Особенности обучения ИТ-специалистов. Рецепты профессионалов

Автор: Елена Иванова

Елена Иванова, учебный центр LuxoftНаша страна всегда отличалась высоким уровнем профессионализма ИТ-специалистов. Доказательством этому могут служить многочисленные центры исследования и разработок, открываемые зарубежными компаниями на территории РФ.

В чем особенности российского образования? При подготовке специалистов технических специальностей в российских вузах огромное значение всегда уделялось освоению фундаментальных основ специальности – студенты разбираются в законах, заложенных в основе различных теорий и практик, учатся анализировать большие объемы информации, эффективно искать и фильтровать данные, самостоятельно выводить, а не запоминать используемые в специальности формулы и решения из базовых постулатов. Также российское техническое образование отличают взаимосвязанность предметов, развитие основных идей на разных уровнях, стремление развить способность самостоятельно решать задачи и размышлять.

Фундаментальный систематический подход в российском техническом образовании позволяет выпускать исследователей, ориентированных на нестандартное мышление и поиск инновационных решений. Выпускник российского вуза способен на многое: решать глобальные задачи, работать над сложным проектом, но ИТ-технологии развиваются настолько стремительно, что ни одно высшее учебное заведение не в состоянии успевать менять учебные программы, развивать навыки, умения и знания по применению новых технологий, инструментов, практик. Еще лет 5-10 назад мало кто среди ИТ-специалистов знал о существовании таких профессий, как системный аналитик или тестировщик. А сейчас они в списке наиболее востребованных специальностей. А кто тогда слышал, например, про платформу Tibco или Informatica? Но откуда взяться в большом количестве профессионалам, если большинство необходимых для работы в этих ролях компетенций не отрабатывается в вузах?

В результате у российских специалистов сформировалась привычка и даже стремление к непрерывному самостоятельному изучению необходимых в работе материалов: технологий, методологий, инструментов, практик. Эта патологическая страсть одинаково эффективно прижилась как в среде пользователей, так и в среде разработчиков ПО, администраторов, ИТ-руководителей. По этой причине у нас в стране процветает книжный рынок ИТ-литературы и прогрессирует учеба "на своих ошибках".

Именно для того, чтобы избежать "обучения на своих ошибках" специалистов, которое может привести к срыву проектов и потере имиджа организации, Luxoft – профессионал в области разработки программного обеспечения, прошедший сертификацию CMMI 5, - 10 лет назад принял решение о создании собственного профессионального Учебного центра. Для работы в компании, где сейчас трудится более 4000 специалистов, мы набираем лучших выпускников технических вузов и обучаем их, выводя на приемлемый уровень начальных компетенций. Также мы регулярно повышаем квалификацию уже действующих специалистов, давая им возможность освоить и применить на практике новые подходы к работе и инструменты.

Очевидный для всех разрыв навыков между выпускником и специалистом, а также взрывной рост количества практик, подходов, инструментов, платформ, методологий, в которых должен ориентироваться специалист, стимулировал появление многочисленных специализированных коммерческих учебных центров. Обучение в них идет уже в ногу со временем. Но не всегда достигается ожидаемый уровень знаний и навыков специалиста. Почему?

Во-первых, существует, как это характерно для постсоветского пространства, соблазн у коммерческих учебных центров сократить издержки за счет снижения качества продукта. В результате обучаемый получает пусть и незадорого, но так называемое "обучение" силами специалиста, который сам только что прочитал нужную книжку или освоил инструмент "методом тыка", пришел от этого в восторг и готов теперь поделиться своим накопленным опытом с другими. Такое обучение практически равных равными иногда даже нравится, вызывает энтузиазм что-то делать, но обычно в результате не достигает своих целей, материал не усваивается, понимания сути не происходит, в лучшем случае механически отрабатываются навыки или техники, которые не всегда понятно как применять. Специалист после такого обучения пытается бездумно применять новые навыки, не получает ожидаемого повышения эффективности, делает ошибки и, в результате, возвращается к привычным методам. Такой подход, к сожалению, сейчас также сильно распространился среди фрилансеров на рынке ИТ-обучения.

Возможна и обратная ситуация. Излишне теоретизированный тренер, который всю жизнь преподает, знает много (или немного) теорий, иногда изучает новые инструменты, но у него давно или даже никогда не было возможности применить их на практике, почувствовать их плюсы и минусы, увидеть все нюансы, получить реальное понимание их возможностей и ограничений. Этот вариант лучше – обучаемый получает фундаментальные знания, на основе которых в силу привычного со школы для российского гражданина подхода к обучению он сам сможет выработать эффективные навыки. Но на это потребуется время, и ошибки на этом пути неизбежны.

В-третьих, для обучения ИТ-специалистов нужно обязательно учитывать их специфику, структуру их мышления. В большинстве своем это люди прагматичные, с алгоритмическим стилем мышления, а потому они больше внимания уделяют не маркетинговой привлекательности, а сути представляемого на тренинге материала. Для них важна методичность и структурность в изложении материала. Материал ими усваивается лучше в виде диаграмм, структурных карт, схем, таблиц и матриц. К сожалению, особенно часто это проявляется на так называемых тренингах личностного роста и тренингах по управлению персоналом. Далеко не все тренеры, работающие в этой нише, способны технически подавать материал тренинга в таком виде. Большинство тренеров этой области сами не обладают алгоритмическим стилем мышления, а следовательно восприятие подаваемой им информации ИТ-специалистам затрудняется, эффективность обучения снижается.

В итоге хороший учебный центр должен выработать для себя несколько правил. Преподаватели такого центра должны быть только практиками, имеющими большой опыт работы в реальных проектах разработки ПО, и постоянно его пополняющими. Стоит заметить, что преподаватели учебного центра Luxoft 30-70% времени заняты в различных проектах разработки в компании. Остальное время они выделяют на чтение курсов и разработку новых учебных программ.

Преподаватели учебного центра должны проходить жесткий внутренний отбор, как по квалификации в области соответствующей экспертизы, так и по преподавательским навыкам, должны регулярно проводиться тренинги повышения их квалификации по методикам преподавания.

Преподаватели должны быть в курсе последних исследований и наработок в своей области знаний и пробовать применять их на практике. Тренинги личностного роста (проведение переговоров, презентаций, совещаний, коммуникации, тайм-менеджмент и т.д.) более эффективны в случае обучения ИТ-специалистов, если они проводятся силами ИТ-менеджеров.

Нужно не отрабатывать отдельные навыки, а давать понимание концепта методологий, методик, стандартов, принципов, которые проверены на практике и успешно показали себя в современном "бою". Слушатели должны вынести из обучения глубокое понимание базовых законов в программной инженерии и управлении проектами, в которое гармонично вплетена отработка определенных навыков, инструментов и техник и обсуждение примеров и опыта применения их на практике.

Кроме того, при обучении ИТ-специалистов хорошо показали себя так называемые фасилитационные тренинги, когда тренер, владея определенным материалом, стимулирует в группе обсуждение кейсов и обмен опытом, дает комментарии и рекомендации. В результате такого тренинга ИТ-специалисты получают не только знания на основе материала, заложенного в тренинге, и результаты анализа опыта преподавателя, а также анализ опыта других обучаемых. С учетом обозначенного мною раньше стремления к чтению большого количества профессиональной литературы и самообразования это немало.

Все это позволяет учащемуся проанализировать все составляющие качества и эффективности его работы, структурировать накопленные при прочтении литературы и общении с коллегами знания, а также научиться их более эффективному применению.

Резюмирую рецепт успеха ИТ-обучения:

  1. Преподаватель думает как ИТ-специалист.
  2. Преподаватель постоянно осваивает новое и обновляет программы обучения.
  3. Преподаватель постоянно применяет свои знания и навыки на практике.
  4. Кругозор преподавателя значительно превышает объем материала курса.
  5. Обучение ориентировано в первую очередь на эффективность усвоения материала и его качество, а не на заработок.
  6. Обучение включает в себя не только отработку каких-либо конкретных навыков , то есть "игры по определенным правилам", но и изучение концепта, методологий, принципов, которые дадут возможность слушателям вырабатывать "собственные правила игры".
  7. Курс включает в себя блок обсуждений для обмена опытом не только между слушателями и преподавателем, но и между слушателями.

Автор - директор Учебного центра Luxoft

©  @Astera