"Кризис - это хорошая проверка для всех"
Интервью с Владимиром Гайковичем, генеральным директором группы компаний "Информзащита".
- Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году?
Все цифры уже не раз были озвучены специализированными исследовательскими агентствами. По данным ЛИНЭКС, максимум падения ИТ-рынка пришелся на август - 36% (в рублях), результат за 2009 год - минус 24% (в рублях). На уровень 2008 года, по оценкам IDC, рынок вернется к 2012-2013 году.
- Как изменился потребитель?
- Заказчики стали более щепетильны в вопросах цены, требовательны к срокам, перешли на краткосрочное планирование. Кроме того, вопрос "что даст это решение нашему бизнесу" теперь задается почти всегда. Для успешных продаж интегратору нужно понимать, какую проблему заказчика они могут решить, и обеспечить решение этой проблемы.
Также можно отметить следующее. Если раньше крупные компании зачастую подходили к защите информации фрагментарно, то сейчас наблюдается переход от частного решения проблем безопасности к комплексным решениям по управлению процессами, учитывающим российскую специфику.
- С каким настроением вы проводили 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?
К достижениям группы компаний "Информзащита" 2009 года я бы отнес сохранение устойчивости, разделение бизнесов компаний, рестайлинг компаний группы и рост производительности труда.
Группа компаний, несмотря на не самую комфортную ситуацию на рынке, сохранила выручку на уровне 2008 года и увеличила прибыльность. Это дорогого стоит, потому как многие игроки на рынке ИТ, судя по последним сведениям, пережили этот кризис со значительно большими потерями. Прибыльность была достигнута за счет увеличения продаж собственных услуг и собственной продукции. Доля услуг: консалтинг, обучение, проектирование и внедрение, сопровождение и техподдержка, в 2009 г. выросла с 27,8% до 39,2%.
Разделение бизнесов компаний в рамках группы позволило каждой из них сосредоточиться на своем сегменте рынка. Теперь каждая из компаний группы имеет четко очерченные рыночные границы, понятных конкурентов и союзников, очевидные направления развития. В 2010 году менеджмент компаний должен сосредоточиться на том, чтобы сделать компании лучшими в своих сегментах.
Вместе с разделением бизнеса мы начали наводить порядок с позиционированием компаний и с торговыми марками, с чем ранее у нас наблюдался некий хаос. В результате в 2009 году мы реализовали целостную концепцию рестайлинга компаний группы "Информзащита", которая позволила оптимизировать коммуникации по торговым маркам. Ну и, наконец, рост производительности труда по услугам составил в 2009 году не менее 18%.
Поэтому в целом я оцениваю 2009 год как достаточно успешный.
- Какие ожидания от первой половины 2010 года?
- Мы планируем рост по всем компаниям группы. Результаты первого квартала вызывают оптимизм. Рост по компаниям группы составил от 10% до 300% в зависимости от направления деятельности. Ясно, что сказались и сезонные факторы, и отложенный спрос - но от зафиксированного результата никуда не денешься.
- Какие планы на 2010 год?
- Повышение лояльности клиентов, оптимизация бизнес-процессов, работа с персоналом, повышение производительности труда, развитие портфеля востребованных продуктов и услуг - над комплексом этих задач в 2010 году продолжится работа
Есть планы по группе компаний "Информзащита", есть планы по каждой компании, входящей в группу. Мы будем работать над созданием эффективной схемы по разработке новых продуктов и услуг. Это очень непросто и у меня нет сомнений в том, что это задача не на один год. Будем работать над повышением качества услуг по ИБ, в том числе оптимизируя систему мотивации сотрудников.
- Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?
- Если верить исследованию Marketvisio, 3-5-летнее планирование ИТ-бюджетов является исключением из правила, в 70% компаний горизонт расчетов инвестиции в ИТ ограничивается одним годом. 25% российских компаний склонны пересматривать ИТ-бюджеты раз в квартал, 11% - на ежемесячной основе, а 18% - по мере необходимости. Соответственно, мой сегодняшний прогноз в любой момент могут опровергнуть макроэкономические факторы. Я не пророк. Нужно работать и делать свое дело профессионально и эффективно. И тогда результат обязательно придет. На мой взгляд, кризис - это хорошая проверка для всех. Люди проверяются на прочность и соответствие слов делам. Кризис на дворе или нет кризиса, если ты ощущаешь себя звездой - показывай результат. И будет тебе по делам твоим.
- Какие будут драйверы роста? Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?
- Бизнес ГК "Информзащита" сфокусирован на ИБ. Драйверами развития этого сегмента ИТ-рынка являются необходимость соответствовать требованиям регуляторов и потребность минимизировать реальные и критичные потери для бизнеса, связанные с инцидентами в информационной среде, которые возникают при хранении, обработке и передаче информации, и могут быть вызваны как внешними агрессивными воздействиями злоумышленников, так и действиями сотрудников. На сегодняшний момент времени данные по рынку первого квартала 2010 года свидетельствуют о росте сегмента информационной безопасности.
© @Astera