Почему от грустной музыки грустно, а от весёлой наоборот, весело

Даже немузыкант что-то слышал про термины «мажор» и «минор», которыми обозначают весёлые и грустные мелодии. Но от чего зависит настроение вызванное прослушиванием музыки? Будем разбираться.

f6ffe39aca7c88819bd71a9a5aa09743.jpg

Пример разного настроения в одной и той же мелодии

Принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» в нашем случае не подходит. Статья о звуке, но с картинками вместо звука это нонсенс. Хотя многие музыкальные статьи в инете грешат именно таким подходом.

Для прослушивания будем использовате онлайн-секвенсор. В нём можно колесиком мышки менять масштаб пианорола, слева в списке можно выбрать трек, мышкой можно перетаскивать рабочее пространство. Самая главная кнопка это Play в левом верхнем углу.

Вот известная Jingle Bells. Это мажорная мелодия, звучит она так:

Та же самая мелодия, но уже в минорной тональности:

Даже ребёнок может сразу сказать что мелодия одна и та же, но первый вариант весёлый, а второй грустный.

О чём это говорит? Это говорит о том, что эмоциональное восприятие музыки объективно. Оно не зависит от слушателя.

Как человек воспринимает звуки

Мозг животных работает как разностная машина.

Для обезьяны не имеет значения сколько процентов зелёного в цвете банана. А вот выяснить на каком из двух деревьев бананы зеленее, чтоб выбрать на какое лезть — это уже вопрос выживания.

Это касается всех органов чувств, в том числе и слуха. Человек, как и любое животное, легко услышит разницу между двумя звуками.

Обычно музыкальную зависимость между звуками разной высоты объясняют примерно так:

image-loader.svg

очень интересно, но ничего не понятно.

Более приземлённое объяснение — человек прекрасно слышит составляющие гармоники звука.

… колеблющееся (звучащее) тело вибрирует не только по всей длине, но и всеми частями, что и генерирует дополнительные гармоники, суммирующиеся с основной волной
… порождаемые призвуки более тихие[источник не указан 190 дней], так как помимо частоты колебаний существует ещё и понятие их размаха, амплитуды — громкость

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гармоника_(музыка)

Рассмотрим влияние гармоник на примере обычной гитары. Она удобна тем, что струну можно измерить обычной линейкой и проверить расчёты на калькуляторе.

image-loader.svg

Как видно из картинки, самый крупные (и громкие) куски струны соответствуют определённым порожкам на грифе.

Например 2/3 струны будет соответствовать 7-му порожку. А два звука, один из которых имеет частоту в 2/3 ниже второго будет восприниматься ухом человека «слитно».

Чем больше крупных кусков колеблющегося тела (струны) совпадают в двух звуках, тем более «сходными», «совпадающими», «консонансными» они выглядят для человека.

Видимо, эта связь была закреплена в ходе эволюции т.к. животным жизненно необходимо на слух определять один это источник звука или несколько разных.

Физика теории музыки

Если гриф гитары равномерно разделить порожками, чтобы от каждого порожка можно было взять 2/3, ¾ и т.д., у нас получится 12 порожков на октаву (т.е. половину струны):

  1. I — тоника — 1/1

  2. II — минорная секунда — 24/25

  3. II — мажорная секунда — 8/9

  4. III — минорная терция — 5/6

  5. III — мажорная терция — 4/5

  6. IV — кварта — ¾

  7. тритон — 32/45

  8. V — квинта — 2/3

  9. VI — минорная секста — 5/8

  10. VI — мажорная секста — 3/5

  11. VII — минорная септа — 5/9

  12. VII — мажорная септа — 8/15 следующая октава — ½

Почему же в половине гитарной струны порожков на грифе 12, а нот в музыке только 7?

Крупные части в ½, ⅓ и ¼ громкие, воспринимаются очень слитно с основной частотой главного, низкого звука.

Смотрим на интервалы 4/5 и 5/6 (т.е. на терцию). Они достаточно большие, а значит громкие и хорошо различимые на слух. Но частоты их звучания близки друг другу.
А значит воздействуют на человека они похоже. Но тот что ниже частотой, минорный («меньший»), делает музыку «грустной», а мажорный («большой»), высокий — весёлой.

Почему?

Тело больших размеров издаёт более низкие звуки (например слон или водопад). А тело меньших размеров издаёт более высокие звуки (мышь или журчание ручейка).

Даже лягушка понимает что всё большое это плохо, оно потенциально опасно. Всё маленькое хорошее, его можно съесть. Мозг соотносит большую и малую терции в мелодии с положительными и отрицательными эмоциями по такому же принципу, это заложено на уровне рефлексов.

То же относится к интервалам в секунду, сексту и септу. Но их гармоники значительно тише основных и могут просто не расцениваться в мелодии как полноценные.

Влияние неосновных звуков на гармонию

Можно рассмотреть второстепенные гармоники на примере интервала «тритон». Он всегда звучит плохо т.к. очень далёк до совпадения с основным тоном. Это куски в 1/45 основного тона, на порядок меньше и тише чем основные.

Вот как звучит Jingle Bells если все квинты заменить на тритоны (в учебниках это называется «локрийский» лад):

мелодия узнаваема, но звучит как-то напряжённо, неестественно.

Итого

Теория музыки основана на физике и анатомии.

© Habrahabr.ru