Учёные из УрФА НИЦ УрО РАН и ИБГ РАН нашли эффективную систему редактирования участков ДНК коров

Совместная группа учёных Уральского федерального аграрного (УрФА) НИЦ УрО РАН из Екатеринбурга и Института биологии гена (ИБГ) РАН из Москвы провели исследования способов модификации участков ДНК коров. Группа нашла эффективную систему редактирования, они это сделали при помощи аденоассоциированного вируса. Результаты исследований опубликованы в журнале «Theriogenology».

d9b844fdbf1c1dec50bb2c3626564bd2.jpeg

Метод трансдукции представляет собой процесс переноса ДНК между клетками при помощи вирусов. Этот метод в технологии редактирования генома является относительно простым и не требует сложного оборудования или специальных условий. Он может проводиться рядом с фермами в лабораториях с базовым оборудованием.

646ac44b11029f075b8e69c7606dd7a3.pngАнна Кривоногова

Руководитель проекта, ведущий научный сотрудник УрФАНИЦ УрО РАН, доктор биологических наук

«Для доставки генетического материала в клетку можно использовать различные типы вирусов: ретровирусы, аденовирусы и аденоассоциированные вирусы. Последние имеют меньший по сравнению с остальными размер, поэтому легче проникают в эмбрион. При этом являются безопасной вирусной платформой. Мы исследовали пять различных серотипов аденоассоциированного вируса и выявили наиболее эффективный серотип AAV2».

Учёные смогли установить, что размер частицы аденоассоциированного вируса может без повреждения проникать через специальную оболочку эмбриона млекопитающих и эффективно доставлять генетический материал. С помощью такого  метода можно изменять фрагменты ДНК, к примеру, те что отвечают за восприимчивость к заболеваниям или выработку молока.

Чтобы проверить аденоассоциированный вирус как перспективный инструмент для редактирования генома в эмбрионах крупного рогатого скота исследователи создали рекомбинантный вирус с геном зеленого светящегося белка (GFP). При заражении эмбрионов этот фрагмент встраивался в ДНК эмбриона и потом вызывал свечение при воздействии синего света.

Потом был выбран наиболее эффективного типа аденоассоциированного вируса (AAV2). После этого его использовали для редактирования гена, ответственного за восприимчивость к некоторым заболеваниям.