Ноутбуки - дешевле, белее, мобильнее

К значимым событиям 2008 года на российском рынке ноутбуков стоит отнести появление в сегменте мобильных ПК крупнейших российских сборщиков - Depo Computers и "К-системс". Среди трендов последнего времени - расширение сегмента сверхдешевых ноутбуков и существенное обеление импорта...

Новые мобильные игроки

Depo Computers планирует начать промышленное производство ноутбуков осенью этого года. В свою очередь мобильные ПК от "К-системс" под брендом IRBIS вскоре появятся на полках отечественных магазинов, как сообщают "Ведомости". За два года продажи ноутбуков IRBIS должны составить не менее 25% оборота компании. Depo Computers за тот же период намерена занять до 15% отечественного рынка.

Оба заявления, надо сказать, выглядят весьма амбициозно. Напомним, до 2004 года в пятерку лидеров российского рынка ноутбуков входили Rover Computers с 22% рынка и iRU - с 9-12%. В итоге последняя была вынуждена покинуть сегмент мобильных ПК. На долю же Rover Computers на сегодня приходится лишь 4% рынка (по данным Gartner), компания замыкает десятку ведущих производителей ноутбуков на российском рынке.

Тем не менее, и Depo Computers, и "К-Системс" надеются на благополучный исход "мобильного мероприятия". Для этого у руководства компаний есть некоторые основания. Depo с IV квартала 2004 года и до сегодняшнего дня занимает первое место по числу проданных в России настольных компьютеров, по данным IDC. Если компании удастся создать конкурентный продукт и направить его в существующие каналы сбыта, успех вполне предсказуем. У "К-Системс" совокупная производственная мощность заводов составляет около 400 тыс. ПК в год. Тогда как, по данным самой компании, в 2007 году "К-Системс" продала более 200 тыс. компьютеров. Резонно задействовать часть простаивающих мощностей и расширить ассортимент производимой продукции.

Специалисты в целом отмечают неконкурентоспособность производства высокотехнологичных продуктов в России из-за их высокой себестоимости. В среднем себестоимость ноутбука, собранного в России, на 15-20% выше, чем в Азии. Тем не менее, в пресс-службе обеих компаний заявляют, что самый дешевый ноутбук IRBIS будет стоить около 15 000 руб., Depo - до 10 000 руб. Надо признать, весьма недорого.

Белая полоса

Не последнюю роль в удорожании конечного продукта играют таможенные платежи. Так, по данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), "коэффициент легальности для различных товарных групп в последние годы неуклонно растет по абсолютному большинству продуктовых линеек. Если в 2004 году легально ввозилось 36,9% плазменных панелей, а в 2005 году - 50,5%, то в 2006 году - уже 94%, а в прошлом году, по данным РАТЭК, - все 100%".

В части ноутбуков "обеление" происходит более медленными темпами. По данным РАТЭК, в 2006 году "коэффициент легальности" в данном сегменте составил 48%. В интервью CRN/RE президент ассоциации Александр Онищук заметил: "Предполагалось, что в 2007 году этот показатель повысится до 80%, однако в действительности он достиг лишь 50%". На сегодняшний день для ввоза каждой модели ноутбука, оборудованной адаптерами Wi-Fi или Bluetooth, необходимо получить дополнительные разрешительные документы Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ). В 2007 году ГКРЧ провела лишь четыре заседания.

Российский срез

Несмотря на "козни" ГКРЧ, согласно прогнозу Gartner, в этом году в России будет продано около 4,5 млн ноутбуков. При этом около 76% продаж, как и прежде, придется на первую пятерку иностранных производителей, которые в первом квартале этого года продали 805 тыс. ноутбуков. Лидером рынка, по результатам первых трех месяцев, является Acer (290 тыс. в первом квартале), затем следуют: Asus (234 тыс.), HP (121 тыс.), Samsung (83 тыс.) и Toshiba (75 тыс.). "Российский сборщик ноутбуков Rover Computers продал в первом квартале 33,5 тыс. ноутбуков", - говорится в отчете Gartner.

Бурный рост сегмента ноутбуков на фоне крайне медленного "восхода" настольных ПК спровоцировал настоящий передел рынка в пользу компаний, предпочитающих мобильность: Acer (14,8%), Asus (10,2%) и Hewlett-Packard (7,8%). В свою очередь отечественный бренд Depo с конца прошлого года спустился с 4 до 8 места в списке лидеров по объему поставок ПК. По данным Gartner, в 1-м квартале 2008 года доли отечественных компаний упали: с 3,3% до 2,8% у Depo, Kraftway - с 2,8% до 2,1%, а "Формоза" - с 3,1% до 1,8%.

Доля ноутбуков в продажах настольных компьютеров неуклонно растет. В результате, по данным ITResearch, в 2007 году из каждых 100 поставленных ПК настольных моделей было 65 штук, а ноутбуков - 35, годом ранее это соотношение составляло 75 на 25. Раньше, до 2006 года, по мнению главного редактора аналитического издания "Бестселлеры ИТ-рынка" Юрия Бонкарева, рынок ноутбуков рос в значительной степени независимо от рынка ПК, то есть потребитель приобретал ноутбук как дополнение к настольному компьютеру. Сейчас ноутбуки приобретают не только как мобильное устройство, но и для установки на стационарных рабочих местах. Отсюда, считает Юрий Бонкарев, замедление темпов роста рынка настольных ПК. Первое следствие подобного положения дел - снижение спроса на отечественные комплектующие. На рынке запчастей для ноутбуков доминируют зарубежные производители. Более того, и в сегменте настольных ПК доля мировых брендов на российском рынке выросла. Укрупняются и российские сборщики, но это лишь перераспределение на рынке, а не его расширение.

В России доля ноутбуков пока составляет 20-25% от общего "парка" ПК, в европейских странах аналогичный показатель - 40-45%. Напомним, по данным ITResearch, по итогам 2007 года на десктопы пришлось около 71% продаж, на ноутбуки - 27% и 1,8% - на серверы. По сравнению с 2006 годом объем поставок десктопов увеличился на 9,5%, а ноутбуков - на 63,9%. По мнению экспертов, доля продаж ноутбуков в ближайшее время продолжит увеличиваться, тогда как доля десктопов - падать.

Мир

Та же тенденция, но в меньших объемах характерна и для мирового рынка. Проблемы на финансовых рынках, к счастью, не коснулись сегмента ИТ и ноутбуков, в частности. По данным агентства Gartner, в первом квартале 2008 года OEM-производители отгрузили на рынок 71,1 млн компьютеров, что на 12,3% больше, чем в первом квартале 2007 года. У IDC рост составил еще больше - на 14,9%.

По данным Gartner, Hewlett-Packard еще более упрочила лидирующее положение в рейтинге производителей компьютерной техники, увеличив рыночную долю с 17,5% до 18,3%. Однако в США компанию сильно потеснил главный конкурент - Dell. Несмотря на весьма скромный рост в 3% по сравнению с прошлым годом Dell на сегодня контролирует уже порядка 31,4% местного рынка и является несомненным лидером. В целом в списке лидеров в США числятся Dell, HP, Acer, Apple и Toshiba. И Gartner, и IDC едины в своих утверждениях: первая пятерка производителей готовой компьютерной техники в мире выглядит следующим образом: HP, Dell, Acer, Lenovo и Toshiba. Так же, как и в России, в мире главной движущей силой роста остаются мобильные ПК.

Дешево и сердито

Среди последних тенденций в мире мобильности и производительности - развитие нового сегмента - супердешевого. Первые ноутбуки стоимостью около 10 тысяч рублей уже представлены на российском рынке. В частности, модель Asus Eee PC 701, которая разработана на основе процессора Celeron M 900 МГц. Указанный ноутбук обладает 512-1024 Мб оперативной памяти, жестким диском 4-8 Гб, скромным 7-дюймовым экраном. Весит "малыш" совсем немного - 0,9 кг. Eee PC 701 обладает функцией беспроводной связи по технологии Wi-Fi, встроенным микрофоном, колонками и веб-камерой. Длительность автономной работы Eee PC 701 составляет 3-4 часа. К несомненным преимуществам Asus Eee PC 701 стоит отнести их стоимость, малый вес и оптимальную функциональность (ничего лишнего). В целом независимые эксперты с энтузиазмом восприняли появление Asus Eee PC 701, выявив лишь незначительные недостатки.

Тем не менее, аналогичные бюджетные модели на платформе Intel Shelton от HP, Dell и Acer появятся уже в третьем квартале 2008 года. Ноутбуки будут выполнены на основе одноядерных процессоров Diamondville с тактовой частотой от 1,6 ГГц и чипсетом Intel 945GSE с графикой DirectX9 и беспроводным адаптером 802.11g. Кроме того, ноутбуки на базе новой платформы будут поддерживать память стандарта DDR2 и SSD-накопители, а также снабжаться 7- или 8-дюймовыми ЖК-дисплеями. При этом продолжительность их автономной работы, сообщает ixbt.com, составит порядка 3-4 часов. Компании MSI и Gigabyte уже приступили к разработке продуктов на базе Shelton. Напомним, платформа Intel Shelton-08 была анонсирована в ноябре 2007 года. Она предназначена для создания как мобильных, так и настольных компьютеров стоимостью в несколько сотен долларов. Компьютеры на базе Shelton-08 смогут поддерживать Windows Vista Basic.

Прогноз

Как ни странно, с выходом Shelton-08 и выпуском более дешевых ноутбуков специалисты прогнозируют возникновение дефицита на рынке ЖК-панелей и аккумуляторных батарей. Такое событие уже отмечалось во второй половине 2007 года.

В целом, по прогнозам IDC, до конца этого года рост рынка ноутбуков составит 12,8%, или 302 млн единиц, из которых 45% будут представлены портативными устройствами. Рост рынка десктопов будет совсем небольшой, порядка 3,8%. В России, по прогнозу ITResearch, в 2008 году доля ноутбуков преодолеет 40%-ный барьер. В дальнейшем предполагается, что в 2010 году рынок ноутбуков впервые превысит рынок десктопов. Именно на этот период, по данным Onliner.by, и придется пик спроса на мобильные ПК. Теперь при замене или покупке своего первого ПК многие покупатели будут все чаще смотреть на ноутбуки из-за их снизившейся стоимости и компактных размеров. Особый интерес для покупателей будут представлять бюджетные решения, например, компактный ASUS Eee PC.

©  @Astera