2000 проектов, доход €2,5 млн: история украинского маркетингового агентства Netpeak
От пары человек до филиалов в Казахстане, России, Болгарии и США — в материале издания MC Today.
Историю записала Лариса Кузора.
Динамика роста — 172%, доход за 2016 год — €2,5 млн. С этими показателями агентство интернет-маркетинга Netpeak вошло в последний рейтинг Inc 5000 в Европе.
За 11-летнюю историю агентство из Одессы реализовало свыше двух тысяч проектов, открыло офисы в четырех странах и выросло в группу из восьми компаний. А основатель Netpeak Group Артем Бородатюк занял второе место в рейтинге MC Today «Предприниматели года».
Мы расспросили Артёма о том, как всё начиналось, какие неудачи случались и почему его партнёры должны пройти этап «страданий».
К изучению SEO подтолкнула музыка
Как и многие другие успешные украинские предприниматели, Артём Бородатюк в юности не помышлял о бизнесе. «Школьные тесты показывали, что я должен быть компьютерщиком или историком, варианта «предприниматель» не существовало в принципе», — вспоминает он.
После школы Артём поступил в Институт компьютерных систем Одесского политеха. В студенческие годы он увлекался «Что? Где? Когда?», компьютерными играми и музыкой, а подрабатывал написанием игровых обзоров для сайта lki.ru.
На первых курсах Бородатюк вместе с приятелем создал сообщество Relax Music в «Живом журнале», занялся его раскруткой, и это подтолкнуло его к изучению основ SEO. Погрузившись в тему, он написал статью «Как «раскрутить» сайт». «Прошло больше 10 лет, но я считаю, что она до сих пор актуальна», — улыбается Артём.
Вскоре после выхода материала у него появился первый заказчик — владелец сообщества стратегической игры Civilization, который попросил раскрутить сайт. Артём взялся за работу и «втянулся».
В июне 2006 года, ещё не получив на руки диплом, он зарегистрировал СПД (субъект предпринимательской деятельности, украинская юридическая форма для ведения бизнеса — vc.ru) и домен netpeak.net. Первых клиентов искал на популярном среди разработчиков и оптимизаторов форуме Searchengines.ru — предлагал услуги регистрации сайтов в каталогах. Тогда это был распространенный способ продвижения в интернете: в каталогах можно было размещать прямую ссылку на сайт, и это повышало его позиции в поисковой выдаче.
Вскоре Артём перестал справляться с потоком входящих и нанял удалённых помощников. Но фрилансеры часто не выполняли задачи в срок, вешали лапшу на уши, и спустя год Бородатюк решил, что пора открывать офис.
На первых порах помимо Артёма в офисе работало ещё два человека. Один из них — Андрей Чумаченко — пришел в Netpeak копирайтером, а сейчас занимает позицию директора по маркетингу и управляющего партнёра агентства.
Первые клиенты узнавали по сарафанному радио
Первые клиенты в большинстве случаев приходили по рекомендациям. Так было, например, с компанией Slando, которая сейчас известна как OLX.
«Лет девять назад, сидя в Лондоне, команда заказала у нас SEO за пару сотен долларов в месяц. Спустя почти десять лет OLX — один из самых крупных и заметных проектов в Украине и не только, и мы до сих пор работаем с ним», — рассказывает Артём.
Агентство начало быстро расти, появлялись новые клиенты, заказы, сотрудники. Когда Артём вспоминает тот период, то признаётся, что в первые годы не уделял достаточно внимания финансам, стратегии и планированию.
Я думал, что работаю ради денег, не успеваю, а потому мне нужны помощники и надо набирать команду.
Тем не менее, к пятилетнему юбилею команда Netpeak насчитывала 80 сотрудников, а портфолио — 500 клиентов.
Как миссия спасла бизнес
2009 год мог стать последним для Netpeak. Артём перегорел, его «утомили клиенты, сотрудники и люди в целом», и он задумался о закрытии агентства.
«Мне казалось, что мы живём в стране, где нет позитивного будущего. Ну и тут есть два варианта — уехать туда, где всё хорошо и это будущее есть, или самому попробовать его создать», — вспоминает он.
Принять решение Артёму помогла мысль, которая позже трансформировалась в миссию компании. Он подумал о том, что улучшений в Украине можно добиться только за счёт роста экономики, то есть развития малого и среднего бизнеса, а Netpeak как раз и помогает малому и среднему бизнесу расти.
На тот момент перед глазами Артёма были десятки примеров компаний, которые начинали работать с Netpeak в формате «я, два помощника и бухгалтер» и выросли до бизнеса с сотнями человек в штате.
«Я понял, зачем я делаю то, что делал всё это время. И тогда я решил это делать дальше, но уже не ради денег, а ради миссии», — говорит Бородатюк. Желания всё закрыть у него больше не возникало.
Масштабирование агентства
По словам Бородатюка, после появления миссии он начал развивать Netpeak как бизнес. В 2009 году появился офис в Киеве, а в 2011 году открылся первый заграничный филиал — в Самаре.
«Причина не в рынках или стратегии, а банально в том, что в Самаре у нас было три сотрудника», — объясняет Артём.
Один из них, программист Дмитрий Пискарев, — самый первый сотрудник компании. Он начал карьеру в Netpeak ещё школьником. Много лет работал удалённо, а затем переехал в Одессу. Сейчас Пискарев — гендиректор и управляющий партнёр агентства Netpeak.
Следом за российским появились филиалы в Казахстане, Болгарии и США.
«Мы хотим масштабировать кейс, который применили в Болгарии — там мы купили известное агентство с сильным русскоязычным основателем Геннадием Воробьевым и совместно поставили его на «рельсы Netpeak». В итоге агентство выросло в десять раз за три года и продолжает расти», — рассказывает Артём.
В период активных военных действий на востоке Украины в компании даже разработали план по возможному переезду всего офиса c семьями в Болгарию. К счастью, приводить его в действие не пришлось.
Сгоревшие инвестиции
Серьёзных трудностей, с которыми бы сталкивалось агентство, Артём не припоминает. Если судить по истории, которая приведена на сайте, компания планомерно росла, несмотря даже на экономические кризисы.
А вот в истории Netpeak Group есть минимум две неудачи. «Мы так увлеклись, что, ещё не разбираясь в построении продуктов, проинвестировали в конструктор посадочных страниц Q-Page и инструмент аналитики рекламных кампаний Foster.report», — рассказывает Бородатюк.
Оба проекта пришлось закрыть. При этом Q-Page смог поменять направление работы и превратился в сервис AcademyOcean, входящий в Netpeak Group. А вот Foster.report спасти не удалось. «Это больно, обидно, но предприниматель должен уметь такое переживать», — комментирует Артём. Сумму, которую агентство Netpeak вложило в эти два проекта, он не уточняет.
«Страдания», которые куют бизнесменов
В 2015 году Бородатюк отдал долю в бизнесе семи ключевым сотрудникам, руководителям отделов агентства. Спустя год он ушёл с должности гендиректора Netpeak и взялся за развитие компании Serpstat. Эта платформа позволяет подбирать ключевые фразы, по которым сайт найдут пользователи, и анализировать аналогичные показатели у конкурентов.
Артём покинул уютный офис, отказался от большого дохода и даже влез в долги к собственному бизнесу. По его словам, всё это было нужно, чтобы познать тяготы создателя стартапа и подать пример коллегам. Основатель Netpeak Group старается окружать себя сотрудниками с «ментальностью предпринимателей», которые готовы жить на рыночные зарплаты, пока самостоятельно не создадут для себя лучшие условия.
Этот этап он образно называет «страдания». У топ-менеджеров, которые пройдут этот путь, есть шанс стать партнёрами Бородатюка. Сейчас людей, которые владеют компаниями Netpeak Group вместе с Артемом, — 15.
Главное для меня — умение человека строить отделы, процессы, команды и никогда не останавливаться. Не прийти и управлять готовым, не создать и выйти на пенсию, а именно строить и постоянно совершенствовать.
Serpstat под его руководством растёт. Число платных пользователей сервиса за прошлый год увеличилось в два раза, а число сотрудников — в полтора. В апреле Serpstat попал на 70 место в списке лучших компаний-разработчиков по версии площадки для поиска бизнес-решений G2 Crowd и на 16 место в авторитетном рейтинге самых быстрорастущих SaaS-компаний LATKA100.
Когда основатель — «умеренный перфекционист»
При Бородатюке появилась «Конституция Netpeak», в которой описаны все рабочие процессы агентства. К ней пришли опытным путем: если какой-то вопрос звучал дважды, ответ на него добавляли в документ, который устроен, как раздел «Википедии».
Среди прочего в «конституции» перечислены запрещённые в агентстве фразы: «Искал, но не нашёл», «Это было ещё до меня», «Я ему сказал, а он не сделал» и тому подобные.
По словам Артёма, с «конституцией» и множеством внутренних сервисов даже неопытный сотрудник не может серьёзно ошибиться — ему просто не позволит система. «Мы стремимся всё упорядочить и систематизировать», — уверяет он.
Себя Бородатюк называет «умеренным перфекционистом». Он фиксирует все цели и задачи, формулирует итоги всех встреч и записывает всё, что приходит в голову. Параллельно он максимально уменьшил количество решений, которые нужно принимать в быту, например, на завтрак каждый день ест овсянку. Семь лет назад Артём отказался от мяса и считает, что с тех пор его мозг работает лучше.
В свободное время Бородатюк занимается спортом. Для него это один из немногих надежных способов переключиться. По словам Артёма, тяжёлые нагрузки и необходимость быстро принимать решения не оставляют мозгу шансов думать о планах и стратегиях.
На внутренней стороне правого предплечья у Бородатюка вытатуирован логотип Netpeak, а на левом запястье он носит красную нить.
Социальные проекты Бородатюка
Параллельно с развитием бизнеса Артем занимается социальными проектами. Летом 2015 года вместе с Александром Борняковым из VertaMedia (теперь Adtelligent) он запустил платформу «Мой город» — площадку, на которой собирают деньги на проекты, улучшающие Одессу.
После этого инициировал проект 4City. Это пространство, включающее в себя ресторан и лекторий-коворкинг, 70% прибыли которого уходит на поддержку социальных проектов.
По задумке, 300 неравнодушных одесситов должны были безвозмездно выделить на проект по $1000. Пока что подарок городу сделали только 229 человек, но ресторан открыли, не дожидаясь сбора всей суммы, около года назад.
Акселератор SaaS-компаний и покорение новых рынков
В ближайшее время Артём хочет вывести на стабильную прибыль продуктовые компании из Netpeak Group. Прямо сейчас он ищет «чёткого и дотошного» специалиста с релевантным опытом на своё место в Serpstat, потому что больше не успевает руководить проектом.
В будущем Бородатюк планирует создать акселератор для развития SaaS-компаний. По его мнению, именно SaaS-бизнес как самый маржинальный в ИТ-секторе поможет двигать экономику Украины вперед.
А в планах агентства Netpeak — выход на новые рынки по «болгарскому сценарию» и увеличение числа крупных клиентов.
Netpeak Group в показателях
Netpeak — одно из крупнейших агентств интернет-маркетинга в Восточной Европе. Компания открыла офисы в Одессе, Киеве, Харькове, Алматы, Софии и Москве, а проекты реализует по всему миру.
Агентство специализируется на продвижении сайтов с помощью SEO (поисковой оптимизации) и контекстной рекламе. Успех свой работы в Netpeak чаще всего оценивают по ROI — показателю возврата инвестиций, в данном случае трат на продвижение.
Например, ROI проекта по SEO-продвижению пиццерии в Киеве и Харькове составил 606%: клиент за три месяца потратил 17 тысяч гривен (около 41 тысячи рублей), а заработал 123 тысяч гривен (около 296 тысяч рублей, показатели 2014 года). Специалисты агентства проанализировали сайт, подготовили для него оптимизированные тексты, закрыли от поисковиков лишние страницы и добавили теги на разных языках.
В числе крупных клиентов компании — TripAdvisor, OLX, Depositphotos, «ПриватБанк», Prom.ua, «Цитрус», Leboutique, Rabota.ua, Kärcher.
На украинском рынке Netpeak считается дорогим агентством, но Артём Бородатюк не разделяет это мнение. По его словам, маржа компании составляет всего 10%, перед сотрудниками стоит задача увеличить её до 15%. Чтобы захватить большую долю рынка, Netpeak Group инвестировало в небольшое агентство интернет-маркетинга Inweb, стоимость работ в котором значительно ниже, чем в Netpeak.
Помимо двух агентств в Netpeak Group входят четыре продуктовых компании, которые работают по подписке. Serpstat, Ringostat и Netpeak Software создают инструменты для интернет-маркетологов, а AcademyOcean — облачный сервис для образовательных платформ. Более молодые продуктовые компании пока неприбыльные — все заработанные деньги они направляют на развитие.
Три профильных конференции — 8P в Одессе, SaaS Nation в Киеве и Online Advertising в Софии — организует компания Octopus Events. Поначалу конференциями занимались сотрудники Netpeak, но после нескольких убыточных ивентов организацию мероприятий решили выделить в отдельный бизнес.
Восьмая компания Netpeak Group — Tonti Laguna, которая окутана тайной. «Всё под NDA (соглашение о неразглашении)», — говорит Бородатюк. Он уточнил лишь, что компания работает над собственными белыми медийными проектами в США. Среди тематик — бытовая техника, каталог адвокатов и базы данных аптек. В команде Tonti Laguna 30 человек.
В целом в Netpeak Group работают 427 человек. По прогнозам, к концу года число сотрудников может превысить полтысячи. Артём не устаёт подчеркивать, что все успехи Netpeak Group — общая заслуга команды, которую очень тщательно собирают.
#маркетинг #украина
© vc.ru