10 самых популярных интервью за 2017 год

Беседы с гендиректором «Дождя» Натальей Синдеевой, авторами Telegram-канала «Беспощадный пиарщик», бывшим управляющим директором «Альфа-банка» Алексеем Мареем и другими героями.

В избранное

В избранном

1. «Мы оказались в аду и за день потеряли 80% зрителей»

Генеральный директор телеканала «Дождь» Наталья Синдеева рассказала о том, как редакции удалось пережить кризис 2014 года. Тогда телеканал опубликовал скандальный опрос о блокаде Ленинграда, и кабельные операторы отказались транслировать его эфир.

Помощь «Дождю» предлагал опальный олигарх Михаил Ходорковский, но команда отказалась от его денег и сосредоточилась на монетизации с помощью подписок. Однако когда кризис закончился, у редакции возникли внутренние проблемы.

Мы справились со всеми проблемами, перестроили работу, переехали в новую студию в дизайн-заводе «Флакон». Когда мы все выдохнули и перестроили работу, случился внутренний кризис.

Так происходит, когда после войны люди возвращаются домой и не могут перестроиться, чтобы жить в мирное время. То же самое пережили мы: не надо обороняться, надо работать. В этот момент начинается тяжелый процесс рефлексии, потому что коллектив начинает расползаться. Кто-то не может себя найти, кто-то выжат, сгорел, ничего не может сделать.

Это был самый тяжелый момент: нужно было перестраивать работу редакции. И не все люди смогли устроиться в новой жизни. Началась стагнация, упали показатели, ситуация ухудшилась.

2. «Мы зарабатываем в социальных сетях около миллиона рублей в месяц»

Интервью основателя «Подслушано» — одного из крупнейших сообществ во «ВКонтакте», где люди анонимно делятся историями из жизни.

Оно принадлежит администратору по имени Владимир Огурцов (имя вымышлено), а также трем другим партнерам, один из которых — генеральный директор медиакомпании Tigermilk Media Арсений Ашомко.

Сообщество появилось в 2012 году. За пять лет авторы разработали собственное мобильное приложение, а совокупная аудитория проекта превысила 9 млн человек. В соцсетях команда зарабатывает более миллиона рублей в месяц.

Огурцов рассказал о внутренней кухне — сколько человек работает в команде, как редакторы отбирают секреты и почему он не против плагиата.

Я с этим ничего не могу поделать. Поэтому я просто отпустил эти мысли. Мне, наверное, это даже льстит. В 90-е на вещевых рынках продавали кроссовки Abibas и тому подобное, народ покупал и тем самым отчасти рекламировал всем известный бренд.

Так и у нас. Я смотрю на это позитивно. Если кто-то что-то наше копирует, значит, мы всё делаем правильно. И пусть они это делают. Если нам не во вред.

3. «То, что работает для малого бизнеса, не сработает для бизнеса с 30 млн клиентов»

В октябре 2017 года основатель сети ресторанов «Теремок» Михаил Гончаров пожаловался в Twitter, что из-за падения покупательской способности через «год-два можно будет закрываться».

В интервью с vc.ru Гончаров признал, что перегнул палку: у его компании действительно есть проблемы, но они не так критичны. Трудности связаны с тем, что он не готов менять поставщиков и экономить на качестве продуктов, но поскольку для многих покупателей важнее цена — они предпочитают питаться в сетевых ресторанах фаст-фуда.

Если в России происходит какой-то провал, компанию начинают материть. Эту моду ввели Артемий Лебедев и Илья Варламов — не дали тебе карточку: напиши в техподдержку, зачем оскорблять? Мне за это обидно.

На западе тоже совершают ошибки. Не нужно думать, что у нас тут все какие-то горбатые, а там — правильные и исполнительные.

4. «Единственное, что не может делегировать руководитель — это вопросы стратегии»

Незадолго до ухода с поста управляющего директора «Альфа-банка», Алексей Марей рассказал vc.ru о секретах продуктивности, своих бизнес-правилах, а также об источниках вдохновения.

Когда моему старшему сыну было четыре-пять лет, его в детском саду прозвали «Мистер почему». Он изводил всех вопросами «Почему?».

В 2008 году я попал в бизнес-школу. И на первой лекции профессор, который вел наш класс, поинтересовался, у кого есть дети четырех-пяти лет. Поскольку люди все были примерно одного возраста, какое-то количество людей подняло руки.

Он спросил: «Не заколебались отвечать на вопрос «почему?» Я был в восторге: «Кто-то меня понимает». И он сказал, что в бизнесе точно так же. Существует принцип «пять почему»: если задать человеку пять вопросов «почему», то в 95 случаях из сотни можно добраться до корня проблемы.

Поэтому никогда не стоит ограничиваться первым ответом. Этот тот пример, который показывает, чему тебя может научить ребенок — нужно быть просто готовым учиться.

5. Как переводят фильмы, игры и сериалы

Совладелец компании «РуФилмс» Алексей Козуляев рассказал о работе аудиовизуальных переводчиков: как готовится локализация контента, сколько времени и денег требуется для адаптации одного фильма или эпизода сериала, и какие распространенные ошибки совершают авторы.

Я всегда требую от переводчиков отходить от «культурного жлобства». Когда переводчик начинает «фигурять» фунтами, футами, дюймами и так далее, — это либо его неспособность перевести значения в международную систему единиц, либо пренебрежение к зрителю.

Из-за этого может потеряться смысл. О чем вам говорит фраза «роскошная квартира в 220 квадратных футов»?

Ни о чем.

Звучит как размер большой квартиры и все, правильно? А если перевести футы в метры, получится чуть больше 20 м², то есть слово «роскошный» в данном случае приобретает иронический оттенок.

Это же относится и к единицам измерения температуры. Дети которых привозят в приемный покой больницы с температурой в 104 градуса, меня всегда пугают. Равно как и 40-градусный пронизывающий до костей холодный ветер и красавцы мужчины ростом в шесть футов шесть дюймов.

Это очень важный элемент работы переводчика — он всегда должен понимать, для кого он переводит.

6. «Мы достигнем такого уровня, что MDK станет защитником авторов контента»

Незадолго до ICO развлекательной платформы MDK побеседовали с основателем сообщества Роберто Панчвидзе о его бизнесе. Предпринимателю принадлежит 22 сообщества и аккаунта во «ВКонтакте», Twitter и Telegram, а также собственное креативное агентство.

Панчвидзе рассказал историю появления своей «медиаимперии».

В 2011 году паблик для меня был больше как хобби: я успевал работать, учиться, еще что-то. Тогда мне требовалось сделать всего пять публикаций в день.

В 2012 году хобби начало приносить деньги. Но это было не главное — мне нравилось внимание. И как психологу — наблюдать за психологией масс. И это было для меня экспериментом. Наверное, я таким образом тешил самолюбие. Меня это потихоньку стало затягивать.

7. «Анонимный канал — это падре, который сидит за ширмой в кабинке»

Интервью с основателями популярного Telegram-канала о PR-специалистах, маркетинге и медиа «Беспощадный пиарщик».

Они рассказали о том, как появилась идея проекта, о преимуществах формата и планах по монетизации канала.

Все начиналось как прикол или эксперимент. Но потом мы «воздудились». Нас очень заинтересовал формат Telegram как нового типа СМИ с трансляцией прямо в мозг.

Кроме того, нам надоела та атмосфера лицемерия и гротескного самолюбования, которые царили в PR-отрасли еще в начале 2017 года. Сейчас этого явно меньше, и это наша заслуга. Да, этот тезис тоже самолюбование, но мы же плоть от плоти нашей отрасли.

Мы вообще изначально делали канал с мемами, но в какой-то момент к нам приросла миссия — люди стали обращать наше внимание на разные вопиющие случаи, рассказывать анекдоты и исповедоваться в почте.

Мы взяли на себя функцию Роспярнадзора.

И иногда даже собутыльника. Одного из наших читателей мы даже с девушкой пробовали мирить. Сожалеем, что не удалось.

8. Как работает аналитик крупного инвестфонда

Еще одно анонимное интервью. На этот раз — с сотрудником инвестиционного подразделения «одной из крупнейших российских олигархических групп».

Он рассказал о том, как начал карьеру, о специфике работы российских фондов и об уровне зарплат.

Сделки по продаже большинства компаний в России часто непрозрачны и порой лишь частично соответствуют правовым нормам. Также при управлении компаниями часто возникают спорные ситуации между собственниками, поэтому в крупных фондах обычно есть свои юристы. В судах участвуют юристы, но и сотрудникам инвестиционного подразделения тоже нужно разбираться в российском и английском праве.

Зарплата зависит от заработка на предыдущем месте работы, поэтому у людей на одинаковой должности она может отличаться в 1,5–2 раза. На старте это может быть 150–250 тысяч рублей в месяц, на более старших должностях — кратно выше. Бонусы в разных фондах разные и обычно зависят от принесенной тобой прибыли. Бонусы могут составлять до двух годовых зарплат, но чаще всего — от 30 до 100% от годовой зарплаты.

9. «Я до сих пор ничего не понимаю в транспортном бизнесе»

Интервью с петербургским предпринимателем Игорем Рудзием. Ему принадлежат компании «Грузовичкоф» и «Таксовичкоф», доля в сервисе доставки еды «Достаевский».

Он рассказал о конкуренции с Uber, планах выйти на московский рынок, запустить франшизную сеть и инвестировать в развитие беспилотного транспорта.

Пока что беспилотники даже не могут даже на 50% распознать дорожные знаки. Понятно, что статус такого автомобиля тоже не определен. Что это такое, какая будет ответственность, если он попадет в ДТП.

Как он будет ехать по дорогам, где нет разметки? У нас же не так все развито, как в Европе или в Соединенных Штатах, поэтому дороги оставляют желать лучшего во многих регионах. Так что, я думаю, юридический статус беспилотного автомобиля еще не скоро оформится в России.

Когда-нибудь, да, мы будем все ходить в серебристых костюмах и общаться без слов на уровне телепатии, в течение десяти лет у нас появятся всяческие встроенные технологии. Водителей тоже, конечно, заменят, но не скоро.

10. «Мы стали настолько большими, что нас могут купить не так много компаний»

Генеральный директор компании «Нетология-групп» и ведущий подкаста «Рунетология» Максим Спиридонов взял интервью у совладельца и руководителя кипрской хостинговой компании Servers.com Алексея Губарева.

В начале 2000-х годов он переехал с семьей на Кипр. В 2005 году предприниматель запустил компанию Servers.com и за 11 лет вышел на выручку в $50 млн в год. Сейчас в компании работает более 300 человек.

Он рассказал о том, как получил запоминающийся домен, почему отказался привлекать инвестиции и ответил на каверзные блиц-вопросы.

Когда ты разговариваешь с людьми из фонда, они всё время пытаются отжать капитализацию компании вниз, хотя ты вроде бы растёшь. Они говорят: «Хорошо, мы дадим вам $30 млн». В 2012 году нам действительно предлагали столько. Однако капитализацию компании опускали процентов на сорок ниже рыночной цены.

И мы сочли, что нам это невыгодно. У нас не было проблем с банковским финансированием.

Деньги нам требовались в основном на покупку других бизнесов или на большое строительство, например на создание того же дата-центра. И сделки с фондами как-то не складывались, а потом мы решили, что нет смысла тратить на это время. Будем развиваться сами, раз пока всё растет.

#итоги2017

©  vc.ru