В упавшем на Землю астероиде нашли два новых минерала

Учёные проанализировали фрагмент упавшего в Сомали астероида и обнаружили два ранее неизвестных минерала. Оба материала получили название, а возможный третий в настоящий момент анализируют специалисты Международной минералогической ассоциации. Находка исследователей поможет получить важные сведения о формировании астероидов и метеоритов.

Фрагмент астероида Эль-АлиФрагмент астероида Эль-Али

Минералы назвали элаиитом (elaiite) и элкинстантонитом (elkinstantonite). Об их открытии объявил планетарный геолог Крис Хёрд из Университета Альберты в Канаде на Симпозиуме по исследованию космоса 21 ноября.

Материалы обнаружили в астероиде, который находился недалеко от города Эль-Али в Сомали. В 2019 году старатели заметили 15-тонный камень, оказавшийся девятым по величине астероидом из тех, которые находили на Земле. Точная дата падения неизвестна. Местные жители назвали камень «Сумерки» (Nightfall), упоминания о нём присутствуют в местном фольклоре минимум 5–7 поколений. Население использовало камень для заточки ножей. Хёрд назвал упавший астероид Эль-Али.

В сотрудничестве с исследователями Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Калифорнийского технологического института Хёрд определил, что метеорит был железным, его отнесли к группе IAB. Она включает около 350 метеоритов, имеющих преимущественно железо-никелевый состав с содержанием силикатов, которые образовались в результате плавления астероида, вызванного столкновением с поверхностью Земли.

Хёрд признался, что неизвестные минералы обнаружили в первый день изучения фрагментов астероида. Он заявил, что в большинстве случаев для этого требуется гораздо больше времени и работы.

Оба минерала имели железо-фосфорно-кислотный состав. Элаиит имеет формулу Fe2+8Fe3+(PO4)O8, а элкинстантонит — Fe4(PO4)2O. Первый минерал назвали в честь Эль-Али, а второй — в честь планетолога Линди Элкин-Тантон из Аризонского государственного университета. Она исследовала формирование ядер планет и железные метеориты.

Третий потенциально новый минерал всё ещё находится в процессе идентификации и классификации. Также исследовали работают над документом, описывающим процессы вероятного образования обнаруженных минералов.

Эль-Али перенесли в столицу Сомали — Могадишо. В 2021 году после введения в город войск судьба камня оказалась неизвестна. По мнению Хёрда, в настоящий момент Эль-Али переместили в Китай, где камень, вероятно, разделят и продадут торговцы метеоритами. Учёные пытаются отследить камень, чтобы получить больше его фрагментов для продолжения исследований.

В сентябре китайские учёные сообщили о новом минерале, обнаруженном в лунном грунте, который добыл аппарат «Чанъэ-5». Исследователи отнесли материал к категории лунных мерриллитов и назвали «Камень Чанъэ». Спустя день после этого сообщения КНР объявила о планах запустить три беспилотные миссии к Луне в течение следующих десяти лет.