Проекты, «переехавшие» в облако: Опыт компании ИТ-ГРАД

6c8a68672c634fe986ec2f9906a1187c.png

Чтобы начать предоставлять облачные сервисы, совершенно необязательно вкладывать огромные суммы в оборудование, дабы на его основе создать сложную и дорогостоящую ИТ-инфраструктуру, которую в дальнейшем придется еще и обслуживать. Гораздо более выгодным решением будет арендовать виртуальный ЦОД у надежного IaaS-провайдера, чтобы сосредоточить все усилия на разработке программного обеспечения, то есть обратить все свое внимание на свой бизнес.

Облачные технологии все чаще проникают в самые разные области деятельности, и, как показывает практика, упрощают решение многих задач, параллельно снижая расходы. Поскольку облака — это техническое решение, то неудивительно, что первыми с ним знакомятся IT-компании.

Одной из них стала компания «Первый БИТ», которая является создателем проекта «ЛАЙВ» — облачного сервиса хостинга баз 1С. «Мы хотели заниматься именно облачными проектами — потому что верили в удобство и выгоду новой идеи для бизнеса, — объясняет Виктор Канаев, руководитель отдела облачных вычислений компании «Первый БИТ». — С одной стороны, нет больших первоначальных расходов, с другой — за серверную часть отвечают профессионалы».

«Первый БИТ» решила двигаться в сторону создания облачного направления на базе продукта 1С, поскольку это программное обеспечение (как и все его преимущества) широко известно на территории России. «Выбор пал на IaaS. — говорит Виктор. — Перспектива аренды мощностей выглядела наиболее здравой, если принять во внимание, что основной бизнес компании заключается в разработке ПО».

Все проекты компании строятся на основе типовых блоков. Каждый блок состоит из Windows-сервера с 1С-базой и клиентской части. Помимо самой инфраструктуры 1С в качестве вспомогательных сервисов выступают Active Directory, Linux-машины для маршрутизации и прочих сетевых функций, терминальная ферма Windows и системы мониторинга. Для подключения клиентов используется служба терминалов (RDP).

Вообще, конечная цель компании, по словам Виктора — сделать услугу удаленного доступа к базам 1С такой же простой, как работа с электронной почтой, например Gmail — облачные технологии позволяют этого добиться.

А вот еще один пример компании, перешедшей в облако — это Центр речевых технологий. ЦРТ является разработчиком инновационных систем в сфере высококачественной записи, обработки и анализа аудио и видео информации. Например, один из их облачных продуктов VoiceFabric предназначен для синтеза речи. Область его применимости достаточно широка: запись аудиоподкастов, озвучивание книг, видеороликов или статей на сайтах.

Сервис предлагает два способа озвучивания: с помощью встроенного веб-сервиса прямо на сайте или с помощью встроенного API, который интегрируется по протоколу HTTP. Обмен информацией между API-сервисом VoiceFabric и приложением/устройством пользователя осуществляется по протоколу HTTPS.

c83edb7b22a146f483b2486677051669.png

Команда ЦРТ говорит, что идти в ногу со временем помогают облачные технологии, которые дают большую гибкость и расширяют горизонты предоставляемых услуг.

Но не только технологические компании понимают, насколько полезны бывают облака. Достаточно взглянуть на американскую компанию The Weather Channel, предоставляющую информацию о погоде в любой точке земного шара. Когда надвигается стихия, сотрудникам некогда думать о дисковом пространстве и объеме трафика, который при возникновении шторма увеличивается в 20 раз.

Немного статистики. Как правило, в месяц на сайт компании заходят около 12 миллионов уникальных пользователей. Однако, если в прогнозе значится шторм, то это же количество человек может посетить ресурс за один день (иногда посещаемость подскакивает до 30 миллионов пользователей в час).

Чтобы справляться с такими перепадами в нагрузке, требуются гибкие возможности по масштабированию. «Перенос всех задач в облако позволил сотрудникам The Weather Channel сфокусироваться на использовании приложений и сервисов, необходимых бизнесу», — сказал вице-президент по инфраструктуре и услугам Лэндон Уильямс (Landon Williams).

638e68bae68940229ba5144990e9288a.png

Уильямс также отметил, что около четырех лет назад компании было примерно на 10% выгоднее содержать собственный дата-центр. Но время шло, а облачные поставщики начинали предлагать все более выгодные и дешевые решения, поэтому обслуживать собственный ЦОД стало экономически неэффективно.

Компания решила хранить все жизненно важные сервисы на площадках нескольких IaaS-провайдеров — такой подход был использован с целью обеспечения дополнительной страховки. 70% ресурсов были расположены на стороне одного IaaS-поставщика, 10% на стороне другого, а оставшиеся 20% — в собственных дата-центрах компании. При этом некоторые приложения и сервисы работают только на одной площадке поставщика, а наиболее критичные, к примеру SUN (Storage Utility Network), запущены сразу в обоих облаках.

Как выяснилось позже, облачные технологии оказались весьма кстати. Когда в октябре 2012 года на США обрушился ураган «Сэнди», компания уже начала переход, потому она смогла справиться с огромным потоком трафика. «Мы бы справились с «Сэнди», — отмечает Уильямс. — Но для этого пришлось бы «ослабить» сайт в плане сбора детальной статистики, ограничить контент и отключить дополнительные функции».

Стать чуточку ближе к облакам стремится и автомобильная индустрия. Дальнейший рассказ пойдет об одной из крупнейших сетей автосалонов в России, которая пожелала остаться неузнанной. Компания занимается продажей и обслуживанием автомобилей, а также оказывает целый ряд сопутствующих услуг.

Её переход на облачные технологии был связан с возникновением потребности в дополнительных вычислительных мощностях и сервисах. Изначально руководством компании было принято решение о закупке нового оборудования, с целью развертки на нем частного облака с использованием технологий виртуализации VMware.

Однако «железо» имеет тенденцию устаревать, и дорогое купленное оборудование может стать неактуальным всего за несколько лет. Именно это и произошло с героем этой истории. После этого случая руководители решили арендовать стойку у надежного поставщика, что оказалось намного выгоднее, чем самостоятельно содержать парк серверов.

Переезд в облако упрощался тем, что компания уже имела развитую виртуальную инфраструктуру — нужно было просто перенести все данные из частного облака в публичное. Специфика компании такова, что основные мощности облака потребляются терминальной фермой — все сотрудники используют тонкий клиент, за исключением руководителей отделов, которые работают с персональными ноутбуками.

В связи с особенностью рабочего процесса все заявки от клиентов поступают в виде HTTP- или HTTPS-запросов, что позволяет обойтись обычными браузерами и не устанавливать специализированное программное обеспечение.

Так как компании потребовалась использовать файловый сервер, а стандартного решения Windows для этих целей выделено не было, в качестве файлового репозитория был использован NetApp. За счет создания DFS-ссылок с контроллера домена на NetApp пользователям компании была выделена общая папка Public, а после настройки функционала создания снимков содержимого каталога, они [пользователи] получили возможность самостоятельно восстанавливать случайно удаленные копии файлов.

Случай, когда автомобильной компании понадобилось вынести в облако необходимые для бизнеса сервисы, далеко не первый. Еще одним примером может служить известная компания Tata Motors. Её сотрудники пользуются специализированными порталами, размещенными в облаке. С помощью этих порталов владельцы автопарков могут отслеживать все транспортные средства в режиме реального времени.

Согласно отчетам Tata Motors, использование веб-сервисов в облаке положительно влияет на работу компании в целом. Облачные решения помогают в сжатые сроки реализовывать новые инфраструктурные проекты, начиная с этапа планирования и заканчивая их реализацией.

«Переход Tata Motors в облако повысил скорость работы необходимых для бизнеса сервисов, в том числе была улучшена доступность веб-хостинга, появилась возможность использовать облачные хранилища и видеобиблиотеку, публиковать каталоги и многое другое, — рассказывает руководитель ИТ-решений Tata Motors Мадхусудан Шекар (Madhusudan Shekar). — Все это вместе взятое требовало и требует наличия большой, сложной инфраструктуры, что достаточно просто решается переходом в облако».

P.S. Материалы по теме из нашего блога на Хабре:

© Habrahabr.ru