"Снижение спроса на настольные ПК и ноутбуки - явление временное и не системное"

Дмитрий Хавжу, компания МакЦентрИнтервью с Дмитрием Хавжу, генеральным директором компании "МакЦентр".

- Какие тенденции, на ваш взгляд, наиболее существенно проявились на компьютерном рынке в первой половине года? Каким образом они отразились на работе вашей компании?

- Очевидная тенденция – приход на рынок планшетов. Этот приход второй, первая попытка была 3-4 года назад и полностью провалилась. Сейчас все выглядит более оптимистично. Правда, из десятка производителей планшетов повезло лишь одному. По нашим данным, из 20 проданных устройств 19 будут айпадами, а один может быть Samsung, Huawei, noname или каким-нибудь другим. Успех Apple выглядит тем более ошеломительным, что iPad 2 не слишком сильно отличается от первого iPad и до сих пор является самым дорогим планшетом на рынке. В этом определенно есть что-то иррациональное, не поддающееся разумному осмыслению.

Еще одним существенным толчком роста спроса на Apple cтал анонс новых MacBook Air с более мощными процессорами i5 и i7, которые уже поставляются в Россию, причем с новой операционной системой OS Lion. Прошло менее двух недель после начала продаж, но мы уже видим достаточно большой спрос на эти модели.

В целом, наши розничные магазины под брендом iProfi в статусе Apple Premium Partner показывают достаточно высокую динамику. В большей степени это касается iPad, iPhone и аксессуаров. А с обновлением MacBook Air и операционой системы Mac OS восстановился рост и по мобильным компьютерам.

С точки зрения других секторов рынка, для "МакЦентра" по-прежнему важными являются рынки электронных книг и навигационных устройств.

Российский рынок устройств для чтения четко поделен на два основных сектора - ридеры с TFT-экранами и устройства с экранами типа "электронная бумага". Первый сектор получил взрывоподобное развитие в конце прошлого года, очень хорошо смотрелся в течение 2011 года и в настоящее время близок к насыщению.

Второй сектор растет более стабильно, также с замедлением, но тем не менее выглядит более перспективным. К новому году, естественно, мы прогнозируем рост обоих секторов. Мы развиваем оба направления и наращиваем объемы продаж в каждом полугодии. Причиной является, конечно, акцент на качестве нашей продукции. В первом секторе мы представляем бренд Mr.Book, во втором – Onyx Boox. В частности, в этом году мы первыми на российском рынке официально представили электронные книги с экранами последнего поколения E-Ink Pearl, так называемую "шекспировскую" серию. Потом мы также первыми предложили 9,7-дюймовую модель с экраном E-Ink Pearl – Onyx Boox M91S Odysseus, на которой удобно читать литературу в форматах PDF и DjVu, а также документы, в которых имеется много рисунков и таблиц. Поэтому Onyx Boox M91S Odysseus может служить хорошим подспорьем в учебном процессе.

Что касается навигационных устройств, то сейчас на рынке имеется востребованность в интегрированных решениях, способных удовлетворить сразу несколько потребностей. Именно поэтому мы недавно представили две новые модели – Pocket Navigator RD-500 и Pocket Nature RD-500, которые, помимо основной и множества дополнительных функций, способны выступать в качестве детекторов радарных устройств. И мы видим большой интерес к этим решениям. Также ведется постоянная работа по совершенствованию программного обеспечения.

- Что, по вашему мнению, послужило причиной снижения глобального спроса на настольные ПК и ноутбуки? Связано ли это с растущим спросом на планшеты и смартфоны? Насколько данная проблема актуальна для России?

- Думаю, что снижение спроса на настольные ПК и ноутбуки - явление временное и не системное. Оно может быть связано с тем, что в последние месяцы не было заметных релизов нового ПО, которое потребовало бы кардинального увеличения вычислительной мощности ПК. Проще говоря, компьютеры уже есть у всех и нет причин их менять. Но долго это продолжаться не будет, закон Мура никто не отменял.

С другой стороны, заметное влияние на рынок может оказать внедрение облачных технологий, но это вопрос ближайшего будущего.

- Как вы оцениваете перспективы планшетов в качестве альтернативы ноутбуку, в том числе в корпоративном сегменте? Насколько долго сохранится спрос на эти устройства?

- Cпрос на планшеты будет расти и сохранится надолго. Однако в корпоративном сегменте спрос на данные устройства будет, скорее, как на дополнение к ноутбукам и стационарным ПК. Планшеты удобны для быстрых демонстраций, проведения конференций и переговоров, на совещаниях, в дороге для быстрой связи и просмотра переписки. Но для работы, требующей параллельного решения различных задач - почты, работы с документами, с презентациями, с интернет- приложениями - все-таки удобнее настольный ПК.

- Можно ли говорить о восстановлении темпов роста рынка ПК в ближайшее время?

- Сложно оценивать в целом компьютерный рынок, проще дать оценки по категориям и группам товаров. Безусловно, будут расти рынки планшетов, смартфонов, сохранится рост и на рынке ноутбуков. Думаю, что падение на этом рынке будет временным, и постепенно его рост восстановится. Вряд ли в дальнейшем будет расти рынок нетбуков - все-таки эти устройства будут вытеснены планшетами и ноутбуками. Мы также ожидаем дальнейшего роста электронных книг различного формата.

- В каком направлении будет развиваться ИТ-рынок в ближайшее время? Какие направления работы будут приоритетными для вашей компании во второй половине текущего года?

- Для нас это, конечно, развитие сети премиум-магазинов Apple (на данном этапе у нас работают три розничных торговых точки и два интернет-магазина), а также направления электронных книг, смартфонов и навигационных решений.

©  @Astera