Уничтожаем очередь обращений. Часть 1

В начале декабря, глядя на статистику продаж, Николай потирал руки: заказов было в два раза больше, чем в ноябре, и месяц обещал январский отпуск в Красной поляне. К 20 числу продажи начали падать. Почтовый ящик поддержки превратился в горшочек из сказки, который варил без остановки и никакие волшебные слова не помогали. Пришлось самому сесть за письма, но поддержка все равно не справлялась: отвечали долго, клиенты злились и заказывали в другом магазине. Что помешало команде Николая выдержать наплыв обращений перед новым годом? Николай не учел нагрузку. В университете он прогуливал Теорию массового обслуживания и теперь не рассчитал, сколько сотрудников ему понадобится во время пика обращений. Кроме того, команда хаотично обрабатывала заявки без четкого плана и не смогла удержать очередь за хвост.

Формулами ТМО мучить вас не будем, а сегодня расскажем о втором: стратегии управления очередью е-мейлов. По каким принципам формировать и обрабатывать очереди, как и в каком порядке отвечать клиентам, чтобы они не психовали и были счастливы. Подкинем Николаю и вам три полезные идеи.

0. И сразу нате лайфхак.


Отрежьте часть очереди, создав базу знаний на сайте. Расположите ее там, где клиенты увидят. Соберите ЧАВО в специальном разделе или оставьте ответы на каждой странице, где у клиентов чаще возникают вопросы. Скажем, клиенты закидали Николая письмами про сроки и стоимость доставки. Если бы он разместил эту информацию на странице оформления заказа, то сэкономил бы время и клиентам, и службе поддержки. Помните, что лучший сервис — отсутствие сервиса. Сперва подумайте, как кардинально сократить количество обращений. Потом поехали дальше.

1. Первый пришел-первый обработан vs сортировка и приоритет


Для маленьких команд подойдет простейший принцип: первый пришел — первый обслужен. Это означает, что вы обрабатываете сначала старые запросы. Так работала и служба поддержки Николая. Но беда приключилась со сложными вопросами и претензиями: клиенты ждали своего часа дольше, чем хватало нервов.

Не все обращения одинаково срочные. Задача — найти самое срочное.


Поэтому суть работы с очередью сводится к двум действиям:

Отсортировать — то есть разделить одну большую очередь на несколько маленьких по параметрам. По времени, по теме, по ценности, по сложности, по первой букве имени клиента, по цвету глаз.

Присвоить приоритет — определить, кто в этой маленькой очереди подождет, а кто получит ответ первым: зеленоглазые или голубоглазые?

Давайте разбираться на деле. У Николая три письма:
b0a19761c3d84d7ebeb50ada6b3534d3.png

По времени в приоритете самое старое письмо.
42ced433e708415aae0e25d51bd1b8fa.png

Если смотреть на тип клиента, то випу он должен ответить первому.
4e0ae3b2c49343e69d430be8198c4091.png

А тема «СРОЧНААА» как бы намекает.
008e229c1ce242d0956dd25421db6c4f.png

998e0bcf3aec4bacaf575e42f364abba.png

Хм. По каждому из параметров оказался разный приоритет. Для решения задачи осталось отетить на вопрос:
что в письме клиента самое важное?

Предложим Николаю такой порядок:

  1. Тема
  2. Кто клиент
  3. Время обращения


Теперь немного магии. Вернемся в таблицу и для наглядности все переведем в числа. Присвоим каждому значению балл, где 3 — самый срочный, а 1 — подождет. И умножим на важность параметра.
5b290f91628a4ae0aa0b45e5e5f19250.png

Вуаля. Парень предусмотрительно указал тему СРОЧНАА и получил приз в виде быстрого ответа.
Таким образом, скорректируем последовательность наших шагов:

  1. Сортируем письма по параметрам
  2. Определяем важность параметров
  3. Присваиваем приоритет значениям параметров


Вы определили, в каком порядке обрабатывать письма. Теперь разберемся, как распределять их на команду — кто на какое письмо будет отвечать.

2. Кто последний? vs cвободная касса!


Эти два способа распределения очереди обращений по ответственным агентам вам хорошо известны.
Вспомните, как в детстве в поликлинику мы приходили только по расписанию работы участкового врача и кричали «кто последний?», вставая в очередь.Вот как-то так было:
b560e7fabb43486aae09803bd38aa40e.jpg

Правило соблюдалось строго — попасть к другому участковому можно было, только если ты при смерти. Смысл схемы понятен: город разбит на участки, к участку прикреплен ответственный врач, участковый знает тебя с пеленок, у него хранится толстая карточка, где непонятным почерком записаны истории твоих болезней.

Если перевести в плоскость кастомер сервис, то вы здесь постоянный клиент, и врач — ваш персональный менеджер. Он в курсе событий в твоем организме и знает, как помочь. Звучит неплохо, но в реальности ты обречен на мучительное ожидание с температурой и соплями, когда перед тобой 10 человек забегают «только за справкой».

Проблема «прикрепления» клиента к агенту в том, что в персональной очереди обращение клиента застревает, когда ответственный агент сосредоточен на другом клиенте.

А что если бы врачи работали как в Макдональдсе? Поток очереди делится на ручейки, которые протекают к свободной кассе.

0dfcbdeb929d407a99c74668c699bee7.jpg

Каждого нового клиента обслуживает первый освободившийся.

Представьте, что не пришлось ждать очереди к вашему участковому в кабинет 9, и вы спокойно пошли к другому врачу, потому что на его участке видно меньше болеют.

-Давайте вашу карточку!

-Ой, она в соседнем кабинете!


Здесь мы столкнулись с разными принципами формирования очереди. В макдак люди приходят каждый раз с новым запросом. Поэтому любого клиента запросто обслуживает любая свободная касса. А врачу важна история болезни. Без карточки тут никуда. Вы уже догадались о решении — дать доступ к этой карточке каждому врачу. А в случае нашего Николая — показывать агентам историю обращений покупателя, чтобы даже випу смог помочь любой сотрудник.

С этим справится хелпдеск, который хранит карточку клиента с актуальной информацией о взаимодействии и комментариям предыдущих сотрудников.

844fd8fba3ed461434ca8d685243f900.png

Так клиент не зависит от «занятости» персонального менеджера, и получает решение быстрее. Любой агент ответит за секунды, не тратя время на уточнение деталей.

3. Универсалы vs узкие специалисты


Если в вашей команде поголовно универсальные бойцы, вы распределяете запросы автоматически равномерно. Это гарантирует, что каждому есть с чем работать, без учета тематики вопроса и навыков сотрудника. Но чем больше команда, тем труднее поддерживать одинаковой набор скиллов у каждого агента. А сложные вопросы требуют задействовать и другие отделы. Поэтому зоны ответственности разделяют либо внутри команды поддержки, либо между отделами в компании. Одни отвечают за выбор размера и расцветки платья, другие за связь с курьером, третьи за возврат денег. Это следующий шаг после сортировки и определения приоритета — маршрутизировать вопрос к специалистам.

Посмотрим, как это сделать.
Предложить сформулировать вопрос и выбрать адресата самому клиенту. Размещаем на сайте адреса всех отделов компании, а клиент ломает голову, куда написать.

61ecfb1c20954b36b0c763b1c2158c10.png

Со всех сторон вариант так себе. Клиент не угадает с направлением и состарится в ожидании ответа, а нам придется бесконечно пересылать письма из отдела в отдел в поисках ответственного.

2. Щадящий вариант с элементами элегантности: дать выбрать тему обращения из списка. Отличный способ отсортировать вопросы еще до того, как они попали в систему поддержки.

b08b4812833e4803a547af95d101d8ad.png

Тематика уже определена, поддержке не придется дополнительно просматривать содержание письма и вычленять суть, остается только адресовать ответственному. Это здорово упростит задачу в настройке процессов внутри саппорта и в дальнейшей аналитике. Но постарайтесь не утомить клиента выбором из 100500 вариантов тем. И не забудьте про универсальное «другое» — клиент обидится, если не найдет нужной тематики.

3. Пусть клиенты пишут на один адрес, не задумываясь о формулировке, сортировать будем уже на своей стороне. Для этого настраиваем в хелпдеске правила, которые по условиям присваивают теги запросам и назначают на ответственного специалиста или группу. Все вопросы, содержащие «лабутены» сразу отправляем Николаю.
0a94b271a1d242a6920c0b4851c1481d.png

Мы перекладываем ответственность за сортировку и маршрутизацию на робота, поэтому с настройкой придется повозиться. Кому назначить письмо зависит не только от содержания, но от канала и времени обращения, приоритета, статуса, и тд. Загружаем сколько угодно сложную логику, а потом с наслаждаемся работой с назначенными письмами без путаницы. Даже если система ошиблась и запрос попал не туда, его легко переназначить вручную.


На этом прервемся, а в следующий раз углубимся в детали. Как делить команду, кого пропускать без очереди и для чего использовать разветвление задач. А пока гоу делиться в комментариях, как вы справляетесь с очередью.

© Megamozg