"Страхи оказались преувеличенными"

Николай Зезюлинский, компания ФОРС - Центр разработкиИнтервью с Николаем Зезюлинским, директором по развитию бизнеса компании "Форс - Центр разработки".

- Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году?

- Пока официально ИТ-компании не подвели итоги года, рано говорить о потерях. По крайней мере, одно можно сказать с уверенностью - страхи оказались преувеличенными. Массовых банкротств не случилось, и ключевые игроки по-прежнему уверенно занимают свои позиции лидеров. В этом году, конечно, тоже случались слияния-поглощения, однако их нельзя рассматривать как негативный симптом в данном контексте.

Оценки экспертов относительно общего объема падения ИТ-рынка в России значительно расходятся - от 14 до 45%. Причем, это падение произошло очень неравномерно: какие-то сегменты рынка пострадали в первую очередь - к ним относится дистрибуция оборудования, внедрение комплексных систем управления предприятием, ИТ- и бизнес-консалтинг, а какие-то, наоборот, продемонстрировали не только признаки стабилизации, но и постепенный рост. Здесь имеется в виду, прежде всего, рынок информационной безопасности, программной интеграции, решений класса Business Intelligence и заказной разработки. Все это объяснимо вполне понятными макроэкономическими факторами, изменением характера спроса и ожиданий заказчиков. И здесь следует подчеркнуть, что именно данные направления всегда были ключевыми для "Форс", именно они положены в основу нашего бизнеса. Поэтому, нам не пришлось закрывать целые подразделения, как это случилось со многими другими компаниями, у нас не было массовых увольнений, и свои главные усилия мы сосредоточили на оптимизации внутренней структуры и сокращении операционных издержек.

- Как изменилась структура рынка?

- По имеющимся на нынешний момент данным, на рынке оборудования потери больше, чем на рынке ИТ-услуг. И в этом смысле кризис подталкивает российский рынок к положительным изменениям своей структуры согласно общемировой тенденции к увеличению доли услуг - на зрелых рынках она существенно выше, чем у нас. Вполне возможно, что это тенденция, которая сохранится и на период выхода из кризиса.

Еще один важный момент - в какой-то мере кризис показал, что без ИТ развитие бизнеса невозможно. Соответственно, услуги по интеграции существующих решений, разработке, технической поддержке и сопровождению будут преобладать в общем сегменте ИТ-услуг. Возможно сокращение доли рынка внедрения бизнес-приложений, что связано с приостановкой ряда ИТ-проектов по внедрению новых решений.

- Как изменился потребитель?

- Уровень требований заказчиков значительно вырос. Они стали еще более ответственно относиться к выбору поставщиков услуг, жестче формулируя свои условия. Хотя основные требования заказчиков, к примеру, к разработке систем остаются прежними - выполнение работ в минимальные сроки, за минимальную цену, с наилучшим качеством, с учетом специфики их деятельности и существующей ИТ-инфраструктуры и при максимально широких функциональных возможностях. Надо отметить, что на характер требований заказчиков также оказывает влияние и специфика компании. Скажем, для крупной международной компании важно локализовать свои глобальные процедуры и создать единую систему документирования. Для банков сейчас важно обеспечить соответствие требованиям Центрального банка России "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения", СТО БР ИББС-1.2-2009. Напомним, что вскоре следование этому стандарту станет обязательным для всех банковских учреждений. Степень соответствия ему будет оцениваться аудиторами по специальной методике, выработанной регулятором. Поэтому многие банки сейчас сконцентрировали свои усилия на выборе программного продукта, который помог бы им решать эту задачу. Кстати, у нас есть такое решение, которые мы специально разработали для банков. Оно полностью автоматизирует процедуру оценки ведения документации банка в разрезе всех требуемых показателей.

Ну и, наконец, для всех компаний в равной мере сейчас актуально как никогда построение системы бизнес-аналитики. Потребителем аналитической информации в данном случае является уже не только топ-менеджмент, но и специалисты, которым требуются данные по их направлениям деятельности.

- С каким настроением вы провожаете 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?

- Наш настрой можно охарактеризовать как уверенный. Мы верим в то, что выправится ситуация, будет постепенно выздоравливать экономика и, вместе с ней, расти спрос на ИТ-решения. Мы думаем, что все худшее уже позади.

Прошедший год принес нам многое. Мы вышли на новый для нас рынок систем управления проектами, получив статус сертифицированного партнера Oracle по продвижению линейки продуктов Oracle Primavera. Эти интегрированные инструменты используются там, где необходимо обеспечить управление жизненным циклом проекта, а также портфелями проектов в кратчайшие сроки. "Форс" также получил статус дистрибьютора по комплексу бизнес-приложений Oracle JD Edwards EnterpriseOne. Сейчас продолжается формирование партнерской сети по этому продукту. Кроме того, мы выпустили новую версию биллинговой системы Fastcom 11 - нашего главного программного продукта для телекоммуникационных компаний. Система доступна даже для небольших региональных операторов, не уступая при этом по своей функциональности зарубежным аналогам.

Что касается проектов, то здесь особо хотелось бы выделить несколько интеграционных и консалтинговых проектов, выполненных нами для Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Среди них - создание автоматизированной системы ведения реестра государственных услуг и реестра полномочий органов власти, а также разработка портала государственных и муниципальных услуг. В консорциуме с другими ИТ-компаниями "Форс" участвует в ряде масштабных интеграционных проектов в рамках городской целевой программы "Электронная Москва". Среди них - разработка информационной системы обеспечения работы городских организаций в режиме "одного окна", создание среды электронного взаимодействия городских информационных систем и ресурсов метасистемы "Электронная Москва", а также объединенной диспетчерской службы Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы. Особо следует упомянуть проект по развертыванию комплексной системы автоматизации деятельности на ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". Это первое предприятие жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране, где был осуществлен столь крупный проект с использованием технологий Oracle. В процессе внедрения был накоплен уникальный опыт. Закономерно, что именно на базе петербургского Водоканала открылся Центр компетенции по решениям Oracle для сферы ЖКХ.

- Какие планы на 2010 год?

- У нас нет революционных планов. К развитию мы подходим консервативно - наша задача эффективно использовать свои ресурсы и предоставить заказчикам решения, которые позволят им повысить эффективность своих.

- Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?

- Будем надеяться, что 2010 год будет периодом активной работы, концентрации усилий на четко определенных направлениях и старта ранее "замороженных" проектов. Во многом сыграет свою роль эффект отложенного спроса. Государство также уделяет большое внимание вопросам более активного использования средств ИТ в публичном секторе. Уже запущен единый портал госуслуг, утвержден состав Совета главных конструкторов по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти. Так что, нам, как компании, активно работающей в госсекторе, шансы на успех при такой поддержке государства представляются достаточно высокими.

- Какие будут драйверы роста? Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?

- Многие заказчики сегодня стараются обойтись своими силами, либо свести участие внешних консультантов к минимуму. Но даже в этом случае есть области, где без помощи специалистов не обойтись. К примеру, это установка и развертывание решения, обучение пользователей и сотрудников ИТ-службы, поддержка на первоначальном этапе. Такой сценарий позволяет свести к минимуму проектные риски и, вместе с тем, сберечь средства заказчика, который в будущем сможет развивать и поддерживать систему самостоятельно. Для нас очень важно, чтобы заказчик не чувствовал себя "привязанным" к нам и свободно делал свой выбор в пользу тех услуг, которые ему действительно необходимы, и того поставщика, который делает это лучше других.

В целом же отличные перспективы, как это уже было сказано, у сегмента интеграции и бизнес-аналитики. Кроме того, уверенно будут развиваться те виды услуг, которые направлены на поддержку существующих решений, на реинжиниринг бизнеса и создание оптимальной модели организации бизнес-процессов. Это так, потому что главная задача бизнеса сейчас не его расширение, а удержание завоеванных позиций. Все стараются обходиться минимальным набором ИТ-средств, используя их при этом как можно более полно. Избыточная функциональность никому не нужна, поэтому основная тенденция и на сегодня, и на следующий год - точечное решение задач при помощи "легких", быстро внедряемых и "бесшовно" адаптируемых решений. При этом особое внимание будет уделяться выработке концепции единого информационного пространства, в основе которого лежало бы использование одних и тех же принципов, стандартов и особенностей ИТ-архитектуры.

©  @Astera