В России началась работа над очередным этапом проекта «Венера-Д»

c63ab9446e1256489339d0b07c2a0643.jpg

На днях стало известно, что НПО имени Лавочкина начало работу над дизайном космического аппарата «Венера-Д», который будет использоваться для изучения соседки Земли. Работа над проектом ведется совместно силами России и США.

«Международными партнерами создана Совместная российско-американская рабочая научная группа (Joint Science Definition Team) по исследованию планеты Венера, в состав которой вошли представители госкорпорации «Роскосмос», NASA, НПО им. Лавочкина, ИКИ РАН, ЦНИИмаша и ряда научных организаций России и США. Задача группы — определить научные цели и проработать возможную миссию к планете на базе проекта «Венера-Д», — заявили представители «Роскосмоса».
В настоящее время известна более-менее подробная концепция системы. «Венера-Д» будет состоять из орбитальной части, посадочного модуля и атмосферных зондов. Буква «Д» означает «длительные исследования» или «долгосрочная». Сам проект по созданию аппарата называется «К Венере вместе», работа над его реализацией началась в марте 2017 года. В августе 2017 года «Роскосмос» сообщил, что запуск «Венеры-Д» произойдет после 2025 года.

Запуск планируется осуществить при помощи тяжелой ракеты-носителя «Ангара-5» с разгонным блоком «Бриз-М» или водородным «КВТК». Возможно, старт будет проведен с космодрома Восточный. Разработка «Венеры-Д» ведется совместно с НАСА. Агентство планирует разработать и предоставить для проекта управляемую атмосферную платформу VAMP или несколько зондов небольшого размера. Их собираются изготовить на основе высокотемпературной электроники, благодаря чему они смогут проработать на поверхности Венеры не несколько минут, а тысячи часов.

Что касается варианта с модулями, то если он будет выбран, модули сбросят в разные районы планеты, где они смогут выполнять наблюдение за атмосферой Венеры. Кроме того, ученые обсуждают и возможность включения в состав миссии дрейфующих аэростатов или малого субспутника. Вероятно, аэростатов будет даже два. Один из них запустят на высоте 55–60 км от поверхности планеты, а второй — под облаками, чуть ниже, на высоте 45–50 км. Работать аэростаты смогут не более восьми суток.

Финансирование проекта будет выделено Федеральным агентством научных организаций (ФАНО). «Венера-Д» недешевый аппарат. Проектирование его обойдется в несколько сотен миллионов рублей. Пока что точный объем финансирования неизвестен, поскольку специалисты, работающие над проектом, должны предоставить все детали будущей разработки, с требованиями, предъявляемыми к отдельным модулям системы.

«Венера-Д» — логичное продолжение фундаментальных исследований, которые проводились в 60–80 гг., а также в начале девяностых годах прошлого столетия как советскими, так и американскими космическими станциями.

Российские ученые занимаются и другими международными проектами. В частности, программой «ЭкзоМарс», которая нацелена на исследования Марса. Первй этап этой программы был выполнен в 2016 году, тогда к этой планете был запущен аппарат
Trace Gas Orbiter (TGO) и десантный модуль «Скиапарелли». Работа над этапом, предусматривающим доставку марсохода с орбиты планеты на поверхность намечен на 2020 год. Все оборудование, которое будет использоваться в ходе миссии, должно выдерживать экстремальные условия. Это высокие температуры (около 460 градусов Цельсия) и давление свыше 90 атмосфер. Причем некоторые модули миссии будут находиться в таких условиях около месяца.

Впервые Венеру начали исследовать при помощи межпланетных станций в 1961 году. Тогда Советский Союз направил к планете аппарат «Венера-1», ставший первой из 16 станций этой серии. Последняя из них направилась в космос в 1983 году. Проектом занимались СССР, Европейское космическое агентство и США. Еще два «венерианских» аппарата отправились к Венере в 1984 году. В будущем планируется создание комплексной станции «Венера-Глоб», задачей которой будет всесторонне исследовать Венеру. В её состав войдут: орбитальный аппарат, долгоживущая венерианская станция, аэростатные зонды, возможно венероход.

© Geektimes