Проект «Сетевые свободы» организует коллективный иск против «Яндекс.Еды» после утечки данных клиентов

7a8a1c11f6bf58f21aa6a69db0e7c8e4

23 марта проект «Сетевые свободы» объявил о начале организации юридической помощи пострадавшим пользователям и организует коллективный иск против «Яндекс.Еды» после массовой утечки данных клиентов.

В Сеть слили данные пользователей Яндекс.Еды. Если вы нашли себя в базе, обращайтесь на нашу горячую линию.

Вчера стало известно, что в интернете опубликована база данных пользователей Яндекса, в том числе адреса, имена и некоторые сведения о заказах. Подобное происходит уже не в первый раз. Мы считаем, что такой подход к хранению персональных данных одной из крупнейших IT-компаний России недопустим.

Проект «Сетевые Свободы» готов оказать помощь в привлечении сервиса к ответственности за то, что он не обеспечил надежное хранение массива чувствительной информации.

Если ваши данные оказались в базе и вы готовы выступить истцом, пишите нам.

Понадобится доверенность, чтобы адвокат мог действовать от вашего имени. Мы не собираем личную информацию, поэтому ваши паспортные данные вы сообщите только адвокату, который будет работать по делу.

1 марта служба информационной безопасности «Яндекс.Еды» рассказала об обнаружении утечки данных. В пресс-релизе компании говорится, что она произошла из-за недобросовестных действий одного из сотрудников. Также компания обратилась в правоохранительные органы с заявлением о несанкционированном доступе к данным клиентов и делает все для того, чтобы предотвратить распространение опубликованной информации.

Согласно данным по этой утечке от сервиса поиска утечек и мониторинга даркнета «DLBI», информация «Яндекс.Еды» появилась в свободном доступе 27 февраля. Там был архив с тремя SQL-дампами, суммарно содержащими 49 441 507 (49,4 млн) строк с заказами, включая такие колонки и данные:

  • имена и фамилии клиентов, как они записаны в профиле пользователя сервиса;
  • номера телефонов — всего там 6 882 230 уникальных номеров из РФ (почти все регионы) и Казахстана и 206 725 из Беларуси;
  • полный адрес доставки клиента;
  • комментарии к заказу;
  • выгрузка содержит даты заказов с 19.06.2021 по 04.02.2022.


22 марта 2022 года в СМИ и различных телеграм-каналах появилась ссылка на сайт с интерактивной картой, на которой нанесены, согласно адресам, данные клиентов из утечки сервиса «Яндекс.Еда». Яндекс в курсе этой ситуации. Компания пояснила, что это не новая утечка, а визуализация данных из утечки, произошедшей в конце февраля.

«Никаких новых инцидентов в сфере информационной безопасности с 1 марта не было. Речь про утечку, о которой «Яндекс.Еда» рассказала 1 марта и тогда же уведомила всех затронутых пользователей по электронной почте», — сообщили в пресс-службе сервиса.

На карте можно найти такие данные клиентов: ФИО, телефон, адрес вплоть до квартиры, электронную почту, суммарную трату в «Еде» за полгода.

В феврале этого года Минцифры предложило ввести для операторов персональных данных многомиллионные оборотные штрафы за утечку персональных данных (ПД) российских пользователей. Эта мера должна привлечь внимание к их защите, а также заставить операторов ПД существенно усовершенствовать текущие меры защиты для предотвращения дальнейших утечек.

В настоящее время за утечку персональных данных очень маленькие штрафы, согласно ст.13.11 КоАП. Фактически операторы ПД сейчас ничем не рискуют, если потеряют базы данных тысячи пользователей. На них судом будет наложен штраф в несколько десятков тысяч рублей.

В ноябре 2021 года суд оштрафовал Oriflame на 30 тыс. рублей за утечку персональных данных 1,5 млн российских клиентов, включая скан-копии их паспортов. Эксперты считают, что ущерб для пользователей от таких утечек может быть в сотни миллионов рублей — мошенники могут брать по документам из утечки микрозаймы, оформлять сим-карты или кошельки платежных систем и даже попытаться украсть деньги с банковских счетов пострадавших клиентов с помощью социальной инженерии.

© Habrahabr.ru