Превращаем спикеров в ораторов на примере HighLoad++

Привет! Я диктор Чумак и я помогаю людям достигать большего с помощью инструмента, который всегда с собой, — способности говорить.

Кто-то из вас был на моем тренинге по публичным выступлениям перед конференцией HighLoad++, кто-то нет, но это не страшно. Мы устроим его прямо здесь, на страницах Хабра. В последующих публикациях я буду разбирать выступления с HighLoad++ в разрезе ораторского мастерства.

bcuacicohcd62pf7duplzfkszeu.jpeg

Содержательную часть я затрагивать не буду, в ней вы, очевидно, разбираетесь лучше меня. Я обозначу хорошие моменты выступлений и «точки роста» — проблемные места, исправив которые, автор доклада сможет стать более эффективным спикером.

Наверняка вам приходилось видеть, как люди выходят из аудитории во время вашего доклада. Кому-то было важно ответить на звонок. Кто-то понял, что тема не его, и пошел на другой доклад или попить кофе. А кому-то была интересна тема, но вы были неинтересны как спикер. Печально, правда? Мне знакомы эти ощущения, у самого было. Но не воспринимайте все на свой счет. Все нормально. Поехали!

Зачем мы выходим на сцену?


Главное, о чем всегда должен помнить спикер, — мы выходим на сцену, чтобы что-то отдать аудитории. Не получить. Отдать. Принести какую-то пользу. Если пользы нет, можно не выходить. Но этот случай не про нас.

Значит основной вопрос: «А как сделать так, чтобы то, что я хочу донести до аудитории, до нее реально дошло?» И вопрос этот стоит не потому, что они не понимают. Понимают. Но что-то могут воспринять по-своему. Дать свою интерпретацию. Что-то могут вообще не понять. Потому что я как спикер непонятно это объяснил. Не позаботился о том, чтобы это было понятным. Это и есть ключ: быть понятным, разговаривать на языке аудитории и в ее мире. Это я называю заботой.

Ораторское мастерство — это забота о своей аудитории.


И именно через этот фильтр мы будем рассматривать выступления. А вот проявление этой заботы и уважения выражается в разных вещах: тщательной подготовке, структурировании речи, репетициях как перед коллегами в офисе, так и прямо в том месте, где вам предстоит выступать. И речь сейчас не только о содержательной части, в которой вы сами прокачаны. Посмотрите на диаграмму. Она показывает, как аудитория воспринимает происходящее на сцене.

1e63b0bc08a2dd88e80a0d4fd5433aaa.png

Мы так устроены. И либо мы это понимаем и используем, чтобы быть более эффективным, либо нет. Это еще один инструмент. Такой же, как и оптимизация кода. Приложение все равно будет работать. Вопрос лишь в том, сколько ресурсов оно будет занимать. Сколько ресурсов вы как спикер будете тратить на то, чтобы включить зрителей в процесс?

Аудитория на конференции априори пришла на контент, и он ей интересен. Но сколько мы, зрители, находясь в удобных креслах, будем тратить своих сил на то, чтобы понять, о чем идет речь? Будем ли мы с трудом вслушиваться и постоянно переспрашивать себя: «Что он там сейчас сказал? Может, пойти на другой доклад?», или с интересом вникать в происходящее, не имея никакого желания покидать зал?

Вот простой пример.

Представим, что перед нами две одинаковые конфеты в стерильных условиях. Одна из них в яркой и привлекательной обертке, а вторая — нет. Какую из них мы скорее всего купим? С большой вероятностью ту, что в обертке. Почему? Потому что мы покупаЕМ конфету, а покупаЕМСЯ на обертку. Хотя обертка разворачивается и тут же выкидывается, как только мы добираемся до самой конфеты.

Равно то же самое происходит и на выступлении. Какой бы ценной и полезной не была информация, она не задержится в голове, если не будет соответствующим образом упакована.

Давайте разберем, как мы воспринимаем информацию, которая к нам приходит.
Разделим весь массив данных, который мы получаем друг о друге, на «ЧТО» и «КАК».
Содержание вашего доклада, мысли, польза, о которой вы хотите рассказать, — это 5% от всего выступления. Это то, ЧТО вы говорите. Мыслеформы, мыслеобразы. И то, что вы хотите, чтобы зрители восприняли.

«И с нами играет [name] из города [cityname]. Внимание, вопрос: «Значит ли это, что КАК ГОВОРИТЬ важнее, чем ЧТО ГОВОРИТЬ? Минута пошла.»

Нет. Это означает, что чтобы эти самые ценные 5% остались в головах людей, необходимо позаботиться об остальных 80% — о том, как люди вас воспринимают.
Вы сами способны рождать разные интерпретации в умах аудитории.

Да, вы сами способны рождать разные интерпретации самого себя и своей речи в умах аудитории. И в ваших интересах, чтобы эти интерпретации работали на вас и помогали вам доносить мысль.

Речь ни в коем случае не идет об обмане, как сходу можно подумать. Нет. Речь о том, как быть лучшей версией себя.

В следующих публикациях я буду комментировать выступления по нескольким параметрам, относящимся к разным каналам восприятия информации: визуальному (то, что мы видим) и аудиальному (что слышим). Вот они:

Визуальные:

  1. Мимика, выражение лица
  2. Поза
  3. Жестикуляция
  4. Перемещение по сцене, дистанция между вами и зрителем
  5. Зрительный контакт с залом


Аудиальные:

  1. Интонация
  2. Звуковысотность (частота)
  3. Интонации
  4. Тембр
  5. Темп
  6. Громкость
  7. Дикция
  8. Паузы
  9. Слова-паразиты


Все это — одинаково важные факторы, за которыми необходимо следить каждому оратору. Контролируя их, вы заботитесь о своих слушателях и о том, чтобы подготовленная вами информация воспринималась легче.

И да. Даже в самом провальном выступлении всегда можно найти удачные моменты. Равно как и в самом лучшем — точки роста.

Выбирать доклады буду в случайном порядке. Если вы хотите быть в числе первых или наоборот — против разбора вашего доклада, дайте мне знать. Связаться со мной можно через Хабр или Facebook. Основная цель всей серии публикаций — дать объективный взгляд со стороны, чтобы сделать следующую конференцию еще лучше с вашей помощью.


Друзья, хотим сразу дать анонс нашего майского фестиваля конференций РИТ++, где Дмитрий Чумак, как и ранее, будет помогать нам в подготовке спикеров, проводя бесплатные тренинги. На фестивале ожидается 12 потоков, и мы приглашаем профи поделиться своим уникальным опытом и рассказать коллегам интересные кейсы из практики. Заявки на выступления можно оставить тут.

© Habrahabr.ru