Сисадмин-2017: штрихи к портрету

К началу 2017 года едва ли не каждая крупная компания, будь то банк или медицинский центр, позиционирует себя как ИТ-компания. И в этом есть большая доля истины — многие отрасли плотно завязаны на применении информационных технологий и работе с узкими специалистами: разработчиками, программистами, системными инженерами. В таких условиях переживает трансформацию одна из самых нужных ИТ-специальностей — системный администратор. И дело совсем не в DevOps, до его победного шествия ещё далеко. Дело в том, что профессия сисадмина давно перестала быть историей эникейщика с бубном. Сегодня от него требуется профессионализм, глубокое владение всеми направлениями ITAM и оперативная реакция на любые проблемы, потому что зачастую от этого зависит прибыль и репутация компании. На Хабре есть тысячи статей про системное администрирование и самые тонкие нюансы. Мы хотим поговорить о том, какой он, портрет современного сисадмина, и какие трудности и вызовы он должен ежедневно преодолевать.

1026e2b3cc007cb186830a896810b010.png
Котик современного админа. Другие админы — другие котэ

Бизнес меняется — время меняться всем


Цифровая трансформация проникла не только в крупный бизнес и гигантские корпорации, она задела даже ещё недавно самые далёкие от ИТ сферы: ритейл, малый и микро бизнес, учебные заведения. Автоматизация процессов (внедрение CRM, ECM, ERP), покупка сложного оборудования, стремление компаний избежать проблем с пиратским софтом — это минимальный уровень развития ИТ-инфраструктуры, который есть почти во всех компаниях. Однако причины масштабных перемен лежат гораздо глубже.
  • Во главе всего, что связано с бизнесом, лежат экономические причины. Руководители компаний постепенно стали осознавать, что автоматизация труда позволяет экономить ресурсы, увеличивает скорость процессов и в итоге приносит дополнительную прибыль.
  • Появилось множество доступных и удобных технологий, которые позволяют развивать ИТ-инфраструктуру с меньшими затратами и большей масштабируемостью: облачные сервисы, дата-центры, аутсорсинговые решения. Причём технологии касаются всех сфер деятельности компании: от производства до бухгалтерии и продаж.
  • На передний план выходит кастомизация — нужны специалисты, которые смогут адаптировать решения и ПО под нужды конкретного бизнеса и грамотно поддерживать его. Такой процесс может происходить со стороны вендора и системного интегратора, но беспроблемнее (но не дешевле!), когда он инициирован и делается изнутри, поскольку сотрудник всегда более погружён в задачи компании. Здесь стоит пояснить. Например, компания приобретает биллинговую систему или ERP. Все доработки, связанные с особенностями бизнеса и требованиями подразделений, профессиональнее и быстрее сделает вендор. Но в дальнейшем понадобится формировать отчёты, настраивать время обмена данными с другим ПО, возможно, переносить или реплицировать базу данных, делать бекапы и т.д. — эти задачи лучше поручить внутреннему сотруднику.
  • «Мобилизация» с одной стороны, выручила бизнес, который может набирать удалённых сотрудников, легко разворачивать филиалы и работать «в полях», а с другой породила множество проблем безопасности данных.
  • Вообще, с развитием облачных технологий, веб-сервисов и IoT вопросы безопасности встали как никогда остро: нужно защищать информацию от конкурентов, злоумышленников, хакеров и даже от своих сотрудников. Человеческий фактор стал крайне важен.
  • Наконец, данные и коммерческая информация стали ценным и дорогостоящим активом, потеря которого может привести к репутационным, финансовым, правовым рискам и краху компании.

В таких условиях сисадмин перестал восприниматься как смешной парень, ликвидирующий аварии с тонером или переустанавливающий 1С вместе с Windows в ночь перед сдачей годового баланса. Сегодня это специалист, который должен поддерживать ИТ-инфраструктуру в рабочем состоянии — так, чтобы она никак не влияла на снижение качества рабочего процесса. Фактически это менеджер по ITAM (IT asset management), управлению ИТ-активами компании.

Супер сила системного администратора


Мы в команде Alloy Software выделили несколько точек супер силы системного администратора, которые здорово облегчают работу и превращают его практически в неуязвимого админа будущего.

Централизованное управление ИТ-инфраструктурой. Необходимо, чтобы все элементы были собраны в одно целое и управлялись как единый механизм, включая мобильные устройства компании. Это позволяет не упустить важные изменения, инциденты, вовремя произвести замену устаревшего ПО или железа, отреагировать на критическую ситуацию. Если управление децентрализовано, системный администратор будет тратить гораздо больше времени, а внутри службы или отдела ИТ будут непрерывно возникать накладки, дублирования или простои.

Безопасность — ключевая задача современного системного администратора. Кроме вопросов безопасности, связанных с оборудованием, и контролем за лицензированием ПО, это и безопасность данных, и права доступа, и создание резервных копий. В современных рисковых условиях только комплексные меры по мониторингу, обнаружению, защите и профилактике нарушений могут дать надёжный результат.

Планирование. Этот пункт кажется безумием — поскольку нужно реагировать на бесконечные проблемы пользователей и работать с критическими ситуациями, трудно спланировать что-то заранее. Однако у каждого системного администратора есть круг задач, которые он выполняет с периодичностью — их и нужно планировать. Сюда же стоит отнести планирование аудита и инвентаризации, тогда эти процессы станут рутинными и перестанут отнимать нервы и силы.

Минимизация непредсказуемости. За каждым рабочим компьютером, периферией и прочими элементами инфраструктуры стоят пользователи, которые часто затрудняют работу системного администратора: ставят несанкционированный софт, крякнутые версии ПО, сносят антивирусы (они же компьютер тормозят!), в отдельных случаях — меняют комплектующие на более старые или, что случается чаще и имеет более серьёзные последствия, ставят своё оборудование, например, беспроводные модемы, чтобы получить доступ в интернет из закрытой сети, флешки и внешние HDD — для того, чтобы слить необходимые данные, различное железо для развлечений и игр на рабочем ПК. В итоге возникает масса угроз в плане информационной безопасности, появляется риск убытка. Важно наладить процесс мониторинга и сделать его прозрачным — таким, чтобы пользователи точно знали, за какие действия они будут наказаны и что скрыть ничего не удастся, потому что у сисадмина есть всевидящее око. Такие меры значительно сократят количество инцидентов и проблем со стороны сотрудников.

Незаметная работа. Наверняка многие из вас помнят блаженный момент, когда что-то портится в рабочем компьютере, сисадмин сидит в вашем кресле и лениво ищет причины, а вы пьёте чай, отвлекая его и окружающих от работы, причём на законных основаниях. Сегодня таким историям не место — работа на многих позициях стала интенсивной и напряжённой, простой в течение 20–30 минут может ощутимо сказаться на всём рабочем процессе. При этом совершенно не важно, идёт речь о разработке, производстве или продажах. Вся деятельность сотрудников (от программирования до телефонии) завязана на ПК и сети, а значит, поломка или обновление могут её парализовать. Системный администратор по возможности должен выполнять свои задачи, не отрывая пользователей от ПК.

5e01e7ccd718e8a6cf440324a3036d80.png

Тебе подарок на День системного администратора: мы все скинулись на эту клетку, и теперь Билл не сможет дотянуться до своего компьютера

Экономическая ответственность — неприятный, но важный момент в работе современного системного администратора. Для оптимизации расходов на ИТ нужно своевременно отслеживать количество используемых лицензий, объём использования ПО, регулировать использование лицензий и ПК при изменении численности персонала, оптимизировать аппаратное обеспечение.

Системный администратор должен обладать и персональными качествами, способными влиять на эффективность его работы.

  • Внимание к техническим новинкам. Парк техники в современных компаниях очень разнообразен: это различные типы компьютеров, периферии и сетевого оборудования. Администраторы должны разбираться в особенностях управления оборудованием, осознавать роль и место каждого элемента в сети, знать недокументированные фичи и баги (это не критерий приёма на работу, всё познаётся в бою!) всего, что используется в компании.
  • Аналитические навыки. Системный администратор не может больше создавать сеть «на коленке», он должен уметь проектировать её, планировать ресурсы и уметь оценивать эффективность работы сетей и систем. Он получает огромное количество информации из разных источников и должен уметь её структурировать и интерпретировать.
  • Навыки общения с людьми. Забудьте мемы про интровертов и мизантропов в ИТ: системный администратор ежедневно взаимодействует с пользователями, руководством, поставщиками, клиентами. А значит, он должен владеть и навыками управления, и навыками общения, чтобы понять проблему, выдержать её описание на языке пользователя и разъяснить решение. Если решение найдено, но не разъяснено — будьте уверены, в скором времени проблема воспроизведётся.

6b24ceb86896a2bfcfc905645b763535.png

Источник — Yaplakal
  • Скорость мышления и умение принимать решения. ИТ-инфраструктура — важнейшая часть бизнеса, любая задержка может быть чревата пагубными последствиями для компании. Нужно быстро находить проблему и подбирать оптимальный способ её устранения.
  • Многозадачность. Увы, даже целая служба ИТ обязательно сталкивается с необходимостью решать несколько параллельных и никак не связанных задач. Без умения переключаться и быстро сосредотачиваться на новой проблеме просто не обойтись.

И всё было бы хорошо, если бы не следующий пункт нашего поста. Дело в том, что системный администратор может расцениваться сотрудниками и руководством как персональный мастер ПК, а не как ключевое звено процесса управления. Ну вот как-то так примерно:
0cc424f8b56daed35f2e257e8b7a6d3d.png

Источник —prouderamadeus.blogspot.ru

Да они сами не понимают, что хотят!


Зачастую руководители (особенно не айтишных компаний) видят только прямой вклад сотрудника в прибыль: продажник продал — пришла выручка, маркетолог вернулся с выставки — привёз контракт, производственник — создал продукт, который продали. ИТ-инфраструктура воспринимается исключительно как реципиент бюджета, который нужно оплачивать, а ITAM как административная функция, которая не вносит значительного вклада в формирование прибыли. Как правило, такое положение дел сохраняется, пока не возникает одна из трёх ситуаций.
  1. Миграция или интеграция ПО. Оба процесса сложны с точки зрения технологий и управления, требуют высокой квалификации и, как правило задумываются именно как меры по увеличению прибыли.
  2. Масштабирование компании — бизнес растёт, нужны новые ресурсы, нужно развить ИТ-инфраструктуру и вписать в неё новые подразделения, встаёт вопрос об операционной эффективности и её влиянии на доход. Любое масштабирование — серьёзный стресс-тест для ИТ-инфраструктуры.
  3. Острый вопрос экономии на закупках и урезание бюджета. Нередко задел экономии находится как раз в ИТ-службе, которую в сытые времена особо ни о чём и не спрашивали. Почему бы не начать экономить ещё в эти самые сытые времена — отдельный вопрос.

Конечно, несоответствие между тем, в чём заключается ITAM (asset management), и тем, как он на самом деле применяется в компании, огромно. И особенно заметен этот разрыв в российских компаниях, которые в подавляющем большинстве ещё не пришли к внедрению лучших практик. Пожалуй, из всех направлений больше всего в нашей стране развит SAM (software asset management), и то благодаря жёстким политикам вендоров корпоративного ПО. Тем не менее, сдвиги в восприятии уже есть. И есть причины, по которым стоит инвестировать в ITAM, в обучение системных администраторов, в прикладной софт для их продуктивной работы.
  • Эффективность. Благодаря автоматизации всего процесса управления ИТ-инфраструктурой или хотя бы его части, можно сэкономить сотни человеко-часов и перераспределить человеческие ресурсы на другие задачи.
  • Экономия: на аппаратном обеспечении, на лицензиях, на формах лицензирования, на периферийном и сетевом оборудовании. Она достигается за счёт более бережного и оптимизированного использования, а также за счёт планирования и прогнозирования состояния ИТ-инфраструктуры.
  • Унификация хранения данных и тикетов. ITAM позволяет управлять ИТ-службой прозрачно, централизованно и эффективно.

Когда руководство понимает ценности и цели ITAM, оно способно встроить ИТ-службу во все процессы в компании, создать функционирующую систему поддержки бизнеса и тем самым увеличить общую производительность труда.

Держать руку на пульсе, чтобы сохранить нервы


Команда Alloy Software уже много лет создаёт удобные и многофункциональные программы для системных администраторов и менеджеров по ITAM. Мы не понаслышке знаем о том, как работают сисадмины и как быстро трансформируется их деятельность.

Предлагаем вам чек-лист с короткими советами, на что стоит обращать внимание системному администратору.

  • Любая задача, которую вы выполняете регулярно, требует автоматизации: использования специализированного ПО или скриптов. Не ленитесь и продумайте решение этого вопроса — потраченное время с лихвой окупится свободным временем. К тому же, автоматизация уменьшает вероятность ошибки и облегчает ротацию дел между сотрудниками.
  • Документируйте процессы, создавайте базу знаний — она пригодится не только вам, но и поможет адаптироваться новичкам при расширении команды.
  • Планируйте работу и задачи — во всяком случае всё, что можно запланировать.
  • К аудитам и инвентаризации готовьтесь заранее, используйте средства автоматизации: штрих-кодеры, наклейки, метки и т.д.
  • Подберите средство автоматизации управления ИТ-инфраструктурой (обратите внимание на решения Alloy Software — это мощные универсальные средства управления ИТ-службами промышленных и офисных предприятий, разработанные в соответствии с международными стандартами управления ITIL и ITSM).
  • Поставьте безопасность на первое место, создавайте резервные копии вне зависимости от того, пользуетесь ли вы облаком или обслуживаете собственные серверы.
  • Постоянно обучайтесь, но не стоит метаться от технологии к технологии — всех новинок не внедрить. Помните: изменение должно нести смысл и выгоду, а не должно быть изменением ради изменения.
  • Пользуйтесь системой тикетов — пусть пользователи самостоятельно заводят проблемы и запросы, учатся описывать и классифицировать их. С помощью тикетов легче отслеживать решения и координировать действия.
  • Фиксируйте время выполнения задач в тикетах или любой другой системе управления временем.
  • Торгуйтесь с коллегами: пусть они не сыпят задачи с пометками «Срочно.Важно», а расставляют приоритеты внутри своих требований и сроков.
  • Если вы начинаете новый проект, обязательно просчитывайте требования к проекту, ресурсы и ставьте дробные задачи — тогда реализация будет проще.
  • Журналируйте всю информацию, полученную в ходе аудита и мониторинга, с учётом времени и ответственных. Ведение журналов даёт информацию обо всех инцидентах, о том, когда они произошли впервые.
  • Постоянно определяйте потребности компании  в аппаратном и программном обеспечении.

Управление ИТ-активами — одна из частей фундамента, на котором базируется стратегия компании. Соответственно, системный администратор (или вся ИТ-служба) должны быть не просто инженерами, но и менеджерами, и экономистами, чтобы грамотно проводить бюджетную и организационную политику своего подразделения.

В свою очередь, использование специализированного программного обеспечения помогает работать оперативно, отвечать на любые технологические вызовы, проводить своевременную диагностику и аудит. Вся информация в совокупности обеспечивает базу для принятия обоснованных решений в области расширения или сокращения ИТ-инфраструктуры, помогает планировать ресурсы и просто профессионально делать свою работу.

Комментарии (0)

© Habrahabr.ru