Про наживу на аксессуарах к технике Apple

На прошлой неделе Apple объявила о неожиданном шаге — компания снизила цены на некоторые адаптеры и кабели USB-C для новых MacBook Pro:

USB-C на обычный USB: с $19 до $9
Thunderbolt 3 на адаптер Thunderbolt 2: с $49 до $29
USB-C на кабель Lightning (1 м): с $25 до $19
USB-C на кабель Lightning (2 м): с $35 до $29
Адаптер с HDMI, USB и USB-C: с $69 до $49
Адаптер с VGA, USB и USB-C: с $69 до $49

Более того, Apple снизила цены на все сторонние адаптеры на USB-C, которые продает компания, примерно на 25%, а USB-C SD card reader SanDisk подешевел с $49 до $29. Также компания снизила примерно на 25% цену на 4K/5K дисплеи LG, которые компания разрабатывала совместно с корейским партнером. Все цены снижены до конца года, так что от жадности Apple не излечилась до конца, но, по крайней мере, мы наблюдаем неполную ремиссию.

Вообще снижение цены — это не очень характерное поведение для Apple, так навскидку я вспоминаю только снижение цены на оригинальный iPhone в 2007 году с 600 до 400 долларов (и это тогда, насколько я помню, была цена телефона с контрактом, который в теории должен помогать снижать цену). Такое снижение цен на кабели и адаптеры, конечно, не убирает проблемы необходимости покупки дополнительных адаптеров, если вам нужно подключать что-то к новым MacBook Pro, но в целом облегчает ситуацию на переходной период, пока подтянутся производители периферии с поддержкой нового разъема. Не то, чтобы это помешало Apple, по словам Фила Шиллера, собрать рекордное количество предзаказов на новые ноутбуки, но в целом нытья в интернете должно стать меньше.

Говоря о нытье, нельзя не отметить вот еще какой момент, о котором мне написали даже несколько человек, а также я встречал в некоторых заметках в интернете. Почему-то считается, что «жадная эпол специально пудрит мозг со всеми этими переходниками и адаптерами, чтобы заработать денег». Особенно это хорошо смотрится в контексте «ну вот у них продажи всего падают, поэтому они пытаются компенсировать это продажами адаптеров». Точно, адаптеры по 20–30 долларов очень хорошо компенсируют снижение продаж парочки миллионов айфонов по 600 долларов. Но вообще это заставило меня задуматься —, а сколько Apple может зарабатывать от продажи таких переходников?

Допустим, есть у нас 5 миллионов проданных в квартал Маков, которые, предположим для упрощения, купили 5 миллионов индивидуальных потребителей. Даже если допустить, что каждый из них купил не один, а целых два каких-нибудь переходника или кабеля со средней ценой в 30 долларов, то получится 300 миллионов долларов. Сама по себе сумма внушительна (я бы не отказался продавать что-то на 300 млн долларов в квартал, но для компании с квартальной выручкой в 42 млрд долларов (в не самый большой квартал) это не то, чтобы существенные деньги, ради которых надо стратегически планировать «как мы адаптерами отобъем снижение продаж iPhone). В реальности же, как вы, скорей всего понимаете и сами, количество людей, покупающих адаптеры и кабели, гораздо ниже, так что и выручки от кабелей меньше, скорей всего в разы, что это делает эту сумму вообще малозаметной в общей отчетности компании.

«Но погоди!», скажете вы. «Есть же еще iPhone и другие гаджеты!» И там, мало того, что Apple заставила всех перейти на Lightning пару лет назад, и в процессе наверняка озолотилась от продажи всем новых кабелей, так есть еще и программа MFi, которая подразумевает не только сертификацию Apple кабелей и устройств сторонних производителей для работы с iPhone/iPad/iPod, но и лицензионные отчисления. Уж там-то Apple, конечно, наживается на партнерах и, в конечном итоге, на потребителях. Считается, что за каждое проданное устройство (в том числе кабель, адаптер и тд — устройства, работающие по Bluetooth не считаются) от лицензиатов Apple получает фиксированную сумму 4 доллара. В принципе, можно применить все тот же условный метод дедукции и предположить, что 45 миллионов человек, купивших iPhone в 4 финансовом квартале 2016 года, решили купить себе еще по кабелю (взамен распавшегося родного кабеля Lightning) или какому-нибудь устройству. Даже если все эти люди купят не дешевый китайский кабель за три копейки, который может не работать прямо из коробки, а официальный лицензированный кабель за 7–10 долларов (кто же в своем уме пойдет покупать родные яблочные кабели по 20 долларов?), то лицензионных отчислений за эти 45 миллионов кабелей-устройств получится 180 миллионов долларов. Тоже не то, чтобы густо, но 300 миллионов там, 180 миллионов тут, и набегает почти полмиллиарда. Хотя я уверен, что в реальности эта сумма в разы, а то, возможно, и на порядок, меньше.

Кстати, если вы не верите в мои подсчеты по методу #1, могу предложить немного другой вариант. Продажи аксессуаров Apple входят в категорию Others в финансовой отчетности компании. В эту категорию Others включены продажи от таких продуктов компании, как Apple Watch, Apple TV, плееры iPod, роутеры беспроводной связи Airport Express, Airport Extreme и Time Capsule. Так вот, в последнем квартале, за который доступна отчетность компании, выручка по категории Others составила 2,373 млрд долларов (год назад в этом же квартале было 3,048 млрд долларов). Конечно, в зависимости от степени вашей упоротости вы можете заявить, что «вот! кабелей на 2,5 ярда!», хотя очевидно, что вышеперечисленные продукты в этой группе занимают львиную часть выручки. Так что на кабели и адаптеры остается по мелочи туда-сюда на пару сотен миллионов долларов максимум. Что не отменяет того факта, что Apple на кабелях и аксессуарах зарабатывает какие-то деньги, просто это не происходит в настолько значимых объемах, чтобы пытаться из этого строить теории заговоров «эпол специально заставляет нас покупать вот это всё, всё вот это вот, всё!». По крайней мере, я так вижу.

PS Apple жадина, говорили они. Наживается на адаптерах, говорили они…
screen-shot-2016-11-07-at-16-11-20

Поделиться:

© alexmak.net