Знакомимся с хакерспейсом Нижнего Новгорода, CADR. Часть 2

wsrfa6dv5i4tpvjdmwea_xkdlac.jpeg

Продолжаем интервью с основателем нижегородского хакерспейса CADR — Артёмом Попцовым (см. так же — первая часть).

Какое оборудование есть? И вообще сколько места?

Хакерспейс условно можно разделить на четыре основных зоны: монтажно-компьютерная зона, компьютерно-монтажная зона, зона презентаций и кухня. По данным зонам распределено следующее оборудование:

  • 3D-принтеры: RepRap, ToyREP.
  • Компьютеры: 3 рабочие станции, несколько ноутбуков, одноплатные компьютеры (Raspberry Pi, CubieBoard)
  • Лазерный принтер и сканер.
  • Станки: сверлильный станок, наждак.
  • Ручной инструмент: дрели, ключи, стамески, напильники, отвертки-завёртки и т.п.
  • Средства персональной защиты: халат, защитные очки, респираторы, перчатки и т.п.)
  • Инструменты для пайки: паяльная станция с феном, паяльники отдельно, сопутствующая расходка.
  • Измерительное оборудование: осциллограф цифровой и аналоговый, мультиметры, штангенциркули, микрометр и пр.
  • Источники питания.
  • Микроконтроллерные платформы: Arduino, STM32, ESP (8266, 32S, 12F).
  • Разная электронная рассыпуха и сопутствующие вещи: резисторы, конденсаторы, трансформаторы, светодиоды, транзисторы, кнопки, переключатели, провода и т.п.


Кроме этого у нас есть небольшая библиотека технической (и не только) литературы, откуда можно брать на чтение книги и журналы.

Особой популярностью пользуется зона чаепития и печенькоедения — работа мозгами потребляет много энергии, и её где-то надо пополнять. ;-)

x7nsgtrlfnbfie3c-ozp0uzc9zu.jpeg
Зона чаепития и печенькоедения.

2x6s1ewmzn_m0eexvoeyd1rkfac.jpeg
Кадробиблиотека.

sestqe2997yyewzbhbkeu48jrqk.jpeg
Монтажно-компьютерная зона.

mzhwpftnxtnrzlg_n3r4n98njsg.jpeg
Сверлильный станок.

jyjjumspi348sigzkw2v_pz1e0o.jpeg
Мотивирующие плакаты по технике безопасности.

0s2zvqkz3hgrqsb_89qrpg_0vig.jpeg
Полка с инструментами над монтажно-компьютерной зоной.

hcnpfm62dqrgx0pb6i_ejygh_km.jpeg
3D-принтер RepRap.

Какие мастер классы проводили, проводите, и планируете? Хакатоны

Мы проводили мастер-классы по системе управления версиями Git, был небольшой мастер-класс по функциональному программированию. У нас также есть среди участников опытные электронщики, обучающие пайке и разработке схем.

Каждую среду и субботу я провожу Arduino-workshop’ы: обучаю программированию и немного электронике.

Недавно проводили workshop по битовым операциям в ЯП C++ и сдвиговым регистрам (видеозапись).

В этом году мы делали свой первый мастер-класс на выезде по программированию микроконтроллеров, совместно с DEFCON NN.

uasrmycpp7hcgh-pa-coqwp8gum.jpeg
Мастер-класс по битовым операциям в ЯП C/C++ и сдвиговым регистрам.

Вероятно участники ведут свои проекты — список интересных проектов

Многие участники ведут проекты, как правило, под руководством опытных кадровчан. Опытные кадровчане делают всё сами и ещё мотивируют других к работе.

Вот примеры проектов:.

  • Ультразвуковой левитатор — устройство для левитации объектов посредством ультразвука.
  • «Параинформатор» — устройство для информирования о начале пар в НРТК.
  • Машина для переработки пластика для 3D принтера — переработка неудавшихся пластиковых деталей обратно в материал для 3D принтера.
  • «Cadrix» — матричный принтер, на который можно посылать задания через Telegram-бота.
  • «Нейробот» — робот, управляемый коннектомом червя (на основе проекта OpenWorm)
  • Очки дополненной реальности на ESP32S — за основу взят проект «Arduino Glasses a HMD for Multimeter» под авторством Алайна Мойера (нем. Alain Mauer). Есть, кстати, запись моей лекции с DEFCON NN по данной теме.
  • Трёхцветная светодиодная матрица.
  • CADOORBOT


22idcx1echcafyohnfkcw6_bcos.jpeg
Пётр Третьяков тестирует прототип очков дополненной реальности.

Общаетесь ли с другими техническими клубами (фаблаб, цмит и тп) в вашем городе или в России, мире?

В НРТК есть свой ЦМИТ и, поскольку мы сейчас находимся в симбиозе с колледжем, то имеем доступ к многим ресурсам местного центра.

Кроме того, мы сотрудничаем с некоммерческой организацией DEFCON NN (DC 7831) — участвуем в конференциях, проводимых ими.

Есть ли какие либо направления для популяризации робототехник среди школьников?

В CADR’е есть несколько кадровчан, которые ещё учатся в школе и мы помогаем им с освоением программирования и электроники.

На моей второй работе (в детском центре «Поцако») веду вместе с Петром Третьяковым (студентом НРТК, кадровчанином и отличным специалистом) курс «Мехатроника» для школьников, где мы учим детей всему, что требуется для создания роботов на базе платформы Arduino.

Помогает ли как-либо город?

На данный момент — нет. Возможно, мы просто не слишком активно рекламируем себя, чтобы быть замеченными городским управлением. :-)

Делаете ли выездные мастер классы?

Как уже упоминал ранее, в этом году мы делали свой первый мастер-класс на выезде по программированию микроконтроллеров, совместно с DEFCON NN. Было довольно весело, к нам подходили местные специалисты и учились программировать Arduino. В принципе, ещё не известно, кто кого больше учил. ;-)

4duwdah00kvhok8zrt-8vr_014w.jpeg

x9mwrlpxb7mpk04d0t-kmduxcms.jpeg

irc3durzobeqfdbadtjxr9agpe4.jpeg
Стенд хакерспейса CADR на DEFCON NN 0×08.

Расскажи про себя — что интересует, чем занимаешься по основной работе, является ли хакспейс хобби или серьезным направлением работы для тебя

_9osdxfomczd9pn4-krpnemn-ei.jpeg Я — полуночный free software разработчик, пишущий на Лисп и других ЯП во имя добра. В дневное время — заведующий двумя лабораториями в Нижегородском радиотехническом колледже и просто преподаватель (веду курсы по программированию микроконтроллеров, ООП, системное программирование, администрирование GNU/Linux). Как можно предположить из текста выше, со-основатель Нижегородского хакерспейса CADR. Немного — поэт, немного — музыкант.

Основные хобби: чтение, программирование, игра на клавишных (включая попытки написания музыки — вот пример, если кому интересно).

Хакерспейс также можно назвать одним из моих основных и серьёзных хобби.

Читаю много литературы и новостей, в основном, зарубежных. Активно слежу за новинками технологий и науки. Интересуюсь тематикой трансгуманизма и биохакинга. Хочу, если можно так сказать, приблизить будущее и считаю, что образование — это вклад в будущее.

Одна из вещей, которая волнует особенно сильно — жизнь наша ограничена и, поскольку являюсь атеистом, то не жду «жизни после». Следовательно, пытаюсь изменить мир вокруг в лучшую сторону, как могу, здесь и сейчас — так как это скорее всего, единственное что у нас есть. Печально видеть вокруг суеверия и предрассудки, дискриминацию людей по разным признакам. На мой взгляд, хакерспейсы через популяризацию технического творчества и науки помогают двигаться мировому обществу из тёмного прошлого в светлое будущее.

Являетесь ли инкубатором для какого либо коммерческого проекта?

Мы по условиям нашего сотрудничества с колледжем не можем вести коммерческую деятельность. Некоторые люди в CADR’е работали и работают над собственными проектами — вероятно, коммерческими. Но тут у меня точных данных нет.

Насколько робототехника развита в преподавании в школах вашего города?

В некоторых школах города используют Лего-роботов в образовании. Более подробно скажу об этом в ответе на следующий вопрос.

Статистики по школам у меня нет, а собственные предположения высказывать не буду.

Считаешь ли ты что робототехника могла бы привлечь детей в школах к самостоятельному творчеству, к лучшему изучению предметов?

Да. Робототехника позволяет «пощупать» многие интересные вещи, такие, как программирование, электроника; также позволяет развить инженерные навыки человека с малых лет. По опыту могу сказать, что наиболее выдающиеся специалисты, с которыми мне приходится общаться, начинали заниматься техническим творчеством ещё в школе (многие — с младших классов). Я сам начал программировать в школьные годы и многое узнавал на практике. Делал это потому, что мне было интересно — увлечением моим в школьные годы были эксперименты с графикой в Pascal. Это было наглядно и выглядело эффектно (по крайней мере, для меня в том возрасте.) А вот, например, применимость знания английского языка я увидел позже, когда стал читать интересные для меня вещи на иностранном языке. Вот тут-то и начался прогресс в изучении английского языка.

На мой взгляд, сейчас многие технические вещи преподаются отвлечённо от практики, и люди не видят применимости знаниям, которые они получают. Раньше дети более активно помогали взрослым в их работе и учились на практике. Об этом, кстати, интересно говорит Пол Грэм в своей книге «Хакеры и живописцы». А теперь тебе нужно проучиться примерно десяток лет в школе и ещё примерно половину этого времени в высшем учебном заведении, чтобы начать серьёзно что-то делать в технической области. Или так, по крайней мере, нас учат думать. Хотя это всё относительно. Помню, меня впечатлил пример Джейми Завински, который стал выдающимся программистом и хакером (в классическом смысле слова), имея за спиной только среднее образование. То есть, важна именно практика. Думаю, если мы будем более активно привлекать людей с раннего возраста к интересным проектам, то у нас будет намного больше грамотных технических специалистов — вероятно, это даже важнее, чем основная система образования с оценками и экзаменами.

Однако недостаточно просто добавить робототехнику в школы, надо ещё с умом выбрать платформу для обучения. Популярные сейчас Лего-роботы может быть и являются неплохим стартом, но ограничивают детей в более серьёзном творчестве, отчасти из-за своей проприетарной натуры и фиксированного набора деталей, отчасти из-за большой стоимости наборов. Думаю, более перспективным направлением является использование платформы Arduino и технологий 3D-печати и лазерной резки для создания роботов. Да, это сложнее —, но с другой стороны, Arduino доступна всем и даже учащийся школы может позволить себе купить один из вариантов данной платформы, вместо покупки каких-нибудь чипсов. ;-)

3D-печать тоже становится всё более доступной для широкой публики — например, у нас в колледже есть несколько принтеров, ну и в CADR есть два общедоступных. Был также в детском центре «Кулибин», находящийся при 113-й школе — они тоже имеют и 3D-принтер, и лазерный резак. То есть, эти технологии входят в обиход.

Но даже если нет доступа к 3D-принтеру или лазерному резаку, то основу для робота можно купить готовую или заказать для резки, и это всё равно будет дешевле лего-роботов. Воспользоваться 3D-принтером можно и у нас в CADR’е, например.

В общем, если у вас есть проект, для работы над котором нужно место и ресурсы, то приходите в наш хакерспейс CADR — или ближайший к вам хакерспейс. Список активных хакерспейсов по всему миру можно найти на сайте hackerspaces.org. Отдельно на нашем сайте мы поддерживаем собственный список хакерспейсов в России. Если рядом с вами нет хакерспейса, то организуйте новый. Именно так и происходит появление новых хакерспейсов. Если это получилось у меня, то сможете и вы.

Ссылки


Статья распространяется на условиях CC-BY-NC-ND 4.0

© Habrahabr.ru