Путеводитель по Швейцарии

Приветствую, товарищи!

В этой статье я постараюсь описать свой опыт переезда в замечательную альпийскую страну Швейцарию, а конкретно — в город Цюрих, и рассказать о наиболее важных аспектах жизни здесь.

Пост будет очень объемный, потому что я хотел сделать эдакий мини-гайд по жизни в Швейцарии, по которому потенциальный тракторист сможет оценить страну. А тем, кто уже тут или собирается в ближайшее время, статья может помочь разобраться с местными особенностями — не всегда можно легко найти ответы на вопросы, особенно не зная язык.

Я решил не делить его на отдельные куски — так информацию искать будет проще. Надеюсь что не сильно нарушу тематику ресурса, пусть НЛО нас рассудит.

wb0_jts4vmtqrwbnofdmyagpvby.jpeg
Flumserberg. Здесь и далее — обычно мои фотографии, которые мне показались более или менее приличными :)

Коротко о стране


Швейцария — небольшая страна в центральной Европе, которая значительной своей частью находится на территории Альп.

  • Население — около 8.5 миллионов
  • Государственный строй — федеративная республика, состоящая из 26 субъектов называемых кантонами
  • Столицы де-юре нет, де-факто же правительство заседает в Берне
  • Официальных языка четыре: Немецкий (64%), Французский (20%), Итальянский (6.5%) и Романшский
  • Крупнейший город — Цюрих (400 тыс. человек)
  • Валюта — Швейцарский Франк (CHF), на момент написания статьи равен 1.01 доллару США


Швейцария не входит в Евросоюз, но входит в Шенгенскую зону и всякие торговые организации вроде EFTA. Из-за этого возникают некоторые неудобства при взаимодействии с остальной Европой, например:

  • Сотовый роуминг (тогда как страны ЕС его отменили)
  • Доставка товаров с некоторых сайтов типа amazon.de не всегда возможна, хотя в большинстве случаев проблем нет
  • При поездках в ЕС нужно брать евро в банкомате:) На тот редкий случай, если карта где-то не принимается


ddgq1-lsao16xa17xab0uvyuqme.jpeg
Zurich, Witikon

Часть первая: подготовка


Поиск работы


Работу заграницей я активно не искал. До переезда сюда я спокойно жил с женой и дочкой в Москве, выплачивал ипотеку за двушку в спальном районе и работал то системным инженером, то разработчиком, то архитектором, то всем вместе сразу.

В какой-то момент ко мне в LinkedIn постучались с предложением пройти собеседование на позицию backend-разработчика в Цюрихе. До этого был ряд других предложений, но они были либо в США —, а туда мне ехать как-то не хотелось т.к. тяжело ездить к родителям и им ко мне (я помню перелеты в Канаду и на Кубу — это ад), либо не устраивали по иным причинам. Примерно в то же самое время на меня вышел рекрутер Google, но работать они предлагали в Дублине куда тоже не очень тянуло.

С Швейцарией я уже был немного знаком — в детстве я прожил около года в Женеве, когда мой отец работал в CERN — закладывал основы Большого Адронного Коллайдера :) Плюс, пару лет назад провели в этой стране несколько дней во время путешествия по Европе на машине. Кроме того, Швейцария довольно неплохо разрекламирована: сыр, шоколад, горы, банки — вот это всё.

Так что я решил созвониться с ними по скайпу и выяснить подробности. Общался с CTO и одним из разработчиков. Разговор длился около часа и был, в действительности, больше разговором чем интервью: обсуждали технологии, операционные системы, базы данных, языки программирования и применение всего этого в тех или иных проектах. Работать предлагалось в небольшой (30–40 человек) компании, входящей в крупнейший швейцарский медиахолдинг. Компания занимается разработкой местной площадки для частных объявлений (локальный аналог Avito).

После общения мне скинули простенькое тестовое задание, которое я набросал за полчаса и отправил им. Один из моих собеседников подтвердил получение и затаился. Через три недели, когда я уже про них забыл, пришло письмо с приглашением на очное собеседование к ним в офис (с оплатой перелёта и проживания). Посовещавшись с женой решили —, а почему бы и нет? Заодно и немного отдохнём — лето ведь на дворе. Взяли неделю отпуска, сдали ребенка бабушкам — и в путь.

Интервью начиналось в 9 утра и продолжалось около 6 часов включая обед. В процессе я успел поговорить почти со всеми сотрудниками от секретаря до директора. Практических задач почти не было — поразбирали мое тестовое задание, пообщались на разные технические темы. CEO (в прошлом — преподаватель Цюрихского университета) позадавал мне всякие логические задачки и еще какие-то каверзные вопросы больше из разряда психологии и управления персоналом.

Говорили на английском (который у меня хороший технический, но разговорный мог бы быть и получше) — проблем в понимании не возникало, скорее всего потому что для подавляющего большинства там он также не родной — по факту там имелся только один чистокровный британец. Остальные же — швейцарцы, итальянцы, испанцы каталонцы, немцы, румыны, поляки, сербы, турки, бразильцы, португальцы, аргентинцы, австралийцы и даже русские (вроде никого не забыл). В общем, та еще сборная солянка, но это даже хорошо :)

Общее впечатление по результатам было вполне положительным — умные люди, хороший офис, красивый город и страна. По окончанию сказали что будут собеседовать еще других кандидатов и по результатам мне сообщат, на том и расстались. Мы покатались по окрестным достопримечательностям еще несколько дней и затем улетели домой.

Примерно через две недели мне пришло письмо от них с предложением присоединиться к команде. Мы обсудили это с семьей и решили что это шанс попробовать пожить в другой, не самой плохой, стране. Из минусов я видел только понижение в должности (на родине я на тот момент работал системным архитектором) и потенциальное снижение доходов — несмотря на в несколько раз большую зарплату жизнь в Швейцарии совсем не дешевая. Но мы решились и я ответил что согласен на их предложение.

tu4x_cmz0mtrfsk9dbeixvsdwq0.jpeg

Оформление


Иммиграционное законодательство Швейцарии довольно строгое, особенно в отношении жителей так называемых «третьих стран», то есть не входящих в EU/EFTA. И если для граждан EU/EFTA для получения вида на жительство (он же разрешение на работу) в большинстве случаев достаточно просто иметь на руках контракт со швейцарской компанией (хотя для EU/EFTA тоже есть какие-то квоты, не знаю как оно вместе спрягается), то для найма людей третьего сорта компания должна доказать государству что она не смогла найти сотрудника с соответствующей квалификацией ни у себя в стране, ни в EU/EFTA. Ну и нужно попасть в квоту — в 2018 году для жителей третьих стран доступно всего 3500 ВНЖ типа B (о них ниже).

Каким образом это доказывается? Четких критериев, насколько я знаю, нет. Но, как минимум, нужно показать что соответствующая вакансия висела сколько-то времени на местных сайтах-аналогах hh.ru и, по-моему, предоставить список отбракованных кандидатов с указанием причин по которым они не подошли.

Таким образом, большинство забот по найму ложится на работодателя. То есть — он должен хотеть нанять именно тебя и потратить на этот процесс некоторое количество сил и средств. Вполне возможно, что оформление H-1B в США еще более муторно для компании, не в курсе.

От меня в данном случае потребовался только скан загран-паспорта и краткая справка в свободной форме о семье (жена, дочь, родители — даты рождения и тому подобное). Ну и подписанный обеими сторонами контракт, само собой. Впоследствии, когда я уже переехал, миграционное управление дополнительно запросило еще и справку о несудимости.

Работодатель же, привыкший к Swiss Post и, видимо, ни разу не слышавший о Почте России, отправил мне контракт обычным письмом, а не каким-нибудь DHL. В итоге, больше чем через три недели, когда мы уже обсуждали альтернативные способы доставки, письмо все таки дошло. Я подписал контракт и отправил его обратно через DHL — стоило это около 3–4 тысяч, но пакет был доставлен уже на следующий день к вечеру.

О самом контракте: это 2 страницы А4, на которых написано:

  • ФИО, национальность, дата рождения
  • Название компании, должность
  • Предполагаемая дата начала работы
  • Зарплата
  • Условия компенсации больничного: что-то вроде того, что ты будешь получать 100% зарплаты первый месяц болезни, потом 80% в течении 2 лет (если что серьезное случится). А если за 2 года не вылечишься, то там уже вступают в силу всякие пособия по инвалидности.
    Сравните это с нашим ФСС, который сейчас платит, по-моему, что-то около 2 тысяч рублей в день максимум
  • Подписи сторон


И всё. Никаких талмудов трудового договора, должностных инструкций и прочего графоманства, которое никто в здравом уме не читает. Справедливости ради — в той же соседней Германии все более бюрократизировано.

Вообще, меня поразило насколько тут всё основано на презумпции честности людей: никто не считает тебя по-умолчанию обманщиком и\или идиотом, а это сильно упрощает многие процессы. Но об этом потом.

Работодатель подал документы в миграционную службу и началось ожидание. Через пару месяцев пришел ответ — отказано. Но, как оказалось, там есть процедура апелляции: они подали дополнительные документы-обоснования (какие — точно не знаю) и через пару недель получили положительный ответ. Ура!

Мы договорились о дате выхода на работу и я начал сворачивать свои дела на родине. План был такой: я лечу туда первым, найду жилье, потом вернусь и уже поедем с семьей на машине. Расстояние не близкое — 2600 км, но у нас было довольно много вещей которые проще перевезти самим.

У меня был открытый шенген, но для въезда (по какой-то причине) нужно обязательно получить национальную визу типа D, которая выдается на достаточно короткий срок (что-то около 3 месяцев), достаточный чтобы получить вид на жительство (он же ID-карта). Имея его шенгенская виза более не нужна — можно свободно въезжать в шенгенскую зону имея на руках загран-паспорт и карточку ВНЖ.

Процесс получения этой визы очень простой: работодатель пересылает тебе скан документа под страшным названием Ermächtigung zur Visumserteilung (что переводится просто как «Разрешение на выдачу визы»), ты идешь с ним в посольство утром до 11 часов и сдаешь паспорт, а после обеда уже забираешь с проставленной визой. Стоит это около 4 тысяч рублей. После этого можно лететь, что я и сделал.

Компания оплатила мне 3 месяца проживания в апартаментах в центре Цюриха в 5 минутах ходьбы от офиса, так что у меня было некоторе время на поиск постоянного жилья, а это еще та эпопея. Об этом и многом другом я расскажу ниже, во второй части повествования.

Часть вторая: на месте


Тут я постараюсь дать побольше информации о местном быте. Мой опыт специфичен к кантону Цюрих и городу с таким же названием. В других местах многое может быть иначе.

Язык


Официальный язык кантона Цюрих, как и большей части страны — немецкий. В школе тут преподают именно классический немецкий (так называемый Hochdeutsch), а говорят на швейцарском немецком, который имеет довольно много отличий. Плюс, у него есть еще и свои диалекты.

Но так как население Цюриха на 30% иностранцы, то проблем с английским языком обычно ни у кого не возникает. Могут быть трудности при общении с пенсионерами, но даже они в большинстве своем сносно объясняются на английском.

Раньше тут вторым языком в школе преподавали другой государственный (в немецких кантонах — французский, например), но теперь, говорят, перешли на английский. Мои коллеги-швейцарцы этому только рады, так как пользы от изучения английского неизмеримо больше.

Типы видов на жительство


Их много. Но для иностранцев, приезжающих работать, их два: B и L.

Первый (B) — потенциально неограниченный вид на жительство, который нужно обновлять раз в год (это делает работодатель). Второй (L) — кратковременный, выдается максимум на год с возможностью продления еще на год — по истечению нужно либо обменять его на B, либо отчалить обратно в свой гондурас. Выдается L, обычно, если у тебя контракт на ограниченный срок.

В моем случае был неограниченный контракт и, соответственно, ВНЖ типа B, поэтому особенным опытом по части L я не обладаю. Через 5 лет обладания B ты, по идее, имеешь право подать на получение ВНЖ типа C — это, практически, гражданство. Отличия только в том, что у тебя нет права голоса и если ты надолго уедешь из страны — его могут аннулировать. И в армии служить не надо. Для его получения, обычно, нужно сдать тест на знание языка того кантона, в котором живешь.

Гражданство же можно получить через 10 лет.

B и L имеют два подвида — для жителей EU/EFTA и для всех остальных. Между ними есть некоторые различия, которые, конечно же, не в нашу пользу. Европейцам ВНЖ типа C выдают автоматом через 5 лет, а всем остальным через 10. Если хочешь тоже через 5 — смотри предыдущий абзац. Возможно еще какие-то отличия есть, не в курсе.

Менять работодателя с ВНЖ типа B можно, по идее, только с разрешения миграционных властей — я этот квест пока не проходил.

Оформление


Коротко о том что делать после приезда.

Во-первых нужно зарегистрироваться. Для этого необходим какой-либо документ, показывающий что ты где-либо проживаешь: это может быть договор аренды (его, скорее всего, у вас еще не будет), либо инвойс об оплате проживания в апартаментах или отеле. Берем этот инвойс, Ermächtigung zur Visumserteilung, паспорт и идем в местное Kreisburo — это что-то вроде смеси сельсовета и МФЦ. Город поделен на Kreis-ы (округи) и у каждого свой сельсовет. К какому округу относится какой-либо адрес можно узнать на сайте ГИС города Цюрих: тыц

Там же после регистрации вас запишут на сдачу биометрии (фото и отпечатки) для получения вида на жительство. Обычно это недельки через две. Сдаются эти анализы в здании Migrationsamt, адрес вам дадут. После этого карточку ВНЖ пришлют по почте на адрес регистрации.

Почта


pmgmijtgodunz8sakrpt2_3nmlk.jpeg
На таких электромотоциклетках ездят почтальоны

Думаю, что для большинства из прибывших с территории бывшего СССР почта — это такое неизбежное зло, используемое для получение посылок из зарубежных интернет магазинов. А бумажные письма многие ни разу в жизни и не отправляли. Поэтому для меня было сюрпризом, что здесь почта — это кровеносная система страны.

  • Она работает как швейцарские часы :) Доставка любого письма категории А (стоит 1 франк за конверт B5) гарантированно происходит на следующий день после отправки в любую точку страны. Категория B (0.85 франка) доходит в течении 3 дней.
  • Имеется обилие онлайн-сервисов на сайте post.ch, таких как:
    • Пересылка почты — очень полезно при переезде. За символическую сумму что-то около 30 франков в год они будут пересылать все письма, отправленные на ваше имя по старому адресу на новый адрес. За посылки, правда, придется доплатить 8 франков за штуку.
    • За более существенные деньги они даже могут вскрывать все письма, сканировать содержимое и ты можешь их читать прямо в личном кабинете на сайте. Это, судя по всему, для тех кто редко бывает дома.
    • С некоторыми компаниями можно перейти на полностью электронный оборот, чтобы не тратить бумагу и улучшать экологию. Все письма от тех компаний, которые участвуют в этой системе и которые ты выбрал будут приходить сразу на e-mail
    • Оповещение по e-mail о направляющихся тебе посылках
  • По почте доставляется абсолютно всё — кредитки и пин-коды к ним, хорошо что хоть отдельно. Пин-код обычно идет зарегистрированным письмом и за ним надо сходить на почту.
  • Её используют для доставки большинство местных интернет-магазинов и стоит это очень дёшево — франков 8–10 для доставки товара из любой точки страны. Часто для получателя это и вовсе бесплатно. Причем привозят прямо домой, на почту обычно идти не надо. Если тебя не было дома, то, в зависимости от типа посылки, могут либо просто бросить около двери, либо засунуть в почтовый ящик (там есть спец-отделение для посылок), либо оставить извещение — тогда надо будет топать в отделение
  • По почте идет общение с государством, арендодателями (смотри следующий раздел) и прочими компаниями


В Швейцарии, как и во многих других странах с малоэтажной застройкой, отсутствует такое понятие как номер квартиры. Также каждый подъезд обычно является отдельным домом с точки зрения адреса. Поэтому в моей деревне населением 10 тысяч человек на центральной улице номера домов переваливают за 500. У подъезда на почтовых ящиках есть имена — этого достаточно для доставки корреспонденции.

Для оплаты письма можно, конечно, использовать олд-скульный способ: марки.
Но проще всего отправить SMS на номер 414, в ответ придет код — его нужно переписать на правый верхний угол конверта. Этот способ работает только для писем приоритета А форматом B5. Со счета телефона спишут тот же 1 франк. Ну, либо просто прийти на почту и заплатить картой или кэшем.

Адрес отправителя пишут в левом верхнем углу в следующем формате:

Herr Ivan Ivanoff (имя)
Bahnhofstrasse 1 (улица и номер дома)
8001 Zurich (индекс и город)

Адрес получателя пишется в правом нижнем углу, формат зависит от того компания это, прямой ли это адрес или абонентский ящик и т.д. Лучше переписать один-в-один.

Банк


Для получения зарплаты и оплаты счетов необходим счет в банке — в кассе тут не выдают :)

Анекдот на тему

Новый русский в швейцарском банке подходит к менеджеру и шепотом говорит:
— Я хочу положить на счет миллион долларов.
— Говорите громче, у нас бедность не считается пороком…


В Швейцарии есть платежная система PostFinance (что-то вроде нашего убогого ПочтаБанка, хотя и PostFinance тут не то чтобы очень любят) со своими карточками, которые не работают зарубежом. То есть это отдельная независимая платежная система, не имеющая ничего общего с VISA/Mastercard/итп (привет, МИР).

Также, конечно, есть банки выдающие обычные карточки. Самые крупные — UBS (что-то вроде нашего Сбербанка) и Credit Suisse. Так как я не особенно в теме различий между местными банками, то выбрал UBS. Пока особенных нареканий нет, первый год обслуживания бесплатно, потом что-то около 25–30 франков в месяц (дешевле если откажешься от бумажной корреспонденции). Интернет-банк и мобильное приложение вполне удобные, переводы, оплата счетов, снятие денег в банкоматах любых банков в пределах страны — всё без комиссии.

Открыть счет можно и без ВНЖ, просто по паспорту и бумажке о регистрации, правда в этом случае не дадут кредитные карты (именно кредитные, а не дебетовые —, но тут ими и так почти никто не пользуется по-моему). Занимает с полчаса, просто приходишь в отделение и говоришь что хочешь открыть счет. После этого в течении пары недель тебе по почте пришлют пластиковые карты, NFC-карточку доступа к интернет-банку (просто прикладываешь её к телефону сзади, вводишь пин и вперед; владельцы яблок, правда, проходят мимо — это работает только на зеленом роботе пока), пин-коды ко всему и прочую требуху.

Для некоторых операций, правда, необходимо заказать отдельно за 25 франков Access Card NFC Display:

pgtdm-gsau1wtmwp4frutx2fx5e.png

Крайне интересный девайс — помимо NFC и чипа в него встроен полноценный генератор кодов доступа, с дисплеем и пин-падом. При этом по форм-фактору и толщине это обычная кредитная карточка. Где там только спрятали батарею…

Что приятно — практически все счета в стране приходят в форме orange payment slip, которая легко сканируется камерой через мобильное приложение банка и оплачивается в два клика. Никаких вбиваний адских реквизитов — забудьте про КБК, ОКАТО, СНИЛС, КПП, БИК, ОКТМО и прочие заклинания.

-mr0vwdcfuz4az4zapijskskjgo.jpeg
Выглядит она примерно так

А еще в швейцарских банках очень не любят американцев. Особенно в UBS.
У меня долго уточняли — точно ли у меня нет гражданства США. Почему — можно подробнее почитать здесь.

Медицина


Это отдельная большая и сложная тема, но постараюсь описать основное.

Каждый житель обязан иметь медицинскую страховку. Понаехавшие должны оформить ее в течении 3 месяцев после прибытия, иначе государство само назначит вам страховую компанию и тип страховки — и она будет стандартная (читай — самая дорогая).

Причем, даже если ты застрахуешься через два месяца после приезда, то оплатишь все равно с первого дня — считается что ты застрахован по умолчанию сразу. Я немного офигевал от первых счетов в несколько тысяч франков. Поэтому лучше делать это сразу — что будет в случае если ты заболеешь раньше чем застрахуешься я, честно говоря, не знаю — скорее всего вылечат как будто у тебя стандартная страховка.

В стране есть 4 основных механизма страховки:

  • Стандартная
    Она же самая дорогая. Можно идти в любую клинику и к любому врачу в стране. По статистике является самым популярным.
  • HMO (Health Maintenance Organisation)
    В случае если поплохело — сначала обращаемся в одну из поликлиник-партнеров страховой компании
  • Family Doctor
    Вам назначают врача-терапевта и сначала всегда обращаетесь к нему, а он уже после осмотра направит к специалистам
  • TelMed
    Сначала нужно позвонить в по телефону, где вас проконсультируют и уже направят дальше


Есть еще какой-то механизм с использованием аптек — идешь в аптеку и оттуда тебя уже направляют куда надо. Но он не очень распространен, насколько я знаю.

При этом для детей (до 18 лет) и беременных механизм не важен — они всегда могут идти к любому врачу сразу. Также к окулисту, по-моему, можно идти сразу.

В страховке есть франшиза (сумма, расходы вплоть до которой платишь сам) — ее можно выбрать при заключении страхового договора. Ее варианты ограничены законом: 300/500/1000/1500/2000/2500 CHF для взрослых и 0/100/200/300/400/500/600 для детей — в год. И, соответственно, чем она больше — тем дешевле страховка.

Рассмотрим пример

Вы выбрали франшизу 500 и вам назначили стоимость страховки, допустим, 400 в месяц.
Это значит что в год вы заплатите 12×400=4800 CHF без вариантов, даже если будете здоров как бык. А если заболеете, то заплатите еще максимум 500 за этот год (плюс 10% за каждый страховой случай, но не более 700 в год, это тоже такой хитрый закон). То есть максимальные расходы в год составят 12×400 + 500 + 700 = 6000 CHF. Плюс, еще есть оплата 25 CHF в день за лежбище в больнице (с лиц до 25 лет и беременных не берется)


Также есть дополнительные опции страхования — у каждой страховой свой набор и обычно можно их гибко комбинировать. Например — палата покомфортней, общемировое покрытие страховкой и так далее, всякие массажи-фитнессы могут быть. Крайне желательно хотя-бы какой-то небольшой набор взять, стоит это обычно не дорого.

Как выбирать страховую? А хрен его знает :) Для меня критерием было наличие нормального сайта и колл-центров на английском. Цены отличаются не очень значительно.

Я взял страховку HMO в Swica с франшизой 1000 и каким-то небольшим набором доп.опций сверху — на семью из 3 человек выходит около 950 CHF в месяц (ребенок около 100, остальное — мы с женой).

  • В экстренных случаях, или если объективно нет возможности использовать свой тип страховки (например — топать в поликлинику) — можно обращаться к любым врачам напрямую. Но если злоупотреблять этим без необходимости — страховая имеет право просто переключить вас на стандартную схему с соответствующим удорожанием
  • В доп. страховке вам, потенциально, могут отказать. В базовой — нет
  • В страховку входят также и все необходимые рецептурные лекарства
  • Беременные обслуживаются без оплаты франшизы и прочих расходов, по любым вопросам где-то с 6–8 недели беременности и до нескольких недель после рождения ребенка
  • На стоматологию страховка не распространяется, исключение только для каких-либо случаев когда необходимо лечение по показаниям. Зубы дешевле лечить на родине.
  • Условия страховки можно менять раз в год (механизм, франшизу или страховую компанию)


Пенсия


Пенсионные выплаты складываются из трех компонентов — так называемые Three Pillars.

  • Pillar 1 — это минимальная пенсия, которую тебе выплачивает государство, что-то вроде страховой у нас. Взносы в него уходят с зарплаты (платишь как ты, так и работодатель)
  • Pillar 2 — накопительная пенсия, выплаты зависят от возраста и находится в диапазоне от 7% до 18%. Но эти проценты берутся не со всей ЗП, а с разницы между 84600 (или вашей ЗП, если она меньше) и 24675 CHF. Голову сломать можно :) Работодатель по закону обязан заплатить минимум 50% от взноса, но добровольно может оплачивать хоть 100%
  • Pillar 3 — это добровольные, не облагаемые налогом, взносы в пенсионный фонд. У них есть лимит — около 6 тысяч франков в год


Накопительную пенсию (Pillar 2 и 3), потенциально, можно снять всю целиком например на постройку\покупку недвижимости или на открытие бизнеса. При этом ты хоть и заплатишь налог, но какой-то очень небольшой. Точные правила надо узнавать у государства.

При отъезде из Швейцарии пенсию также можно снять.

Налоги и пособия


Если ты иностранец и зарабатываешь меньше 120 тысяч франков в год — налоги за тебя платит компания, как в России. Это тут называется Withholding Tax. Иначе — нужно подавать декларацию и платить самому.

Налоги делятся на Федеральные, Кантональные и Коммунальные, но нам это в общем без разницы.

НДФЛ и другие отчисления с зарплаты
Налог и его калькуляция зависит от кантона.

В Цюрихе НДФЛ это производная от нескольких факторов: доход, семейное положение, работает ли жена\муж и количество детей. В интернете много всяких калькуляторов, но для примера: доход 100 тысяч франков в год, 30 лет, женат, один ребенок — НДФЛ будет около 5.5%. У одинокого и без детей — около 10%.

Также с зарплаты вычитают еще несколько пунктов:
Плата в пенсионный фонд (Pillar 1 и 2, см выше), страхование от потери работы, от несчастных случаев на работе и вне ее и еще какие-то, точно не помню. Суммарно выходит где-то еще 9% от оклада.

То есть (в случае с НДФЛ 5.5%) отдадим государству 9+5.5=14.5% с зарплаты.

Работодатель отдаст за нас еще где-то 12% зарплаты (свою часть в пенсионный фонд и страховки от несчастного случая). В итоге, суммарно, работодателю мы обойдемся в ~26.5% от вашего гросс-оклада.

Напомню — проценты зависят от многих факторов и приведены для примера.

В России вы обходитесь компании в 31–57% — этот процент зависит от зарплаты (отчисления в ПФР 10% или 22%) и от уровня травматизма профессии.

Пособие на ребенка
На каждого ребенка раз в месяц выплачивается так называемый Child Allowance. В кантоне Цюрих он равен 200 CHF до 16 лет и 250 после до 25 лет или до окончания обучения. Платит работодатель, а ему потом возмещает государство. Для оформления нужно заполнить анкету (компания должна выдать), приложить всякие свидетельства о рождении (копии) и отдать в HR. Даже если затупить с оформлением этого дела на полгода, то потом выплатят задолженность за это время.

Также некоторые компании выплачивают что-то сверх этого (Family Allowance).

Отпуск
Обязательный, по-моему, 4 недели как у нас.

У меня в компании дают 5 недель. Плюс, можно уйти в неоплачиваемый творческий отпуск на срок до 6 месяцев без потери места работы. Но это все уже зависит от работодателя.

Пособие по безработице
Каждый сотрудник платит со своей ЗП небольшой процент в страховой фонд для безработных (Unemployment Insurance). Поэтому в случае увольнения, распада компании, невозможности работать (например из-за плохой погоды на стройке) или даже резкого снижения рабочего времени по инициативе компании — ты имеешь право получать пособие. Оно составляет примерно 70–80% (в зависимости от семейного положения и других факторов) твоей средней зарплаты за последние 6–12 месяцев, но не более 10500 CHF в месяц.

В России, к слову, платят 4900 рублей…

Декрет
Отпуск по уходу за ребенком тут может длиться до 14 недель. В это время выплачивается 80% зарплаты, но не более ~6000 CHF в месяц. Отец декрет получить не может. Плюс, есть еще какие-то единоразовые плюшки в виде Birth Allowance.

НДС (VAT)
В этом году его даже понизили — с 8% до 7.7%
Напрямую мы его не платим, но закладывается почти в любые услуги и товары.

Другие налоги
Также есть стандартный набор: на транспорт, на недвижимость, на роскошь, на воздух и так далее. Транспорт я рассмотрю дальше, а с остальным пока не разбирался.

Есть еще и церковный налог, так что лучше всем говорить что вы ярый атеист :)

Жильё


wr_dp9tztughg0kk3ckw583v5fm.jpeg
«Двор» около нашего дома

Покончив с самыми первичными формальностями, перейдём к главной проблеме, с которой сталкивается свежепонаехавший: где жить.

Большинство швейцарцев живут в отдельных домах, в таунхаусах или в небольших домах на несколько квартир. Обычно они не больше 3–4 этажей. Есть, конечно, и многоквартирные дома, особенно в новых районах, но их не так много и они редко вырастают выше 9–10 этажей. Такого градостроительного ада тут нет и близко:

bawhrvkyox9iafw3wc_ohybiwzq.jpeg
Нет, это не Швейцария, это Бутово

7k8swbqrc7iog0zdbbrefxedhh8.jpeg
Типичная швейцарская улица в крупном городе

Съем жилья в Цюрихе это отдельное испытание т.к. спрос здесь сильно превышает предложение. А если в комплекте к вам еще идет собака (как у меня), то всё становится еще интереснее — количество доступных вариантов на рынке можно смело делить на 10.

Процесс сдачи квартиры — это смотрины потенциальных арендаторов: владелец выбирает кто ему милее. На единицу недвижимости, в худшем случае, может быть до 50 претендентов, особенно если цена ниже рынка. Кто-то мне рассказывал что приехал на просмотр недорогой квартиры и обнаружил очередь от автобусной остановки…

Отчасти такая щепетильность объяснятся довольно строгими законами по защите арендаторов — выселить его при соблюдении условий контракта практически невозможно, как и поднять стоимость без веских на то оснований, например — поднялась ставка по ипотеке (привет россиянским «лэндлордам», которые по велению левой пятки поднимают цены). Поэтому тут в некоторых местах (в Женеве, например) возникла такая ситуация, что новый арендатор может платить в несколько раз (!) больше тех, кто арендовал аналогичное жилье 5–10 лет назад. Другой, по сути противоположный, фактор — процесс сдачи отнимает много времени и ресурсов и арендодатель хочет пореже проходить через этот процесс. Поэтому и выбирают среди кандидатов наиболее благонадёжных.

Большую часть сдаваемой недвижимости предлагают компании, а не частные лица. Во многом это даже лучше для нас как арендаторов, так как с частником обычно можно поиметь много проблем — он либо плохо знает законодательство, либо еще какие-то приколы вытворяет. У нескольких моих знакомых был отрицательный опыт аренды у частника. Хотя от этого тоже есть лекарство — швейцарцы, как самая застрахованная нация в мире, придумали юридическую страховку на этот случай. Стоит она недорого, франков 50 в год — вполне можно взять. Также можно вступить в Mieterverband, профсоюз арендаторов. Стоит это 90–100 франков в год, они также предоставляют юридическую помощь при взаимодействии с арендодателем и еще какие-то плюшки, читайте на сайте.

Стоимость


Стоимость аренды сильно зависит от местоположения, площади и других факторов — тут все как у нас. Средняя цена в пределах Цюриха, в спальных районах за 3.5 комнтаную квартиру (3 комнаты и центральная комната-коридор) площадью около 80 метров — 1800–2000 франков в месяц. В эту сумму включена Nebenkosten, квартплата. В нее входит обычно отопление, вода (среднее потребление), уборка территории и так далее. В конце года вполне возможен перерасчет если вы слишком рьяно лили воду, например. Электричество оплачивается отдельно, о нем ниже.

Коммуникации


Центрального отопления и горячего водопровода тут, как и во многих других европейских странах, нет. Есть холодная вода и канализация. Отопление домов либо электрическое, либо газовое. Причем газ тоже не централизованный — приезжает машина и заправляет дом. Нагрев воды в кране происходит либо в бойлерной в подвале, либо электрический бойлер стоит в каждой квартире отдельно (обычно в старых домах).

Мебель


Квартиры, в подавляющем большинстве случаев, сдаются без мебели, но с полностью обставленной кухней: холодильник, плита, раковина, шкафы и иногда посудомойка. Стиральной машины обычно нет — стирка ведется на общих машинах в подвале, если жильцов много — составляется расписание. Иногда там же имеется машинка для сушки белья — очень удобно, ничег

© Habrahabr.ru