Смартфонно-платформенные сражения будущего

Учитывая резкий скачок Apple с продажами iPhone в последнем квартале (тут и тот факт, что Apple продала больше iPhone, чем было продано смартфонов с Android в США, и тот факт, что Apple, по данным некоторых компаний, продала больше смартфонов, чем Samsung, и тот факт, что Apple очень существенно нарастила продажи iPhone в Китае), я думаю, что в течение ближайшего 1 года (возможно, 1–2 лет), можно предположить, что ситуация с распределением мобильных платформ далека от своего фиксированного окончания.

Например, аудитория, которая потенциально заинтересована в смартфонах, еще явно не «доокучена» — в мире проживает более 7 миллиардов человек, смартфонов за последние несколько лет было продано кумулятивно даже меньше 2 млрд. Значит, из оставшихся 5 млрд мы получаем потенциально еще хотя бы парочку миллиардов людей, которые вполне могут в течение ближайших нескольких лет купить смартфон. Конечно, вряд ли это будет iPhone — яблочный гаджет рассчитан на аудиторию с высоким доходом, а таких в мире, к сожалению, меньшинство. Для многих людей в странах третьего мира компьютер был непозволительной роскошью, а вот смартфон стоимостью 50–100 долларов, учитывая разнообразные инициативы типа Android One или даже просто подход компаний, для которых более важно количество проданных устройств, чем маржа, вполне может стать доступным для многих и многих людей.

Для большинства этих людей религиозный вопрос выбора операционной системы абсолютно не стоит — им достаточно приложений, которые существуют под ту или иную платформу. Все основные сервисы сегодня рано или поздно появляются не только под iOS и Android, но и под Windows Phone (ну, или просто «мобильной Windows», как ее теперь называет Microsoft), и даже иногда под стремительно умирающую BlackBerry. Поэтому на этом рынках стран третьего мира ситуация не такая однозначная, как может показаться. Да, сегодня смартфоны на Android есть в разных ценовых категориях, но будет интересно посмотреть на реакцию рынка, если на нем начнут конкурировать между собой смартфоны на Google Android и на AOSP (Android Open Source Project — Android без сервисов Google), и при этом вторые могут оказаться дешевле. Поэтому доля рынка Android может составить как бы 80–90%, но это будет не тот Android, который устраивал бы Google.

Screen Shot 2015-02-09 at 7.32.37 AMВот, например, смартфонный рынок Японии за последние три месяца 2014 года

И тут возникает интересный вопрос о судьбе мобильной Windows — такой передел для нее может оказаться полезным. С одной стороны, в премиальном рынке, как мне кажется, третьей мобильной операционной системе места уже нет, он плотно поделен между Apple и остальными игроками рынка, которые запускают туда свои «флагманы» на красивом официальном Android. А вот в ситуации, когда рынок будет раздираем разными версиями Android, выпуск недорогих смартфонов на симпатичной и качественной ОС, с известным миллиардам брендом, может оказаться вполне к месту. Все нужные сервисы — офис, сообщения (голосовые и текстовые) в виде Skype, почта, поиск, облако — у Microsoft есть, их можно бандлить с этими трубками, и продавать этим потребителям. Всевозможные instagram-whatsapp-facebook под Windows тоже есть, так что «базовые потребности» таких пользователей мобильная Windows тоже может удовлетворить. Вопрос лишь в том, устроит ли Microsoft такая бизнес-модель? Когда компания продавал лицензии на Windows и Office, зарабатывая на этом миллиарды, и перекладывая необходимость драться за копейки маржи на рынке ПК на OEM-производителей, это был один расклад. Когда компании самой придется выступать в роли борца за копеечную маржу, это может оказаться вовсе не такой веселый бизнес. За последние несколько месяцев компания смогла преобразить отношение к себе, что привело к восторженным заголовкам типа «Microsoft is cool again», в первую очередь анонсировав гораздо большую открытость, чем раньше, в том числи и по отношению к другим платформам. Правда, пока что не очень понятно, как эта вся открытость в мобильно-облачном мире сможет конвертироваться в ту выручку, к которой привыкла компания, но будем посмотреть. А вообще было бы очень интересно, если бы Microsoft всерьез решила побороться за эти неокученные миллиарды пользователей с Google.

© alexmak.net