"Не нужно бояться кризисов"
Интервью с Геннадием Гацко, председателем совета директоров корпорации "Галактика".
- Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году?
- В целом, как и ожидалось, потери были достаточно серьезными - особенно на рынке первичных клиентов. Практически все участники рынка приобрели гораздо меньше новых клиентов, чем в предыдущие годы - и последствия этого, безусловно, скажутся на финансовых результатах ИТ-компаний по итогам года. В этой ситуации значительно лучше себя чувствовали компании с большой клиентской базой. По настоящему тяжело пришлось начинающим фирмам: не имея обширного клиентского портфеля, они традиционно ориентированы в основном на новые проекты - а в кризисный период очень мало шансов привлечь нового клиента, не имея за плечами большого опыта работы на рынке, широкой продуктовой линейки, развитой системы технической поддержки. Поэтому некоторым игрокам пришлось покинуть рынок... Мы сумели пройти 2009 год достаточно успешно. Корпорация реализовала со многими из наших клиентов ряд новых проектов, сохранила на прежнем уровне объем технической поддержки и абонентского обслуживания. Это позволило нам продолжить развитие своей продуктовой линейки.
- Как изменилась структура рынка?
- Собственно, ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего. Формально структура рынка изменилась мало, поскольку лишь немногие предприятия-заказчики решились в этот период на смену системы автоматизации. Большинство из них продолжало развитие уже существующих систем, темпы которого более-менее соответствовали докризисным. В то же время за минувший год у большинства клиентов произошла определенная переоценка ценностей, которая, я считаю, по завершении кризиса существенно изменит расстановку сил на рынке.
- Как изменился потребитель?
- Он начал гораздо тщательнее считать деньги. До кризиса финансовых ресурсов хватало всем, и для многих было важнее приобщиться к кругу пользователей престижного и дорогого софта от известных мировых производителей, нежели получить эффективный и разумный по цене инструмент решения задач предприятия. Сегодня возобладали практичность и прагматизм: потребитель четко соизмеряет реальные потребности в автоматизации со стоимостью, функционалом, конфигурацией, возможностями развития и другими свойствами предлагаемых на рынке систем. Это привело к росту интереса к российским системам управления предприятием: большинство потребителей сегодня однозначно видят в них решения, в большей степени отвечающие потребностям отечественного бизнеса. В связи с этим полагаю, что в рейтингах аналитических агентств, в которых прежде доминировали западные ERP-системы, в ближайший год произойдут значительные перемены.
- С каким настроением вы проводили 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?
- Настроение хорошее. 2009-й год позволил по-новому взглянуть на собственный бизнес. За этот год мы провели реорганизацию компании, сделав ее более мобильной и эффективной. В целом рентабельность нашего бизнеса выросла - при сохранении доходов примерно на докризисном уровне. Мы научились жить более экономно, и это позволяет более уверенно смотреть в будущее. Не нужно бояться кризисов: они обеспечивают здоровый рост, обновление рынка. Компании, которые имеют сильную миссию, стратегию, корпоративную культуру, либо стремятся к их построению, выйдут из кризиса более сильными. Слабые останутся за бортом, и это тоже ненеплохо с точки зрения интересов потребителей и дальнейшей профессионализации рынка.
- Чего вы ждете от первого квартала 2010 года?
- Рывка. Конечно, мы можем только надеяться, что наметившееся оживление экономики будет устойчивым. Но и нынешних изменений оказалось достаточно, чтобы многие компании начали размораживать ИТ-проекты. Всем стало понятно, что даже когда начнется экономический подъем, ресурсы уже не будут такими дешевыми, как раньше. Поэтому компаниям не остается ничего другого, как повышать эффективность своего бизнеса. А без систем автоматизации эффективно работать невозможно. Я знаю, что многие бизнесмены сейчас анализируют качество системы управления и информационной среды своего предприятия, приходят к неутешительным выводам и рассматривают альтернативные решения. В конкурентоспособности продуктов "Галактики" я уверен. Большое количество контрактов и предконтрактных договоров, наработанных в прошлом году, мы планируем реализовать уже в первые месяцы нынешнего года, и часть проектов уже находится на стадии запуска.
- Какие планы на 2010 год?
- В полной мере воспользоваться изменениями конъюнктуры рынка и увеличить на нем свою долю. Расширить сеть партнерских центров и центров компетенции. Успешно вывести на рынок новые продукты, которые сейчас создаются в Управлении разработки корпорации. Углубить сотрудничество с компаниями-заказчиками, в том числе за счет внедрения передовых интернет-коммуникаций: вебинаров, видео-презентаций, присутствия в блогосфере и социальных сетях.
- Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?
- Позитивным. Да, темпы роста, скорее всего, будут не слишком высокими. Но сама тенденция роста очень важна, поскольку сейчас закладываются пропорции рынка, формируются стратегии посткризисного развития предприятий. Также я прогнозирую определенный передел рынка: доля отечественных разработчиков вырастет. Собственно, на рынке ERP этот тренд наметился еще в 2008 году, кризис его только усилил. В нынешнем году рост продолжится, и корпорация "Галактика", я думаю, сыграет в этом свою роль. Исходя из результатов 2009 года, мы покажем в целом неплохой результат.
- Какие будут драйверы роста?
- Естественно, ИТ-компании сейчас ждут новых заказов в первую очередь из тех секторов рынка, которых кризис коснулся в наименьшей степени. Трудно ожидать, что машиностроение или приборостроение быстро выйдут из кризиса. Но достаточно успешно происходит восстановление в таких секторах как производство продуктов питания, торговля. Они и будут драйверами роста для ИТ-бизнеса.
- Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?
- Сложились все условия для устойчивого роста систем бизнес-анализа и поддержки принятия решений класса Business Intelligence. Также увеличится рыночная доля специализированных и отраслевых решений: многие компании стремятся к выборочной автоматизации тех бизнес-процессов, в которых можно быстро получить качественный результат. Например, мы почувствовали рост интереса к решениям для автоматизации технического обслуживания и ремонта оборудования, управления транспортом, капитальным строительством и т.д. При появлении новых очагов роста важно оказаться в нужное время в нужном месте.
© @Astera