятий малого и среднего бизнеса. В результате было отмечено, что за последние три года объем продаж тех предприятий, которые активно пользовались Сетью, росли, в то время как малая активность или отсутствие интернета приводили к падению продаж. У интернет-активных компаний несомненно более широкая география: 10% таких предприятий проводят международные торговые операции, которые составляют 8% от их выручки.

©  @Astera