"2010 год для российского рынка будет лучше, чем 2009"

Алексей Ананьев, компания АттоИнтервью с Алексеем Ананьевым, генеральным директором компании "Фирма Атто", г. Саратов.

- Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году?

- Насчет потери точно сказать не могу: может снизился объем продаж, но для нас, компании, которая "живет" и считает свои доходы в рублях, какого-то катастрофического снижения не случилось, так как падение продаж было компенсировано ростом курса доллара. Соответственно доходы нашей компании не уменьшились, а даже несколько увеличились. Конечно, конкурентам, возможно, досталось больше, и поток клиентов плавно перетек в наши магазины. Это было заметно особенно в конце 2008 года и начале 2009 года на фоне все-же наступившего, но не в ожидаемых масштабах периода предновогоднего подъема продаж. В условиях ограниченности оборотного капитала некоторые компании оказались не в силе набить свои склады товаром. Розничного клиента демотивирует в наше время больше пустые полки, чем не совсем неадекватные цены.

- Как изменилась структура рынка?

- Розничный рынок, на мой взляд, изменился не сильно. Просто у покупателей с доходом ниже среднего кончились деньги для покупки компьютеров и цифровой техники, а покупатель со средним доходом стал выбирать себе товар дешевле. Стали активно продаваться компьютеры с ценовой категорией 8000 - 10 000 рублей, а в 2008 году пользовались основным спросом компьютеры ценой не менее 15 000 рублей, без стоимости монитора.

Корпоративный сектор прижал денег и перестал строить долговременные планы на финансирование своей информационной инфраструктуры и решил подождать что будет.

Была произведена серия сиквестирования госбюджетов и свернуты некоторые программы, соответственно даже в декабре , когда закрываются бюджеты и производятся основные массы конкурсов и аукционов, было мало закупок, и мы выполнили план от силы на 70%.

- С каким настроением вы проводили 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?

- Настроения у нас самые позитивные: хоть мы и не выполнили годовой план по товарообороту, но перевыполнили план по чистой прибыли компании - наши мероприятия по снижению затрат и нестабильная динамика курса доллара вкупе с нашим "продвинутым" ценообразованием позволили нам заработать больше и потратить меньше.

Пришлось, правда, свернуть один проект, который мы развивали в соседнем регионе. Вот это самое печальное, что было в прошлом году.

- Какие ожидания от первой половины 2010 года?

- Первая половина года оказалась на редкость удачная: мы рассчитывали на рост рынка не более 10-12% по сравнению с прошлым годом, а сейчас пока демонстрируем рост продаж в районе 25%. Как ни странно, в начале года активизировался корпортативный сегмент, там рост продаж в районе 35% по сравнению с прошлым годом.

- Какие планы на 2010 год?

- В 2010 году мы планируем как расширение сети магазинов, так и расширение предлагаемых услуг для наших клиентов. Компания "Атто" активно выходит на рынок системной интеграции, и наша задача предложить нашим клиентам самые современные решения для автоматизации бизнеса. Мы понимаем, что кризис для наиболее активного и думающего руководителя поставил новые задачи в связи с возросшими требованиям к эффективности бизнеса и оптимизации затрат. Тут мы не хотим останавливаться на низкобюджетных и малоэффективных средствах автоматизации, наша задача предложить компаниям, которые нуждаются в автоматизации не только оптимальные по цене, но и расширяемые решения в плане автоматизации бизнес-процессов, учета и коммуникаций. Такие решения может быть на первый взгляд покажутся дороже, чем классические продукты, но в перспективе от года за счет низкой себестоимость в содержании и увеличении эффективности работы персонала позволят существенно снизить затраты или повысить прибыльность бизнеса.

Совместно с компаниями-производителями: Microsoft, Intel, MSI, HP, Xerox, Canon, 1C, также идут переговоры еще с большим количеством производителей, мы планируем открыть выставку "Центр инновационных технологий", где крупный заказчик может руками потрогать все современные технологии, а наши специалисты сумеют помочь сделать выбор.

Также мы расширяем собственную розничную торговую сеть. В настоящее время у нас уже 10 магазинов в области, но на этом мы не остановимся. Меняются форматы магазинов: вместо 70-100 кв. м. торговых площадей приходят большие светлые, с большим выбором магазины. Есть у нас идеи сделать совместные, "кобрендинговые", центры с производителями или крупными российскими продавцами товаров для дома и офиса, где клиент сможет подобрать не только компьютеры и оргтехнику, а так же мебель, канцелярские товары и прочее.

Сейчас ожидается оживление конкурентной борьбы и часто не за счет качества обслуживания, а за счет банального ценового демпинга, и наша задача поднять качество обслуживания в магазинах, а также послепродажный гарантийный и негарантийный сервис.

Также большую ставку мы делаем на интернет-торговлю. В январе стал функционировать интернет-магазин "Атто", и мы считаем его одним из самых перспективных каналов сбыта.

Мы уже в этом году подняли стандарты качества работы персонала - организовали крупный учебный центр. В целях удержания квалифицированных кадров улучшили в очередной раз систему мотивации.

- Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?

- 2010 год для российского рынка, я уверен, будет лучше, чем 2009 - мы перестали терять объемы продаж, и начался неспешный и целенаправленный рост. Те компании, которые учли кризисный опыт и увеличили эффективность собственного бизнеса в 2009 году, научились более эффективно управлять затратами, планировать будущие периоды и управлять лояльностью клиентов, несомненно окажутся в более выигрышной ситуации, чем те, которые просто выживали и пережидали клизис.

Сейчас наметился серьезный рост, но я думаю, что рост будет не только количественным, а еще и качественным: освоение новых каналов сбыта, например, в регионах будет активно развиваться интернет-торговля. Также в компьютерной рознице для выживания крайне необходимо улучшение сервиса: как улучшение качества обслуживания, так и предоставляемые услуги по послепродажному сопровождению клиентов - расширенный гарантийный и негарантийный сервис, постпродажное информационное сопровождение клиентов.

Но, увы, компьютеры и цифровая техника все больше будут продаваться в сетях бытовой электроники - компьютер и ноутбук уже будут стоять на соседних полках с телевизорами, видеоплеерами и холодильниками.

©  @Astera