В угоду рекламодателям или пользователям: что означает изменение в алгоритме Instagram

Сегодня утром моя Facebook-лента гудит о том, что Instagram теперь тоже будет показывать ленту новостей не традиционным способом, в обратном хронологическом порядке, а в соответствии с неким алгоритмом, который якобы учитывает предпочтения пользователей (равно как и многое другое, вероятно, и вклад рекламодателя в бюджет сервиса). Прочитав это, у меня поневоле вырвалось: «и ты, Брут».

В Instagram, то бишь в Facebook (мы же знаем, кому принадлежит крупнейший фотосервис) обещают постепенное внедрение нового алгоритма и объясняют свои действия исключительной заботой о пользователях. Описание нового алгоритма Instagram до боли напоминает описание того, как работает лента Facebook (на самом деле, этого достоверно никто не знает, об этом мы можем только догадываться). Порядок фотографий будет зависеть от ранних взаимодействий пользователя с тем или иным контентом, от заинтересованности человека в нем и от других параметров. Иными словами: если вы давно ничего не публиковали в Instagram (как ваша покорная слуга), то ваши новые фоточки будут видеть очень мало ваших друзей — ведь взаимодействия как такового (на которое ориентируется алгоритм Instagram) давно не было.

Реакция пользователей, которую мне удалось увидеть, была в виде возгласов «за что» и «почему». Это и понятно — лента Facebook своей неоднозначностью и замусоренностью утомила уже всех (кроме ситуаций, когда вы пользуетесь специальными инструментами для ее очистки, например, плагином Facebook friends feed). В Facebook мы часто видим комментарии к фотографиям двухлетней давности, все посты, которые «залайкали» ваши друзья, но не видим постов тех самых друзей. В то же время, люди хотят прозрачности — они хотят видеть то, на что подписались сами и не желают, чтобы какие-то алгоритмы решали, что им видеть, а что нет.

Не напоминает ли вам решение Facebook относительно Instagram недавних событий? месяц назад подобное решение относительно формирования ленты принял сервис микроблогинга Twitter. Там тоже решили, что простота и понятность этого сервиса — это уже не модно, что владельцы сервиса должны и будут сами решать, что показывать их пользователям.

Эти изменения вряд ли приветствуют люди, выросшие на таких алгоритмически понятных сервисах типа Livejournal, те, кто привык, скорее, к фильтрам и созданию собственной системы ограничений контента, но категорически не хочет, чтобы эту систему ему навязывали из вне.

Совсем невеселый тренд вырисовывается, не правда ли?

Мы уже не решаем, что мы будем видеть в своих социальных сервисах. Эти решения даны на откуп (или, если быть точным, нагло отобраны) компаниями-владельцами сервисов.

Получить такой контроль обратно, я думаю, практически невозможно.

Более того, я уверена, что такому алгоритмическому формированию контента очень скоро будут следовать и другие сервисы. Для этого существует целый ряд довольно объективных причин.

Во-первых, социальные сервисы зарабатывают на рекламе. Это означает, что они заинтересованы в том, чтобы рекламу (проплаченные записи) видело как можно больше пользователей сервиса, а записи, которые могли бы быть рекламой, но пока ею не являются — как можно меньше. Иными словами, сервис может всячески склонять бизнес рекламироваться на сайте, искусственно ограничивая видимость некоторых записей. Что, собственно, Facebook и делает. Теоретически можно предположить, что когда-нибудь Facebook (и другие социальные медиа) предложат пользователям полный контроль над содержимым и порядком ленты новостей при отсутствии рекламы… правильно, за деньги. Такой своеобразный, но весьма логичный способ монетизации сервиса. Кроме того, я не исключаю появление других сервисов, которые будут делать то же самое — извлекать «чистый» контент из ленты пользователя в соцсети и предлагать ему без шелухи (что пока бесплатно и пока делает упоминаемый выше Facebook friends feed).

Во-вторых, тенденция, согласно которой компании упорядочивают отобранный пользователем контент и дают ему выборку из него, как ни печально, стала результатом развития самого интернета. Не секрет, что информации слишком много. Очевидно, что охватить, прочесть и осознать всю ее невозможно. Курирование контента — ее сбор, анализ, агрегация и выборка наиболее релевантной информации — сегодня является необходимостью в современных потоках информации. Курирование контента можно сравнить с работой алгоритмов поисковых систем. У них есть отработанные и проверенные временем способы отбирать и предлагать наиболее релеватный запросу контент.

По всей видимости, социальные сервисы развиваются в том же направлении: «контент просто так» умирает как класс, рождается «контент отобранный и полезный».

Другое дело, что поисковики довольно хорошо умеют определять полезный контент с точки зрения поисковых запросов. Научатся ли так же поступать и социальные медиа, будут ли они показывать курированный контент так, чтобы при этом не протестовали пользователи, пока вопрос времени. И самое главное — курирование контента в интересах пользователей противоречит написанному в предыдущем абзаце — интересу рекламодателей. Вероятно, соцмедиа придется научиться еще четче разделять промо-контент и записи, в которых заинтересованы пользователи. А вот это пока точно — пока еще задача будущего.

© Internetessa