"Вендоры и все участники сбытового канала будут действовать быстрее и изобретательнее"

Дмитрий Оснач, компания АсконИнтервью с Дмитрием Осначом, директором по маркетингу компании "Аскон".

- Можно ли сказать, что российский ИТ-рынок вышел из кризиса? Почему?

- Да, я придерживаюсь этой оптимистической точки зрения. В отличие от предыдущего посткризисного года мы не только отмечаем текущие успехи деятельности, но и видим ее перспективы, а значит можем уверенно планировать развитие компании. Но главное, изменились настроения и намерения заказчиков. Почувствовав "выздоровление" рынка, заказчики осознали необходимость планировать ИТ-политику предприятия надолго и использовать ее на благо бизнеса в увязке со стратегией развития всей компании. Теперь им требуются ИТ-решения, способные реализовать эту стратегию. Поэтому сегодня мы смело беремся за новые масштабные проекты такой сложности, о которых речь не шла даже до кризиса. Например, построение систем управления инженерными данными не для отдельных предприятий, а на уровне крупных территориально распределенных холдингов. А это уже действительно качественное изменение - и для нас, и для наших заказчиков.

- Как изменился российский ИТ-рынок за 2011 год? Какие положительные или отрицательные моменты вы бы отметили?

- Первое знаковое изменение - заказчики стали гораздо требовательнее относиться к эффективности ИТ-проектов. Это достаточно серьезный и позитивный сдвиг в мышлении - руководство предприятий желает видеть ощутимый эффект от внедрения информационных технологий: рост производительности, сокращение сроков изготовления изделий, снижение издержек. Кризис отучил людей тратить деньги на "имиджевые" ИТ-проекты, порой неоправданно. Такой подход - прагматичный, но по сути верный. Ведь теперь заказчики наконец-то правильно оценивают потенциал ИТ.

Во-вторых, четко оформились рыночные условия. Те предприятия и компании, что изначально работали в конкурентной ситуации, свои требования к ИТ в принципе не изменили, те, кто не работал, теперь адаптируются к рыночной атмосфере и ее правилам, меняют условия деятельности, свои запросы к срокам, качеству.

В этом году на ИТ-рынке - и в том числе, в нашем сегменте систем проектирования и управления инженерными данными - усилилась конкуренция, зарубежные игроки наращивают свое присутствие в России. Но это, скорее, положительная тенденция. Мы все больше конкурируем, заказчики сравнивают наши решения с решениями самых мощных производителей международного уровня. Это удачный стимул для эффективного развития. Да и вообще усиление конкуренции должно способствовать тому, чтобы российский разработчик рос, совершенствовался, делал успехи и уверенно шел вперед.

Одним из отрицательных моментов я бы назвал слишком долгое восстановление инвестиционного климата в стране. Налицо некоторое разочарование от развития ситуации в экономике: в машиностроении и промышленно-гражданском строительстве темпы роста и инвестиционная активность по-прежнему очень низкие. А как себя чувствует заказчик - так чувствуем себя и мы.

- Каким оказался 2010 год для вашей компании?

- В посткризисный 2010 год "Аскон" следовал определенному курсу: мы действовали, исходя из отраслевых приоритетов, сконцентрировавшись на работе с предприятиями нефтегазовой промышленности и оборонного комплекса. Мудрый выбор ориентиров позволил достичь хороших результатов: весь год прошел с превышением плановых показателей, валовая выручка выросла на 22% и составила 662 млн рублей, от 26% до 59% - рост продаж наших основных продуктов - "Компас-3D", "Лоцман:PLM", "Вертикаль". Кроме того, были заключены контракты, заложившие базу для работы на несколько лет вперед: поставка и внедрение систем автоматизированного проектирования и управления технической документацией в территориально распределенном ремонтном холдинге ДОАО "Центрэнергогаз" ОАО "Газпром", внедрение 250 мест САПР технологических процессов "Вертикаль" в ФГУП "Государственный Рязанский приборный завод" и другие. В сентябре мы выпустили новую систему для управления проектными данными в строительстве "Лоцман:ПГС", которая сразу же стала заметным событием на рынке. Сейчас мы ведем десятки проектов по ее внедрению в России, Белоруссии, на Украине. И прошедший год был отмечен приятным для нас событием: клиентская база преодолела очередной рубеж численности - 6000 предприятий.

- Какие ожидания от 2011 года?

- Ожидать чего-то - слишком пассивная тактика. "Аскон" придерживается стратегии проактивных действий - не просто "взять" то, что нам позволяет рынок и конкуренты. Мы хотим нарастить долю рынка, выйти в новые ниши, чтобы получить уникальные компетенции и превосходство по широте продуктовой линейки и сервисов.

- Какие планы на 2011 год?

- Основной план - превысить докризисные показатели во всем: увеличить оборот продукции, расширить клиентскую базу, повысить рентабельность сбытовых подразделений, гармонизировать структуру продаж. Что касается наших продуктов, то в 2011 году мы планировали выпустить тринадцатую версию "Компас-3D" и осуществили этот план: выход "Компас-3D" V13 успешно прошел 13 мая. Теперь мы приступили к подготовке вывода на рынок новых продуктов, в том числе для розницы. Наш "Компас-3D LT" - облегченная версия профессиональной системы проектирования для домашнего использования и учебных целей - пользуется успехом и хорошо зарекомендовал себя в профессиональном и любительском САПР-сообществе. Стало ясно, что удачное решение нужно развивать. Поэтому "Аскон" в 2011 году выпустит новый розничный продукт с более широкими функциями и возможностями - вновь в сотрудничестве с "1С:Дистрибуция". Осенью выйдет англоязычная версия "Kompas-3D" для международного рынка.

- Каким будет 2011 год для российского ИТ-рынка? Чем он, по вашему мнению, будет отличаться от 2010 года?

- Думаю, возрастет активность на рынке в целом. Из-за усиления конкурентной борьбы за заказчика вендоры и все участники сбытового канала будут действовать быстрее и изобретательнее. ИТ-компании будут стремиться действовать в интересах заказчика, предлагая максимально удобные решения. В этом случае распространенной тенденцией станет аккумулирование нескольких видов ИТ-услуг (консалтинга, разработки, интеграции, поддержки, обучения специалистов и так далее), расширение набора сервисов, зачастую несвойственных данному виду бизнеса. Игроки ИТ-рынка будут демонстрировать свой новаторский настрой, искать успешные маркетинговые приемы, ориентируясь на популярность облачных технологий и SaaS-подходов.

©  @Astera