"Если продукт стал цельным для ваших ключевых заказчиков, рост продаж даже на внешне уже заполненном рынке обеспечен"

Дмитрий Оснач, компания АсконИнтервью с Дмитрием Осначом, директором по маркетингу компании "Аскон".

- Как вы оцениваете результаты работы вашей компании в первой половине 2012 года? Как изменился объем бизнеса компании относительно аналогичного периода в прошлом году?

- Прежде всего надо сказать, что мнение "Аскон" характерно только для софтверной индустрии ИТ-рынка, поставляющей решения для заказчиков из промышленности. Выручка компании почти на треть выросла по отношению к первому полугодию 2011 года. Поэтому первые шесть месяцев были для нас чрезвычайно успешными, особенно в сравнении с гораздо более скромными темпами роста в 2011 году.

- Насколько актуальна для России проблема снижения потребительского спроса на ИТ, характерного для американского и европейского рынков? Почему?

- Сам по себе потребительский спрос на информационные технологии в Америке и Европе на нас как компанию, выпускающую решения не для частных лиц, а для промышленных потребителей (преимущественно отечественных) не влияет. Влияет состояние экономики в целом. Экономические проблемы в США и Евросоюзе ведут к падению спроса на продукцию, поставляемую российскими предприятиями: металлургия, нефтегазовая и оборонная отрасли. Это влечет за собой снижение цен, объемов закупок этой продукции, а значит и возможности предприятий инвестировать в свою модернизацию и, соответственно, в ИТ.

- Назовите основные проблемы для роста российского рынка. Возможно ли их преодоление в ближайшее время?

- Как видите, проблем роста в первом полугодии у нашей компании не было. Если рассматривать более широкий временной горизонт, то, на мой взгляд, существует две проблемы - нерыночный характер более чем половины российской промышленности (монополии и государственные предприятия) и критически малая и даже исчезающая доля предприятий среднего и малого бизнеса в промышленности и инжиниринге. Эти две проблемы связаны друг с другом, но все-таки они не идентичны. Но самое главное, что обе они приводят к одному результату, - абсолютно низкому уровню инновационности российской промышленности. А ИТ в целом и САПР с PLM в частности нужны инновационным компаниям, компаниям, стремящимся повышать собственную эффективность во всем.

- Какие факторы способствуют успешной работе на российском рынке ИТ на сегодняшний день? В чем вы видите точки роста российского рынка?

- Фактор успеха известен: делать востребованные продукты для своих ключевых заказчиков. Такая простая формула заключает внутри себя сложности, которые знакомы любому разработчику. Нужно хорошо знать своих заказчиков. Нужно владеть современными технологиями разработки. Нужно уметь применять их не для моды, а для повышения эффективности продукта и труда пользователей. Нужно делать безупречный интерфейс. Нужно проводить яркий маркетинг продукта и развивать каналы продаж. Если продукт стал цельным для ваших ключевых заказчиков, рост продаж даже на внешне уже заполненном рынке обеспечен.

- Какие рынки сейчас наиболее привлекательны для технологичных вендоров? Чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес поставщиков ИТ к российскому рынку?

- Точки роста появляются там, куда проливается нефтяной и бюджетный денежный дождь, что при ближайшем рассмотрении одно и то же. Стоит только ему прекратиться, начнется сокращение штатов зарубежных представительств и увольнение их руководителей. В 1998 и 2008 годах это было явственно видно.

- Каковы ваши прогнозы по развитию рынка ИТ во второй половине года?

- Я могу отвечать только за тот сегмент ИТ-рынка, в котором работает "Аскон", - сегмент решений для промышленности. И тут прогноз упирается в источники финансирования программ автоматизации предприятий в России, то есть в стоимость нефти и других ресурсов, которые государство поставляет на внешний рынок и на которых основан бюджет. Если с этим все будет благополучно, то серьезного обвала рынка в нашей сфере не случится. Темпы роста будут затухать, но в целом рынок покажет компенсационный рост по отношению к прошлому году.

Можно сказать, что в этом году идет более равномерное и не менее объемное, чем в прошлом, финансирование промышленных предприятий. На протяжении достаточно большого периода бюджет исполняется, и мы можем предположить, что он будет исполняться и дальше. А значит, наши заказчики не будут иметь проблем с финансированием своих инвестиционных программ, под которые попадает и автоматизация. Поэтому, на мой взгляд, мы должны не намного, но превысить докризисные показатели.

©  @Astera