"Настольные ПК и ноутбуки пали жертвой процесса "ожидания"

Александр Скуснов, компания ИмагИнтервью с Александром Скусновым, директором по методической работе компании "Имаг".

- Какие тенденции, на ваш взгляд, наиболее существенно проявились на компьютерном рынке в первой половине года? Каким образом они отразились на работе вашей компании?

- Расскажу о нашем личном опыте: удачном эксперименте с ноутбуками и провальном - с тонкими клиентами.

Пожалуй, главная и самая заметная тенденция, которая нас затронула, - переход от традиционных настольных ПК к ноутбукам. В корпоративном сегменте многим менеджерам по продажам и руководителям приходится работать не только в офисе, но и дома. Применение ноутбуков позволило сделать для них такой режим работы максимально удобным. Конечно, наш эксперимент с ноутбуками имел смысл только для определенной категории сотрудников (их 10-20%) и его экономически невыгодно распространять на всех, работающих в офисе.

Вторая тенденция, затронувшая нас, предполагает создание для сотрудников унифицированных рабочих мест. Все программы при этом выполняются на удаленном сервере. Для нас удобства такого подхода заключаются в снижении расходов на терминальное оборудование (цены на тонкие клиенты по Linux сегодня в районе нескольких тысяч рублей), простом и удобном централизованном администрировании, снижении расходов на софт и др. При этом все сотрудники из всех наших офисов должны были получить универсальное, сразу настроенное рабочее место. Работать по такой схеме можно было из офиса и из дома.

К сожалению, эксперимент, который мы провели в этом году по внедрению тонких клиентов, завершился не очень удачно, и от этой модели нам пришлось временно отказаться.

Основных проблем мы выявили четыре. Во-первых, оказалось, что с MS Office крайне неудобно работать на тонких клиентах. При работе с большими документами программа работает очень медленно. Все пользователи были этим моментом крайне недовольны. Во-вторых, наши тонкие клиенты не смогли работать с web-камерами, а видеосвязь для нас сегодня одно из приоритетных направлений развития. В-третьих, в наших офисах уже год используется система IP-телефонии на базе оборудования AddPac, и мы планировали использовать тонкие клиенты с софтфонами вместо традиционных IP-телефонов. К сожалению, нам это не удалось, так как оборудование почему-то обеспечивало очень низкое качество звука при работе с гарнитурами. Последняя проблема отчетливо выразилась в регионах. Несмотря на, казалось бы, высокие скорости подключения к интернету, наши региональные офисы испытывали очень большие, я бы сказал, неприемлемые задержки при подключении с тонких клиентов к серверу.

- Что, по вашему мнению, послужило причиной снижения глобального спроса на настольные ПК и ноутбуки? Связано ли это с растущим спросом на планшеты и смартфоны? Насколько данная проблема актуальна для России?

- Думаю, что настольные ПК и ноутбуки пали жертвой процесса "ожидания". Поясню, что я имею ввиду.

Мне кажется, что основную роль в снижении глобального спроса на настольные ПК и ноутбуки в первом полугодии сыграли именно планшеты. Причем не продажи этих устройств, а их постоянные анонсы, которые делали все производители. Мне кажется, многие не покупали в этом году новые компьютеры именно из-за ожидания этих новинок, планшетов. Если рынок разочаруется в том, что будет предложено (а это весьма вероятно, судя по моделям первого полугодия), то продажи, по крайней мере, ноутбуков имеют все шансы восстановиться.

- Как вы оцениваете перспективы планшетов в качестве альтернативы ноутбуку, в том числе в корпоративном сегменте? Насколько долго сохранится спрос на эти устройства?

- В корпоративном сегменте планшеты, безусловно, будут востребованы. Но думаю, что не как альтернатива ноутбуку, а как удобное дополнение.

Уже сегодня многие наши сотрудники используют планшеты (в основном, iPad) в процессе проведения внутренних совещаний и переговоров с вендорами и клиентами. Планшет удобен, потому что на нем можно быстро что-то показать (например, фотографии оборудования) и легко выйти в интернет, чтобы что-то продемонстрировать на корпоративном сайте. И для этого даже не надо искать место, чтобы присесть, что в случае с ноутбуком потребуется обязательно. Но работать с документами, создавать презентации все же удобнее с ноутбука.

- Можно ли говорить о восстановлении темпов роста рынка ПК в ближайшее время?

- Я склонен считать, что все, кто хотел купить ПК, уже их купили. И всё, что можно ожидать дальше от этих людей/компаний, - это периодический апгрейд старой техники. Поэтому ни о каких темпах роста речь тут можно уже не вести. Рынок стабилизируется и будет колебаться то в плюс, то в минус.

- В каком направлении будет развиваться ИТ-рынок в ближайшее время? Какие направления работы будут приоритетными для вашей компании во второй половине текущего года?

- IP-телефония, видеосвязь и "оптика" будут драйверами рынка связи. Эти тенденции мы уже давно наблюдаем. IP-телефония продолжает планомерно отвоевывать свою долю у традиционных аналоговых АТС. Skype, за что ему огромное спасибо, продолжает быть главным катализатором интереса к сектору видеоконференцсвязи и видеотелефонии. Если говорить о каналах связи, то безусловно на подъеме сегодня волоконно-оптические сети. При этом мы судим о росте не по их пресс-релизам и новостям операторов, а по серьезному скачку продаж нашего инструментария для работы с "оптикой" (сварочные аппараты для оптического волокна, оптические рефлектометры, тестеры и др.) и аншлагах на наших бесплатных семинарах (проект "Дни Решений"), на которых мы раскрываем секреты работы с оптическим кабелем.

В нашей компании мы постараемся разобраться с чудесами спроса, в одном из наших ведущих направлений.

Приоритетных направлений на ближайшее время у нас много. При этом больше всего странностей мы наблюдаем в видеокоммуникациях. Дело здесь вот в чем. Традиционно основными потребителями новых систем связи являются коммерческие организации. Но в случае с видеосвязью это правило у нас перестало соблюдаться. Судите сами. У нас есть два ведущих производителя: Radvision, производитель систем групповой и персональной видеоконференцсвязи, и AddPac, производитель систем видеотелефонии. С системами ВКС от Radvision всё логично - они недорогие и качественные, их покупают многие коммерческие организации. Странность наблюдается с видеотелефонами AddPac. Дело в том, что их основными потребителями сегодня являются госучреждения. Причем два типа: силовые структуры (региональные подразделения МВД) и мэрии (городские, краевые). Поэтому главную задачу, которую мы наметили для себя в этом направлении, - распространить любовь силовиков и чиновников к AddPac на российские коммерческие структуры.

©  @Astera