Проектирование большого проекта на примере аналога Alibaba.com

Многие рассказываю о проектировании: как пользоваться Axure или Sketch, какие функции должен содержать сайт, как правильно спроектировать страницу товара. Это все, безусловно, очень полезно, но не показывает полную картину происходящего в проектировании. В интернете даже нет ни одного полного примера технического задания на проекты такого уровня. На самом деле, чтобы спроектировать большой сайт, нужно потратить сотни часов на исследования, прототипирование и разработку подробного ТЗ. В этой статье я впервые в рунете покажу все этапы проектирования и результаты по ним, полный динамический прототип (более 150 прототипов) и большое ТЗ (более 200 страниц описания). Все это мы будем делать на примере проектирования аналога крупнейшей в мире E-commerce площадки «Alibaba.com».

Знающие люди сейчас начнут говорить про MVP (минимально работающий продукт) и про вред ТЗ на сотни страниц. На самом деле, проектирование не мешает создавать MVP, а помогает. Если работать по Agile и двигаться в сторону MVP, мы можем, либо проектировать кусочками, либо спроектировать всю систему, но разбить её на этапы. Важно, чтобы этап проектирования в любом случае был и не пришлось все переделывать много раз.

Саму технологию проектирования я ранее уже описывал в популярной статье «Серьезное проектирование серьезных сайтов» — более 170 тыс. просмотров на Хабре. Также была серия статей «Серьезное проектирование серьезного магазина»: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6. В этой статье мы рассказываем про проектирование маркетплейса. Так как мы делаем аналог уже работающего и успешного сайта, то у нас не будет ряда этапов или они будут минимальными. В частности, сбор требований, цели проекта и клиента, ЦА и персонажи, исследование конкурентов, задачи-проблемы-решения, Mind map и структуры сайты. Нам нужно только хорошо изучить аналог. В принципе, для удобства, можно сделать себе Mind map и структуру сайта, но это скорее по желанию, без них, в данном случае, можно обойтись.

Сценарии поведения


Не сложный, но важный этап. Сценарии поведения пользователей нам будут нужны и много. В связке с динамическими прототипами они нам помогут найти ошибки, которые неизбежно будут проскакивать при разработки интерфейсов и связей между ними. Нам будут нужны сквозные сценарии на весь сайт и небольшие сценарии для каждой отдельной страницы, чтобы проверить её функционал и удобство.

Сценарии мы можем придумывать исследуя аналог, так будет проще всего. Так как мы делаем не копию, а все же аналог — у нас будут небольшие отличия по функционалу от оригинала, поэтому не стоит об этом забывать делая сценарии и исключать из них тот функционал, которого у нас не будет, а уникальный наоборот включать в сценарии.

Динамический прототип


После изучения аналога мы можем приступить к макетированию и созданию динамического прототипа. Проектировать можно прямо по разделам и обычно оно начинается с карточки товара, как самой важной страницы с большим количеством связей (если речь про E-commerce, в других типах проектов нужно начинать с других страниц). Для этого мы использовали специальную программу Axure, которая позволяет не только проектировать интерфейсы, но и создавать динамический прототип, без чего проектирование будет незаконченным. Так как проект очень большой, все прототипы мы пронумеровали и сделали вложенности. Когда в проекте десятки и сотни макетов, без такой вложенности можно очень легко потеряться. Сам исходный файл получился очень большим, поэтому, мы разделили исходник на несколько частей, при этом сохранив нумерацию, так что перейдя в динамический прототип, пусть вас не смущает неполный список страниц слева, таких файлов 4 штуки.

Динамику делают далеко не все проектировщики, это довольно трудоемко даже с собственными наработками (готовые стандартные куски интерфесов в динамике, которые есть у каждого опытного проектировщика). Ведь просто создать статичные интерфейсы и довести их до совершенства — это уже огромная работа, учитывая, что их больше сотни в проекте такого размера. Но это не просто важная часть, это неотъемлемая часть хорошего проектирования. Чем больше проект, тем больше в нем связей, переходов, всплывающих окон и других неочевидных функций. Поэтому, даже самый опытный проектировщик не может удержать в голове все. Динамический прототип нужен для того, что прогнать пользовательские сценарии и посмотреть, ничего ли мы не забыли и нет ли логических ошибок. Если сделать только статику, вы еще много раз будете переделывать / доделывать дизайн, верстку и программирование. Поэтому лучше все эти «баги» выловить на первом этапе, чем тратить кучу времени и денег на переделку после.

Нам повезло, у нас есть не просто готовые части интерфейсов в динамике, но и очень много наработок именно по электронной комммерции и маркетплейсах, на которых мы специализируемся. Поэтому нам проще делать такие вещи, чем если изобретать велосипед с нуля. И даже учитывая все наработки это заняло сотни часов. Зато, это залог нормальной работы на следующих этапах.

Сам прототип с динамикой я выложу в конце статьи, он большой. В статье покажу только основные страницы, а в динамике и ТЗ можно будет увидеть весь объем работы.

QA


И вот прототип готов вместе со сценариями поведения. Но каким бы опытным не был проектировщик, он в любом случае что-то пропустит, забудет, не учтет. Для этого у нас есть этап контроля качества — QA. Для разработки это вполне стандартный этап, однако мало кто его применяет в проектировании. Обычно тестируется верстка и программная часть, а про проектирование не думают. И все бы ничего, но, как я писал выше, ошибки допущенные в проектировании пойдут в дальнейшую разработку и нужно будет переделывать. То есть, чем раньше допущена ошибка, тем больше ее стоимость для проекта.

Метод контроля качества довольно простой: QA Engineer, с большим пользовательским опытом и знаниями предметной области, просматривает все разработанные макеты, нажимает на каждую ссылку, отслеживает все элементы. Если что-то непонятно — задает вопросы проектировщику. Если что-то пропущено или нелогично — ставит задачу на доработку / перепроектирование. Если не соблюдены внутренние стандарты качества проектирования интерфейсов — тоже ставит задачу на доработку. Именно этот специалист не позволяет пройти ошибкам дальше. Для того, чтобы ничего не упустить и добиться интуитивно понятного интерфейса тут мы применяем те самые пользовательские сценарии разработанные ранее.

Позже QA будет проверять и само техническое задание, но это он уже делает на предмет соблюдения стандартов качества и чтобы проверить, все ли включено в ТЗ. Таким образом QA подключается к этому этапу два раза и проверяет разные материалы. Как показывает практика, QA находит очень много несоответствий в процессе, но на выходе прототип и ТЗ получаются довольно хорошо проработанными. Ошибок, а следовательно и переделок, на следующих этапах минимум.

Техническое задание


После разработки полного прототипа сайта и всех его страниц, мы можем приступать к созданию технического задания. В нем нужно описать все неочевидные макеты интерфейсов. У нас динамический прототип, все кнопочки и ссылочки нажимаются, однако даже этого будет недостаточно для последующей разработки, поэтому к интерфейсу нужно обязательно описание. Кроме описания интерфейса в ТЗ должно быть много других требований, которые прорабатываются целой командой.

Особые требования в ТЗ:

  • Архитектура сайта — прорабатывает архитектор
  • Требования по нагрузкам — прорабатывает архитектор и тим лид
  • Сервера и инфраструктура — прорабатывает системный администратор, архитектор и тим лид
  • Требования по безопасности — прорабатывает специалист по безопасности и тим лид
  • Требования по SEO — прорабатывает SEO-шник и интернет-маркетолог
  • Требования к дизайну — прорабатывает дизайнер
  • Требования к верстке — прорабатывает верстальщик
  • Микроразметка — прорабатывает верстальщик
  • UML, диаграммы робастности — прорабатывает проектировщик и программист
  • Разграничение прав доступа — прорабатывает проектировщик

Пример таблицы с правами доступа в проекте:

d7c1478b606444a0b6518fccd7bd2ca6.png

Это все целые разделы технического задания. Если мы не проработаем хотя бы один из пунктов, у нас будут проблемы на следующих этапах и придется переделывать. Я думаю, почти все видели ситуацию, когда после запуска сайта он начинал в какой-то момент падать, или его взламывали, или вносили пачки изменений по SEO, или переделывалась верстка и т.д. Это все следствие непроработанного этапа проектирования и неполного ТЗ. Поэтому, намного дешевле сразу продумать систему правильно, чем сначала потратить деньги на неправильную реализацию, потом понести убытки от этого, потом потратиться на аудит и рекомендации по улучшению, а в конце еще и переделать эту неправильную реализацию.

Проще говоря, правильное техническое задание — это залог успеха проекта, его фундамент. Для иллюстрации объема работ хочу показать описание интерфейса нашего проекта: описание интерфейса Marketplace.com. Обращаю внимание, что это не полное техническое задание. Многие блоки, перечисленные выше, там отсутствуют. Впрочем, разные команды делаю по-разному, мы в частности часть требований описанных выше прорабатываем на более поздних этапах. В частности архитектура прорабатывается у нас этапе программирования и является отдельным документом, но начинаем мы её обсуждать и продумывать на этапе проектирования, иначе можно спроектировать абсолютно не реализуемый продукт. Не так важен этап проработки и документ, в котором отражается результат, главное не забыть это сделать.

Конечно, если проект уже создан и на нем не прорабатывались описанные выше вещи — это еще не смертельно, всегда можно провести аудит по тем или иным направлениям и доработать. Как говориться, лучше поздно, чем никогда. На нашей практике, почти каждый маркетплейс или интернет-магазин имеет недостатки, которые мы часто вскрываем аудитами. Чаще всего проблемы в части интерфейсов и SEO — это одни из самых важных частей в подобных проектах. Все проекты либо максимально закладывают в ТЗ описанные мной вещи, либо приходят к ним эволюционным путем. И то и то имеет место быть.

Пример спроектированного аналога Alibaba.com (основные страницы):


Хабр обрезает длинные картинки, поэтому смотрите в динамике.

Страница: Карточка товара
» Макет: http://wt9kcs.axshare.com/#g=1&p=1_0_0_0_items_card

89f32af0b17d4d63bf449569d58683c0.png

Страница: Карточка услуги
» Макет: http://wt9kcs.axshare.com/#g=1&p=2_0_0_0_service_card

b1b530f05683416cbd3da84b5e1f0d80.png

Страница: Объявление
» Макет: http://wt9kcs.axshare.com/#g=1&p=3_0_0_0_obyavleniye_card_item

0f91a3e8aebf4048b72ac0480fa94b75.png

Страница: Главная
» Макет: http://wt9kcs.axshare.com/#g=1&p=9_0_0_0_glavnayam

1cae4074db4847f493cb9792ba70b720.png

Страница: Магазин
» Макет: http://wt9kcs.axshare.com/#g=1&p=10_0_0_0_magazin

3895d0eba642455e9493740b34b6d07d.png

Страница: Поиск товара
» Макет: http://wt9kcs.axshare.com/#g=1&p=13_0_0_0_serach_tovar

a307dea2219c43679e26193d12e23bae.png

Страница: Каталог. 3й уровень
» Макет: http://dn4p5z.axshare.com/#g=1&p=2_0_0_0_catalog_3uroven_items

40b60b7ef08b4adcaed0a317dd826901.png

Страница: Каталог. 2й уровень
» Макет: http://dn4p5z.axshare.com/#g=1&p=3_0_0_0_catalog_2uroven_item

db168bb12f544c53824c4aa48c529eb1.png

Страница: Каталог. 1й уровень
» Макет: http://dn4p5z.axshare.com/#g=1&p=3_0_0_0_catalog_1uroven_item

9b0075b9279349db90f7b44966066565.png

Страница: Каталог. Все категории
» Макет: http://dn4p5z.axshare.com/#g=1&p=3_0_0_0_catalog_all_item

1d695f4d0e174779b3214adf3e15f0b4.png

Страница: Центр помощи
» Макет: http://dn4p5z.axshare.com/#g=1&p=6_0_0_0_help_center

33ae5f29af4a46f8b80f28823ee5e70f.png

Страница: Регистрация. Шаг 1
» Макет: http://dn4p5z.axshare.com/#g=1&p=8_0_0_0_reg_step_1

2e6603babd234c3c96e2a585523816cd.png

Страница: Покупатель
» Макет: http://l9d2yk.axshare.com/#g=1&p=13_0_0_0_pokupatel

69fa7b22a4cd4a3591e6d6c8943f5425.png

Страница: Запросы на покупку
» Макет: http://l9d2yk.axshare.com/#g=1&p=13_1_0_0_zaprosu_na_pokupku

0c6e722d09d04d019d7ad02b2effbe16.png

Страница: Оформление заказа
» Макет: http://l9d2yk.axshare.com/#g=1&p=13_2_0_0_oformleniya_zakaza

9391a588241d4ecbbb9f5e2580aae4c0.png

Страница: Сообщения
» Макет: http://l9d2yk.axshare.com/#g=1&p=13_3_0_0_soobscheniya

86000f057c9349b8a600e34ce06dad9d.png

Страница: Сравнение товаров
» Макет: http://l9d2yk.axshare.com/#g=1&p=15_0_0_0_comparison

bf2d1517f2ad4294b216239fd8e83da5.png

Страница: Избранное
» Макет: http://l9d2yk.axshare.com/#g=1&p=14_0_0_0_featured

af73a46d049d4a00ae11d34677528e9b.png

Страница: Поставщик
» Макет: http://sklpox.axshare.com/#g=1&p=13_1_0_0_postavschik

72b2ea5ff0404d5380604a747c796545.png

Страница: Мои товары
» Макет: http://sklpox.axshare.com/#g=1&p=13_3_1_0_moi_produktu_tovaru

8db34c772db34333aeff625098884640.png

Страница: Сделки
» Макет: http://sklpox.axshare.com/#g=1&p=13_4_2_0_zakazu_sdelka

75d95b2ae8784b91997ce5c49d8ec1a1.png

Страница: Контакты поставщиков
» Макет: http://sklpox.axshare.com/#g=1&p=13_6_0_0_kontaktu

f4090990c809436895516d625746f4bc.png

Страница: Мой профиль
» Макет: http://sklpox.axshare.com/#g=1&p=13_7_0_0_akkaunt

f9a533d2db8e4c05ac893aa3a3764531.png

Подводя итог


Человека не в теме данный объем проделанной работы может испугать, однако опытные проектировщики, которые хоть раз проектировали маркетплейс или большой интернет-магазин заметят, что тут далеко не все. В этом проекте мы не показали админку, которая не менее сложная, чем внешний сайт и не показан адаптив, который нужно проектировать отдельно (реже, в целях экономии, адаптив делает верстальщик на свое усмотрение, но это не очень правильно). Конкретно этот маркетплейс делал специалист, который спроектировал более 30 разных маркетплейсов и интернет-магазинов, поэтому, тут хорошо проработаны связи, всплывающие окна, логика и другие элементы. Но по хорошему, не смотря на огромный объем работ показанного, там еще нужно проектировать и проектировать. То есть этот прототип взять и использовать «как есть» будет не очень правильно.

Многие проекты до сих пор начинают делать без проектирования. Силами менеджера проекта или дизайнера. Это путь бесконечных переделок и бесполезной траты огромных денег. Я лично запускал несколько проектов, и, как все, когда-то пытался делать без проектирования. После таких экспериментов мне часто вспоминалась хорошая фраза: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи» — эта фраза по смыслу отлично подходит к работе с проектирование и без. С одной стороны, зная объем проделанной работы кажется, что проектировать — это слишком дорого. С другой, если пытаться запускать что-то большое и сложное без проектирования, вы просто потратите в разы больше денег и времени на переделку уже готового.

P.S. Если нужны исходникии этого прототипа, обращайтесь. Контакты можно найти тут.

P.P. S. В нашей школе есть курсы по проектированию, где мы учим создавать такие прототипы, как в статье и не только: Проектирование серьезных сайтов. В ноябре стартует новая группа.

P.P. P.S. Чтобы получать наши новые статьи раньше других или просто не пропустить новые публикации — подписывайтесь на фан страницы SECL Group: Facebook, VK, и Twitter.

Автор:
Никита Семенов
CEO
Компания «SECL Group»

Комментарии (3)

  • 10 ноября 2016 в 13:47

    0

    MVP (минимально работающий продукт)?
    • 10 ноября 2016 в 13:47

      0

      Да, верно
  • 10 ноября 2016 в 14:06

    +1

    Коллеги, думаю написать такую же статью про дизайн. Этого же проекта и с примерами всех страниц. Скажите, на сколько она будет интересна сообществу? Можно выразить желание плюсом или комментом)

© Habrahabr.ru