Раскрутка стартапов приостанавливается

Многие интернет и медиакомпании, которые в былые времена активно скупали стартапы, могут начать избавляться от тех активов, которые больше не считают важными для своего бизнеса, поскольку экономический кризис обязывает бережно относиться к своим средствам.

После тяжелых потерь, понесенных во время "краха доткомов" в 2000 году, технические компании быстро стали сокращать расходы и сосредоточились над тем, чтобы остаться прибыльными, как только нынешняя рецессия закончится.

Сейчас же, поскольку депрессивные настроения еще не улетучились, многие начинают внимательно приглядываться к компаниям, купленным в хорошие времена, большая часть которых толком никогда не была им нужна.

Венчурные компании в один голос заявляют, что заключение подобных сделок уже началось. В последующие несколько месяцев ожидается увеличение продаж и выделение компаний, поскольку все стараются выжать из своих активов наличность и переоценивают свои бизнес-стратегии.

"В хорошие времена компании приобретают; в трудные - стараются отделаться от всего лишнего", - уверен Тодд Дагрес, венчурный предприниматель, чья фирма Spark Capital финансировала сайт микроблогов Twitter.

По мнению Дагреса и других венчурных предпринимателей, компании все чаще ищут частных инвесторов для того, чтобы оценить свой процент в сделке. Обычно речь идет о небольших компаниях, которые не имеют собственного веса, или больше не являются стратегически важными.

Дэн Нова, венчурный предприниматель из Highland Capital Partners, отмечает: "Процесс, который мы сейчас наблюдаем, является своего рода активной сортировкой".

"По мере того, как компании, входящие в Fortune 500, сосредотачивают все свое внимание на какой-то главной стратегической миссии или переносят акценты на другие задачи, они решают, соответствуют ли их приобретения этой новой миссии или нет, - рассказал Нова. - Если нет, то они попытаются их продать или вообще закрыть".

В последние месяцы ведущие веб-компании, вроде Yahoo! и eBay, начали наводить порядок в своих "чуланах".

В рамках стратегии по оздоровлению финансовой ситуации под руководством своего нового руководителя Кэрол Бартц компания Yahoo! начала избавляться от убыточной собственности, например, от компании GeoCities, которую приобрела в 1999 году.

Онлайн-гигант по проведению аукционов, компания eBay, недавно заявила об отделении Skype, компании, которую в 2005 году купила за 2,6 млрд долл.

eBay также продала с правом возврата новый проект StumbleUpon, который помогает людям в онлайн-поиске контента, своим основателям и венчурным предпринимателям, через два года после того, как приобрела его за 75 млн долл.

Компания Time Warner недавно объявила о давно ожидаемом "отпочковании" AOL. Для того чтобы стать самостоятельной, AOL выделила свои покупки новых компаний, включая социальный сайт Bebo, в отдельное подразделение, где они будут пытаться найти венчурное финансирование или будут свернуты, если окажутся нежизнеспособными.

По словам некоторых венчурных предпринимателей, во время последнего экономического спада наблюдалась похожая тенденция.

"Были такие крупные компании, которые раздавали свои подразделения, потому что больше не хотели нести связанные с ними расходы", - сказал Дагрес, и добавил, что в 2003 году количество продаж снизилось, как только экономическая ситуация начала улучшаться.

Но не все согласны с тем, что стратегии по приобретению компаний связаны с состоянием экономики.

Майк Кватинец, венчурный предприниматель из Azure Capital Partners, отметил, что интернет-компании часто совершают ошибки, потому что жаждут заполучить новое предприятие, совсем не задумываясь о том, как это приобретение впишется в их бизнес.

"Компаниям необходимо иметь соответствующую стратегию. Нельзя покупать проект, только потому, что он вас заинтересовал", - уверен Кватинец, чья фирма продала в прошлом году eBay компанию по проведению онлайн-платежей Bill Me Later за 945 млн долл.

Некоторые аналитики критикуют eBay за то, что тот переплачивает за стартапы, но Кватинец защищает решение компании. Bill Me Later позволяет eBay обеспечивать надежную работу службы платежей для крупных коммерсантов, которые не пользуются PayPal, таким образом, создавая дополнительные удобства, заявил он. "Не думаю, что они сделают что-то новенькое с Bill Me Later. Разве что интегрируют его в PayPal", - говорит Кватинец.

Почему крупные интернет-компании принимают неправильные решения по приобретению новых проектов? Аналитик из Bernstein Research Джеффри Линдсей считает, что это происходит из-за целого ряда факторов.

Начнем с того, сказал он, что интернет-компании имеют на руках огромное количество наличности и очень мало долгов. Добавим к этому напористых венчурных предпринимателей, жаждущих навязать продажи новых проектов, еще не приносящих дохода, и создающих ажиотаж вокруг таких брендовых компаний, как Twitter и Facebook, и вот уже подготовлена почва для некоторых сомнительных сделок.

"Это отличный рецепт того, как накликать несчастье", - заметил Линдсей. Он привел в пример приобретения компании AOL, в числе которых ICQ, Netscape и Bebo (который в прошлом году был куплен за 850 млн долл.), покупка Flickr компанией Yahoo! и приобретение Google проекта YouTube. Все это сделки, убивающие ценность самого проекта, и которые могут быть в любой момент проданы или закрыты.

Экономические кризисы лишь усугубляют эту тенденцию, потому что компании сталкиваются с собственными неудачными бизнес-решениями, когда обстоятельства складываются не самым благоприятным образом, говорит он.

Опыт одного из основателей StumbleUpon Гарретта Кэмпа, который приобрел обратно свою компанию у eBay вместе с командой инвесторов, является тому неопровержимым доказательством.

Кэмп сказал, что обе стороны в конечном итоге осознали, что новые компании не являются на самом деле "ведущими" для бизнеса eBay. "Их развитие и становление может занять некоторое время, - отметил он. - Поэтому я решил, что для успешной работы Stumble это был прекрасный выбор".

©  @Astera