Продакт и проджект — в чём разница? Мнения руководителей сервисов Яндекса

С ростом сервиса почти всегда нужно более подробно расписывать роли в команде. Когда все участники процесса понимают специализацию друг друга, то сразу видят, кому какие вопросы задавать и каких компетенций недостаёт для развития.

Поэтому если маленькому сервису нужен просто менеджер, то в более крупных фигурируют две роли: менеджера продукта и менеджера проектов. На сленге технологических компаний, сплошь состоящем из англицизмов, говорят иначе — продакт- и проджект-менеджер. Это может быть один и тот же человек — подобно тому, как разработчик может заниматься фронтендом и бэкендом одновременно.

uxvtgv7uggmkjumz6nby98fyom8.jpeg

Но в чём смысл разделения роли менеджера? Кто такой продакт, а кто проджект? По случаю нового набора в нашу Школу менеджеров, который завершится уже 30 апреля, мы задали этот вопрос руководителям четырёх популярных сервисов. Заодно каждый из них поделился подборкой ссылок для начинающего менеджера.

Максим Загребин, руководитель Яндекс.Видео


14m5t9ejsow8wbihsbr-e7hsara.jpeg

— У нас нет разделения на проджектов и продактов — отчасти потому, что команды небольшие. Обычно навыков продакта хватает, чтобы построить работу, а если нет — можно всё равно быстро выйти на baseline. Большой плюс в том, что нет потери в коммуникациях. Продакт анализирует конкурентов, технологии и предлагает продукт или такое развитие, которое понравится пользователям. Он рисует в голове, как это должно работать. Но идею кто-то должен превратить в требование, в таски. Если в связке два человека, им надо договариваться.

Чаще всего у продакта горизонт планирования дальше — с учётом MVP, ревью, запусков на новых платформах. Проджект более сфокусирован на результате, безжалостно режет скоуп, понимает критерии и добивается, чтобы они были понятны всем. Он решает, когда должны быть запуски, какие есть люди, свобода маневра, насколько можно пожертвовать качеством. Обычно на проджекте лежит и организация процессов разработки.

Чаще сильнее прокачана только одна из сторон. Приходится доучиваться. Мы стараемся проверить все стороны, когда собеседуем человека: умеет ли он придумывать метрики, вести проекты, есть ли технический бэкграунд? Кстати, у нас нет жестких требований, должен менеджер кодить или нет. Проект можно сделать, не написав ни одной строчки кода руками менеджера. Главное, чтобы проджект доносил информацию между разработчиками, мог сказать: «До какой-то доли абстракции я понимаю, что происходит вот это, но дальше классно, если вы вдвоем поговорите». В то же время технические навыки — например умение найти фрагмент кода в CSV — очень способствуют ведению проектов. Менеджер может не выспрашивать, а полезть в код, почитать и понять. Или, для аналитики, написать скриптик, читающий логи.

Если команда не может выбрать решение, лучше сказать: «Я послушал, ответственность на мне, делаем вот так. Будет плохо — в новом цикле переделаем». Мы такое бесконечно ценим. Если менеджер пришел из дизайна, умеет рисовать и прототипировать, это не менее сильная сторона.

И по-прежнему чертой менеджера является умение получить результат или признать, что мы получили полезный опыт, но не результат, идём дальше. У людей это либо есть, либо нет. Если нет, начинается: «Вот здесь подвели смежники, а тут идея была плохая…» Обычно это сильно выделяет одних на фоне других.

Книги для проджектов, которые советует Максим
• PMBOK Guide
• Мифический человеко-месяц
• Вальсируя с Медведями
• Путь камикадзе
• Как пасти котов
• Общаться с ребенком. Как?
• Искусство управления IT-проектами
• https://www.ozon.ru/context/detail/id/22433706/

Книги для продактов
• Психбольница в руках пациентов
• Преодоление пропасти
• Inspired: How To Create Products Customers Love
• Agile Product Management with Scrum

Елизавета Семяновская, руководитель Яндекс.Транспорта


wzchleikp3cqsibfkw7ehv31kug.jpeg

— Продакт-менеджер многофункционален. У него часть маркетинговой экспертизы — он умеет анализировать рынок. Разработчики не могут делать все 182 пункта бэклога. Нужно сформулировать стратегию, понять, как она соотносится с целями, сделать её связной с позиции пользователя и широкого рынка конкурентов и при этом отвечающей целям бизнеса.

Транспорт сейчас в переходной стадии — я хочу, чтобы аналитики занимались сложными задачами, а погрепать логи продакты могли бы сами. Продакты умеют верстать — например, им по силам сделать лендинг с видео на фоне, поправить на нём какие-нибудь формы. Ещё продакт должен иметь возможность нарисовать прототип в Sketch, собрать его в Invision и протестировать на пользователях.

Я хочу больше прокачивать технически себя и их, установила вот себе Android Studio, хочу попробовать поменять в Транспорте иконки в незаметном месте — в настройках. Я не хочу, чтобы продакты коммитили код, но они должны видеть его и хотя бы примерно понимать, как он работает.

Один из продактов Транспорта проводит очень много пользовательских интервью, и люди ни разу не отказывались с ней поговорить — на улице, в метро, в кафе. Есть у нее такая суперсила. Но не у всех из коробки так работает, подобные скиллы можно прокачивать.

Кроме того, всегда есть продакт, очень сильно погружённый в контекст конкретного релиза Транспорта. Это на случай, если проджект заболеет или уйдёт в отпуск.

Хорошо бы, чтобы у продакта были скиллы проджекта. Проджект у нас занимается процессами в разработке, отвечает за то, чтобы были требования к релизу, чтобы всё было вовремя, ведёт дашборды в Трекере, ставит таски, собирает API от смежников и т. д. Он должен быть супер-коммуникабельным, готовым со всеми договориться, понимать, что кто-то что-то не хочет делать, уметь с ним поговорить об этом, следить за сроками, быть очень ответственным, самодвижущимся, аккуратным. И — не умирать от рутины.

Ссылки от Елизаветы скоро появятся — прим. ред.

Андрей Гевак, руководитель Яндекс.Музыки


3dabyjikilafqohs_caiym7aqwe.jpeg

— Для меня менеджер в широком смысле слова — это тот, кто берёт на себя полную ответственность за какое-то дело. Вот чтобы с самого начала и до самого конца. Как говорит Аркадий Волож, «начать да закончить».

Но на таком сложном пути возникает множество вопросов — у самого менеджера, команды, руководства, инвесторов, пользователей и т. д.

На вопросы «Зачем?» и «Что?» отвечает продакт. Применительно к продукту это самые важные вопросы, особенно первый из них. Причина провала многих стартапов не в том, что какую-то программу не удалось написать или дизайн не дорисовали и закрылись. Дело даже не в отсутствии финансирования. Причина банальная: продукт, который делала команда, просто оказался никому не нужен.

Ещё очень часто продакт — это лидер, который ведёт за собой. Он постоянно пользуется своим продуктом и продуктами конкурентов, знает вдоль и поперёк свою тематику и находится в курсе всех новинок, а также видит — или думает, что видит — ситуацию на несколько лет вперед. И он так верит в своё видение, что ему начинают верить другие.

На вопросы «Как?» и «Когда?» отвечает проджект — человек с более техническим уклоном, который на ты с разработчиками. Он верхнеуровнево понимает детали разработки, может перевести на технический фантазии продакта и найти способ всё-таки воплотить в жизнь идеи, которые, казалось бы, пока не укладываются в рамки текущих технологий. Проджект болеет за сроки, за команду, за атмосферу в команде и за её боевой дух. Он знает, когда нужно быть сильным, а когда нужно отойти в сторону. И наконец, проджект более педантичен и пунктуален.

Совмещать это в одном человеке — можно. Но начинается тяжёлый внутренний диалог, возникают зачатки раздвоения личности. Ты такой придумал что-то из разряда «прямо вау», а потом внутренний голос говорит тебе, что команда устала и в сроки не уложимся.

Ссылки от Андрея
• Блог «Go Practice!» о продуктовой аналитике
• Видео Ильи Красинского, Максима Дорофеева, Людвига Быстроковского, Алексея Ивановского
• Telegram-каналы, например этот
• Видео на TED — можно начать с десятки самых популярных выступлений
• Примеры того, как нужно «онбордить» пользователя

Михаил Высоковский, руководитель Яндекс.Навигатора


vk7pzdbaqskhzulfgo4szrntemg.jpeg

— Это точно две разные роли. Совмещаются ли они в одном человеке — зависит от масштабов. Продакт отвечает на вопрос, что делать и зачем, а проджект — как и когда. Продакт — идеолог продукта, он часто меняет контекст, держит в голове и big picture, и детали — чтобы понимать, как продукт работает в конкретном сценарии.

У него минимум пять областей интересов. Первая область — исследования. Он хорошо умеет тестировать проблему и делать дешёвые прототипы. Один из прототипов Навигатора был в виде бумажки на палке, поверх телефона. Бывало и так, что Навигатор работает, а поверх него вручную переключаются картинки, указатели. Необходимо уметь тестировать идеи на людях, а способы и инструменты всегда разные.

Второе. Продакт живёт не в космосе. Важно мониторить конкурентов. Я считаю, что продуктовый маркетолог и продакт — схожие понятия. Отдельной может быть лишь роль менеджера по маркетинговым коммуникациям, а на все вопросы по классическому маркетингу должен отвечать и продакт тоже. Третье — понимание метрик и аналитики, не просто на уровне DAU с MAU, а в контексте разных показателей жизни сервиса и AB-экспериментов. Продакт готов погрузиться в цифры, сделать выгрузку, поработать с ней. Четвертое — roadmap. Нужно сформулировать, что в таких-то сценариях продукт должен работать так-то, расписать цель, сегменты ЦА, позиционирование, метрики. Пятая роль — роль лидера, который всех вдохновляет, находит с каждым общий язык: и внутри команды, и со стейкхолдерами вокруг.

Не менее классно, если у него есть базовые скиллы в маркетинговых коммуникациях, дизайне, разработке или аналитике.

Цель проджекта — чтобы проект в том виде, в котором его ожидают, сошёлся, и все участники и стейкхолдеры вокруг понимали, когда это произойдёт. Скоуп, который заказал, условно, продакт, должен быть выполнен. Неважно, как вы строите управление проектом: через Waterfall, Agile или иначе. Главное — добиваться цели в оговорённые сроки и создавать единые ожидания у всех.

Ссылки от Михаила
• Портал от IDEO, где собраны разные подходы к продуктовым исследованиям с пошаговыми описаниями
• Единый PDF-материал по дизайн-мышлению с этого же портала
• Доклады на конференциях Mind the Product: полный список, лучшее за 2017 год (можно посмотреть видео и с других продуктовых конференций)
• Более близкий нам ProductCamp: плейлист, канал (поищите другие записи самостоятельно)
• Старые посты в блоге «Go Practice!»

© Habrahabr.ru