c30flost-10-years-5421ccb883d76.jpg

На этой неделе особенно трудно не верить в гороскопы, магнитные бури или судьбу. За последние пару дней красивые юбилеи отпраздновала целая плеяда громких наименований: любимый фильм половины населения Земли «Побег из Шоушенка» (20), проверенные временем сериалы «Друзья» (20) и «Западное крыло» (15), а также незабвенный Lost (10).

Словно планеты выстроились в ряд.

О десятилетии Lost нельзя молчать по многим причинам, но главная из них лежит на поверхности: он познакомил российских зрителей с современной культурой смотрения сериалов. Безусловно, многие начинали с «Доктора Хауса» или »24 часов», но именно Lost запустил глобальный процесс, который не остановился до сих пор. Даже самая известная студия пиратской озвучки по-прежнему носит гордое название Lostfilm.

И, как бы это странно ни звучало в эпоху онлайн-кинотеатров, за Lost мы должны прежде всего благодарить «Первый канал», который, хоть и с опозданием, но сделал главное телесобытие планеты главным телесобытием России. Спустя пару лет большинство зрителей начало скачивать новые эпизоды с торрентов и смотреть в удобное время, но начиналось всё по-старинке — с семейного вечера у телевизора.

Спустя несколько лет понять, почему Lost навсегда разделил своих поклонников на два лагеря (тех, кого спорный финал устроил и тех, кого нет), не так уж трудно.

Сериал не оказался обманом, как многие считают, он стал жертвой грандиозного недопонимания.

Купившись на размашистый пилот с беспрецедентным по тем временам 10-миллионным бюджетом, часть зрителей последовала за Lost, как за наместником большого голливудского кино на телевидении, а столкнулась с явлением полностью противоположным.

В действительности сериал оказался уникальным нарративным экспериментом, изменившим всеобщее представление о том, как можно рассказывать истории на телевидении. Он был не цепочкой коротких зарисовок, связанных между собой тонкой ниточкой основного сюжета, как «Доктор Хаус», но и не порезанным на части полнометражным фильмом, как «Игра престолов». Он оказался где-то посередине.

Критики не раз и не два пытались вешать на другие сериалы ярлык «убийца Lost», но ни один из них так и не смог повторить его успеха. В последние годы к его формуле ближе всего подошли «Американская история ужасов» (American Horror Story) и «Оставшиеся» (The Leftovers) от создателя всё того же Lost Деймона Линделофа. Оба шоу построены вокруг сиюминутного эпатажа и призваны запускать интернет-дискуссии, но всё же напоминают Lost лишь отдалённо.

При этом сам Lost действительно хорошо умел делать только две вещи: рассказывать короткие притчи, чтобы зритель испытывал удовлетворение от сюжета и укреплял эмоциональные связи с героями, и оставлять эффектные «хвосты», чтобы фанатам было чего ждать в следующей серии и что обсудить с друзьями в её ожидании.

Поэтому в 2014 году начинать смотреть Lost — всё равно что пытаться найти собеседника на кладбище. Поезд ушёл.

Без недельных пауз для дискуссий и обязательного чувства неизвестности этого сериала просто не существует, поэтому и последовательного финала у него быть не могло. Lost был не столько шоу, сколько непрекращающейся дискуссией вокруг него, и именно поэтому был возможен только на телевидении с его строгим расписанием.

Так что же с финалом? Пожалуй, лучше всех его объяснила команда Стивена Моффата в третьем сезоне другого сериала — «Шерлока». В нём Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча каждому новому встречному рассказывает новую версию своего таинственного воскрешения. Сыщик убеждён, что даже самый эффектный ответ оставит слушателя неудовлетворённым, поэтому плодит версии, тем самым обесценивая правду. Ведь в действительности значение имеет только то, что Шерлок обманул смерть, а подходящее объяснение каждый волен себе придумать сам.

c30flost-10-years-5421ccc3c4c1b.jpg

Разбудите меня хоть в три ночи, и я повторю: 4, 8, 15, 16, 23, 42, Вадим Елистратов, TJournal

©  TJournal