Результаты Обсуждения на тему: Личное, Командное и Организационное мышление” (ЛАФ 2018)

В своих поисках ответа, как принимать лучшие стратегические решения (а заодно доказать, что думать полезно) я набрел на две ключевые идеи, которые мне не дают покоя, потому что переворачивают все классические представления о том как происходит принятие решений:

  • Субъектом мышления является не индивид, а группа. (Курс командного коучинга Девида Клаттербака 2-й уровень)
  • 3 уровня мышления из Integrated Thinking Framework (Richard King):
  • Личный, командный, организационный.


В этом контексте очень захотелось использовать коллективный разум, для того чтобы прояснить что такое «Мышление» и зачем оно нужно.

В рамках первичного обсуждения, сформировалось понимание что в контексте группового мышления лучше всего подходит перспектива, в которой мышление это процесс определяющий эффективность принятия Решений. Немного доработанная схема приведена на рисунке.
image

Итак в нашем узком кругу мы договорились понимать под мышлением процесс, от которого в итоге зависят последствия предпринятых действий. Что примечательно, также как с индивидом у группы есть осознанный процесс принятия решений и бессознательный выбор.

При переходе к характеристикам мышления и тому как его развивать, я рассказал о трех архетипах мышления поддержанных на генетическом уровне и связанных с эволюцией индивидуального мышления:

  • «Собирателя» — Подкрепление через результат,
  • «Охотника» — Подкрепление через процесс,
  • «Великий строитель» — Подкрепление когда складывается многоходовая комбинация.


Как это услышал Максим Цепков можно прочитать здесь.

(Моя память мне подсказывает что суть я ухватил в одной из Стэнфордских лекций по нейробиологии или дизайн мышлению, но точная ссылка не сохранилась. Если кто-то узнает первоисточник буду благодарен).

Кроме того благодаря вдумчивым и интересным комментариям группы, мы подобрали еще несколько терминов для того чтобы можно было охарактеризовать мышление:

  1. Широта мышления. Количество аспектов/факторов, которые учитываются при анализе.
    Шахматный пример: Аспект №1 — Я съем эту пешку (Выигрыш фигуры)
    Аспект №2 — Возможности развития (Сдвоенная пешка)
    Аспект №3 — Альтернативы (Съесть Ферзя ?)
  2. Порядок логики / Глубина расчета. На сколько ходов/цепочка последствий осуществляется анализ.

    Шахматный пример: Логика 1-ого порядка — Я съем эту пешку
    Логика 2-го порядка — Он съест моего коня
    Логика 3-го порядка — Я съем его ладью и т.д.

  3. Масштаб. Объект для которого мы оцениваем последствия.
    Например: Личный, Для команды, для отдела … Страны, Мира…
    Шахматный пример тут не подойдет, потому что в шахматах Масштаб может быть представлен как один просто пример кол-ва анализируемых факторов.


P.S.: Почему нужна осознанность? Хотя бы потому что в мире очень много ситуаций и решений являются «Контринтуитивными». Это как всегда есть аккуратно подставленную противником пешку.

Ссылки:

  1. What Makes Teams Smart (or Dumb) by Cass R. Sunstein
  2. http://www.thinkinginorganisations.com.au/ Richard King

© Habrahabr.ru