Сказ о Battlefield 1 в Full HD на встроенной в процессор графике и сборке консоли для «нетленок»

Привет, Гиктаймс! Мы прекрасно понимаем, что интегрированное в процессор графическое ядро (iGPU) разрабатывали с несколько иной целью. В игры на встроенном видео особо не поиграешь, а вот в офисных ПК и так называемых HTPC такие чипы смотрятся превосходно. Однако спортивный интерес — есть спортивный интерес. Мы проверили, на что способны современные iGPU в играх в разрешении Full HD, а заодно изучили зависимость роста кадров в секунду от частоты оперативной памяти.

e9a56f5a5ec64d74934f296badb97a67.jpg

Выбор разрешения вполне очевиден. Все же что, меньше 1920×1080 пикселей смело можно считать вчерашним днем. Все, что меньше 1280×720 — позавчерашним. Так, больше 43% пользователей клиента Steam используют дисплеи с таким разрешением — будь то десктоп, ноутбук или системный блок, подключенный к телевизору. В 2017 году впору говорить об эпохе 4K — на каждом шагу только и твердят об этом формате, — поэтому послабления интегрированным GPU не дадим. Full HD и точка!

11f3de7961af4d45945a2f83b90430e5.png

На что чипмейкеры тратят половину транзисторного бюджета

Достаточно быстро такой компонент, как iGPU, стал бессменным атрибутом большинства центральных процессоров. Впервые встроенная в процессор графика появилась в чипах Cyrix MediaGX в 1997 году, но полномасштабное шествие началось 13 годами позднее. В 2010-м году Intel представила первое поколение настольных процессоров Core — чипы Clarkdale. Тогда на одной текстолитовой подложке располагались сразу два чипа: Одним из них и была HD Graphics.

8f22cc95da744004a2aabb6fc1995023.jpg

Уже в поколении процессоров Sandy Bridge iGPU «поселили» вместе с вычислительной частью, кешем и контроллерами в одном кристалле. Сейчас интегрированная графика центрального процессора спокойно занимает половину полезной площади кремния. И чем тоньше техпроцесс, по которому произведен тот или иной чип, тем больше транзисторного бюджета выделяется под нужды iGPU.

В январе Intel представила чипы Core седьмого поколения, в них применены iGPU HD Graphics 630 и 610. Далеко не самые быстрые графические кластеры. По нашему мнению, самым мощным встроенным видеоядром оснащен процессор Core i7–6770HQ (Skylake). Он оснащен графикой Iris Pro 580 и дополнительными 128 Мбайт памяти eDRAM (ее еще называют кешем четвертого уровня). У этого iGPU сразу 72 исполнительных блока, которые функционируют на частоте 950 МГц. У HD Graphics 630 — только 24 исполнительных блока. Единственная проблема Core i7–6770HQ заключается в том, что это не десктопный процессор, то есть он не существует в LGA-исполнении.

14137cd25cf340aab32b72ffc5177b15.jpg

У AMD все еще актуальной считается платформа FM2+. Для нее выпускают гибридные процессоры (APU) A6, A8 и A10 поколения Kaveri. Используется встроенная графика Radeon R7 и Radeon R5. Самое занятное в том, что появление чипов с iGPU повлияло на развитие игровых приставок. Да, в PlayStation 4 и Xbox One используется, по сути, разновидность APU от AMD. Давайте сравним. У чипа PlayStation 4 (обычная версия) встроенная графика имеет 1152 вычислительных блока, 72 текстурных блока и 32 ROP-блока. Графическая архитектура та же — GCN. Работает iGPU на скорости 800 МГц. По своим характеристикам интегрированное видео напоминает графический чип, используемый в видеокарте Radeon HD 7870. Поэтому совершенно неудивительно, что современные консоли часто не могут даже в 1080p@60FPS. В Radeon R7, интегрированной в любой APU Kaveri класса A10, 512 унифицированных процессоров, 32 текстурных блока и 8 ROP. Грубо говоря, основных элементов iGPU в два раза меньше.

Влияние оперативной памяти на производительность встроенной графики

Как известно, дискретная графика оснащается собственным набором чипов памяти. Сейчас самыми ходовыми считаются микросхемы GDDR5, GDDR5X и HBM. Встроенное видеоядро вынуждено пользоваться «услугами» ОЗУ, а потому нет ничего удивительного в том, что оперативная память серьезно влияет на быстродействие iGPU. Впрочем, лучше один раз увидеть.

0187c9b31790469b906835f5634a9592.jpg

Возьмем следующий тестовый стенд:

• Процессор AMD A10–7890K (Kaveri);
• Материнская плата ASUS CROSSBLADE RANGER;
• Оперативная память Kingston HyperX Predator KHX28C12T2K2/8X, DDR3–2800, 2×4 Гбайт;
Kingston SSDNow UV400, 240 Гбайт;
• Операционная система Windows 10 Pro x64, драйвер 17.2.1.

Платформа FM2+ поддерживает оперативную память с эффективной частотой вплоть до 2400 МГц. Но нам удалось разогнать двухканальный кит до 2544 МГц. XMP-профиль не загружался, процессор и плата «не тянут». В итоге с пресетом графики «Низкое качество» в режиме DirectX 12 запускалась миссия «Изо всех сил» Battlefield 1 в разрешении Full HD.

6666339b0c7f4cd0a324c82a382af592.png

Результат вполне ожидаемый. И после разгона оперативной памяти до 2544 МГц стало относительно играбельно. Да, относительно играбельно в Battlefield 1 в разрешении 1920×1080! При этом при снижении частоты оперативной памяти фреймрейт начал очень быстро «сдуваться». Такое поведение проявляется во всех компьютерных играх.

Производительность встроенной графики в Full HD

Теперь давайте посмотрим, как себя чувствуют в современных играх разные iGPU. Мы использовали следующие центральные процессоры:

Intel Core i5–7600K (Kaby Lake, HD 630);
Intel Core i5–5675C (Broadwell, Iris Pro 6200);
AMD A8–7670K (Kaveri, Radeon R7);
AMD A10–7890K (Kaveri, Radeon R7).

В гибридных процессорах AMD A8 и A10 используются разные версии встроенной графики. Вместе с процессором Core i5–7600K применялся двухканальный кит Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16. Он без каких-либо проблем разогнался до эффективных 2400 МГц. Для процессоров Intel Core i5–5675C, AMD A8–7670K и AMD A10–7890K использовался набор Kingston HyperX Predator KHX28C12T2K2/8X в режиме DDR3–2400. Как показал небольшой эксперимент с Battlefield 1 ранее, эффективные 2400 МГц — это оптимальная частота для встроенной в процессор графики.

beb1876e0737475d8fd008093ce6c458.jpg

Игры мы взяли разные. Как старенькие хиты, так и современные блокбастеры. Настройки качества графики подбирались таким образом, чтобы хотя бы один процессор выдавал более-менее играбельный фреймрейт, то есть 25–30 кадров в секунду. А теперь к результатам.

3f0404e7de6741678c8d09276cf318cd.png

Смотрите, а не все так безнадежно. Конечно, большинству игр мы выставили низкое качество графики, но в случае с Radeon R7 и Iris Pro 6200 вполне играбельный фреймрейт (без просадок ниже 25 FPS) был продемонстрирован в четырех приложениях из тринадцати. Почти в ⅓ тайтлов. Аутсайдером ожидаемо оказалась встроенная графика процессора Kaby Lake, она не тянет игры от слова «совсем». А вот Radeon R7 и Iris Pro 6200 демонстрируют схожие результаты.

Понятно, что проекты уровня Rise of the Tomb Raider и «Ведьмак 3: Дикая охота» любому современному iGPU не по зубам, но, возможно, через три-четыре года появится встроенная графика, которая сможет. А потому…

Выводы

5680f37c8ecd4ad9b1e0e2e72f41e45e.png

Современные процессоры со встроенной графикой обладают всем необходимым для сборки компактного, малошумного медиацентра (HTPC). Такой ПК всегда можно подключить к телевизору, чтобы смотреть на нем любимые фильмы, слушать музыку и играть в нетребовательные игры. С одной стороны, iGPU заметно прогрессируют каждый год. Их быстродействие заметно увеличивается. С другой стороны, ААА-проекты в разрешении Full HD «встройка» если и способна вытянуть, то только с низкими настройками качества графики. Играть в таких условиях, скажем прямо, не очень комфортно. Так что наилучшим (и, возможно, единственным) вариантом геймерского применения iGPU видится сборка компактной и недорогой системы для любимых «нетленок» — стареньких игр, в которых графика никогда не находилась на первом плане. Ниже приведем пример конфигурации, которая отлично справится с этой целью:

• Процессор AMD A10–7800;
• Материнская плата ASRock A68M-ITX R2.0;
• Оперативная память Kingston HyperX Savage (HX321C11SRK2/8);
• Накопитель Kingston UV400 (SUV400S37/240G);
• Охлаждение DeepCool HTPC-200;
• Корпус InWin BP655 200 Вт.

193431bb17f443318894af0abf88a097.jpg

Обойдется такая система в 22–23 тысячи рублей. И будет развлекать вас скучными вечерами.

Для всех любителей совмещать программную прокачку комплектующих с непосредственно апгрейдом мы дарим скидку 10% на SSD HyperX и память DDR4 в магазинах DNS и 10% скидки на накопители HyperX Fury и память DDR3 в Ситилинк! Акция действует с 21 марта по 4 апреля, это отличная возможность сделать свой компьютер быстрее и сэкономить.

А ещё мы рады сообщить, что вскоре обладателем нашей новейшей флагманской гарнитуры с объёмным звуком станет подписчик Kingston. Поэтому, если вы ещё не подписаны, нужно скорее исправлять ситуацию. :) Мы выберем победителя случайным образом и огласим имя никнейм счастливчика 7 апреля. Не упустите шанс заполучить звучание кинематографического уровня для своего компьютера!


Подписывайтесь и оставайтесь с нами — будет интересно!

Для получения дополнительной информации о продукции Kingston и HyperX обращайтесь на официальный сайт компании. В выборе своего комплекта HyperX поможет страничка с наглядным пособием.

© Geektimes