Персональный городской телепортатор

frgz05gw3rkbi88vkk6xwgunsxy.png

Общаясь в сообществе пользователей персонального электротранспорта, я изнутри вижу процессы, которые происходят. То, что люди на улице видят только как свершившийся факт (электросамокаты стали обыденным явлением на улицах больших городов) — я наблюдал изнутри сообщества как длительный процесс, который начался давно и последние полтора года развивался по экспоненте. Сам я за лето 2018 года накатал на легком электросамокате почти 2,5 тысячи километров, ощутив все его преимущества и сэкономив на проезде (включая такси) сумму размером с половину месячной зарплаты.

Так вот, есть новый процесс, который снаружи не видно. Люди с самокатов пересаживаются на моноколеса. Миграция идет строго в одну сторону, обратной почти нет. На вопрос «какой самокат выбрать» в чатах отвечают не тратить время и сразу выбирать колесо.

Транспорт будущего уже здесь, только вы этого еще не поняли.
Буду честным — я переписывал эту статью несколько раз, удаляя черновик со словами «не смог донести» и начиная заново.

Дело в том, что любое упоминание моноколес в комментариях (что на хабре, что на youtube) мгновенно вызывает агрессию и дизлайки. Ничего удивительного — ещё недавно моё отношение к ним тоже было агрессивно-отрицательным. «Я ещё жить хочу» и «это для акробатов» — вот мои цитаты год назад.

Личный опыт перевернул все представления — стало понятно, почему люди меняют одно на другое, и почему этот процесс дальше будет только усиливаться.

Нонконформизм


Ситуацию можно сравнить с массовым появлением обычных самокатов на улицах Москвы и Санкт-Петербурга. Сперва взрослый человек на «детской игрушке» вызывал неодобрение и насмешки. Но таких людей становилось всё больше — и это стало нормой. Пожилая бабушка, еще вчера крутившая пальцем у виска вслед взрослому парню на самокате, в какой-то момент приходит к мысли, что до метро так добираться легче, и раз другие люди так делают — то и ей можно. А в это время упомянутый парень вдруг выезжает из-за угла, балансируя на сатанинской херне… История повторяется по кругу.

Осенью 2018 года я случайно стал «тем самым парнем», решив научиться ездить на моноколесе просто для галочки. Через несколько дней пришлось купить своё, а электросамокат убрать в чулан. После недели использования мой вывод был таким:

Моноколесо в роли городского транспорта кладет на лопатки электросамокат примерно так же уверенно, как последний расправляется с обычным самокатом.

Но если с электросамокатами люди уже раскусили, что можно экономить на проезде и получать удовольствие от поездок на работу, история моноколеса только начинается.

Важное замечание!
Исторически сложилось, что словом «электросамокат» называют много различных устройств, включая Dualtron Ultra весом в 37 кг и максимальной скоростью 80 км/ч.

Я буду подразумевать только те модели, которые без проблем и сомнений можно взять в метро и иной общественный транспорт. Подобные модели развивают скорости до 35 км/ч и имеют пробег на одной зарядке до 40 км.

Самые популярные электросамокаты:
Xiaomi Mijia M365 (народное название «сяокат»)
Ninebot ES2 / ES4
E-Twow S2
и их многочисленные клоны.


Причины непопулярности моноколес


Причина #1 — общественное мнение считает их игрушками

Исторически сложившееся в обществе мнение определило моноколесу роль очередной очень дорогой и очень бесполезной хипстерской игрушки. Прохожие с завидной регулярностью, спрашивая меня про колесо, называют его гироскутером. С точки зрения неискушенного наблюдателя разницы почти нет, и райдер в обоих случаях выглядит почти одинаково.


Причина #2 — …абсурдно дорогими…

Вилка цен на гироскутеры 5–20 т.р. Ценник на бюджетное колесо стартует от 40 т.р. и быстро улетает до 60–80 т.р. за самые ходовые модели, и 90–120 т.р. за «топовые». А так как особой разницы между колесом и гироскутером люди не видят…


Причина #3 — …опасными для прохожих…

Человек на моноколесе интуитивно воспринимается как опасность. Непонятно, как именно он держится. Непонятно, сможет ли он тебя объехать и сможет ли затормозить. Как он вообще тормозит? Без шуток, «А как вы тормозите?» это самый частный вопрос, который я слышу от прохожих.


Причина #4 — …для самого владельца…

Что если кочка? Что если оно выключится или сломается на ходу?


Причина #5 — …и требующими цирковой подготовки

Потому что как-то сразу видно, что штука — не для всех.


Большую часть этих взглядов я искренне поддерживал.

Ощущения и эмоциональная оценка


Моноколесо — не акробатический снаряд, а полноценный транспорт с характеристиками, схожими с электросамокатом. В пересчёте на цену, оно проигрывает самокатам в скорости, но многократно выигрывает в свободе, ощущаясь буквально как «карманный телепорт». Через несколько дней после первоначального обучения навыки управления уходят в фоновый режим — ты встаешь на колесо и как будто сливаешься с ним, а твое тело вдруг получает новые возможности. Вопросы «как ты им управляешь?» и «как ты на нём тормозишь?» теряют всякий смысл. Это как спросить, как ты управляешь ногами. Да никак, блин, я просто иду куда мне нужно! Так и здесь — ты выходишь из подъезда, смотришь куда тебе нужно, ветер ударяет в лицо и ты будто летишь, едва замечая помехи вроде лежачих полицейских или поребриков.

По сравнению с самокатами


Оно компактное

У меня был легонький складной электросамокат. Я думал, что он компактный. Я ошибался, но понял это только когда купил колесо. Зайти в вагон метро с самокатом в час пик — головная боль. Зайти в любой вагон с колесом — практически то же самое, что без колеса. В маршрутке и автобусе небольшое колесо умещается под коленками перед сиденьем. Дома его вообще не видно, в то время как самокату нужен куда больший кусок пространства.


Оно не отягощает

Оно всегда с тобой. В 99% случаев нет ни одной причины выйти из дома без колеса. Велосипедистам такое не снилось. Не важно, планируешь ты ехать на маршрутке, метро или такси — ты просто берешь с собой колесо, не думая что оно будет мешать. На работу, в супермаркет, почти везде. Ты просто катишь его рядом за ручку, если надо идти. Оно катится само, почти без усилий, в том числе вверх по крутым пандусам (своей вес оно поднимает своим же двигателем!). Необходимость поднять и нести в руке возникает во много раз реже, чем с самокатом. Даже если нужно нести колесо в руке — благодаря удобной ручке и развесовке, это удобнее чем нести самокат даже при большем весе. После всего этого — электросамокат начинает казаться жуткой обузой.


Оно не пачкает людей

Тут надо оговориться — моё колесо не пачкает людей. Оно остается достаточно чистым после поездки, и оно всегда находится ниже уровня коленей, поэтому не нужно, зайдя в вагон, смотреть чтобы люди не обтерлись об него.


Оно не пачкает тебя

Подъехав к метро, ты вытягиваешь/выдвигаешь выдвижную ручку и ногой складываешь педали. Выйдя из метро — ногой раскладываешь педали и убираешь ручку. В отличие от грязной деки самоката или его складных ручек, которые норовят оставить черные пятна на одежде.


Оно проходимее электросамокатов
Моноколеса бывают диаметром 14'', 16'' или 18''. На них можно ставить стандартные покрышки, в том числе агрессивную резину. По проходимости их можно сравнить с велосипедами, хотя есть много нюансов. Усилие тяги очень плавно дозируется, можно сказать всё время в режиме ABS — как итог, колесо едет по льду. Также оно едет по снегу, в том числе очень глубокому. Как вариант — по утоптанным дорожкам зимой в лесу.


Оно мягче и комфортнее едет

Даже самое маленькое колесо диаметром 14'' снабжено резиновой покрышкой с надувной камерой. Из самокатов — только Xiaomi штатно обладает надувными колесами диаметром 8,5''


Оно проще в обслуживании

В отличие от самокатов, в моноколесе почти нет движущихся частей и сразу после покупки неплохая гидроизоляция. В самокатах со временем начинает скрипеть и люфтить вообще всё.


Безопасность


Колесо намного безопаснее, чем кажется со стороны и на первый взгляд.

ВНИМАНИЕ! Я не пытаюсь назвать его безопасным! Падений вряд-ли удастся избежать совсем, и защита (колени / локти / запястья) необходима. Но этот риск намного, намного ниже, чем кажется со стороны. Я сам не верил, когда меня в этом убеждали. Теперь ваша очередь не верить мне:)

Впервые встав на колесо в октябре, я ездил на работу и обратно каждый день вплоть до Нового Года, ежедневно выкатывая от 20 до 40 км. Дождь, ветер, гололёд, снежная каша, плиты мокрого полированного гранита при температуре 0 градусов — и всё на летней «сликовой» покрышке. Первые 700 км пробега в таких условиях прошли без падений. Первое падение случилось во второй половине декабря, когда город завалило — провалился в яму под снегом. И проблема тут, очевидно, всё-таки в прокладке:)

Мощность


Если на самокате нажать газ до упора — он будет разгоняться, пока силы трения и сопротивления не уравновесят максимальную мощность двигателя. При спуске с горы скорость увеличится, при подъеме — уменьшится. Даже слабенький самокат можно сильно разогнать под горку.

Двигатель моноколеса стремится удержать педали горизонтально и разгоняется, подкатываясь под райдера и компенсируя его падение вперед. Если позволить ему разгон без ограничений, то после достижения максимальной возможной мощности (и скорости) колесо не сможет продолжить разгон, а человек продолжит — лицом в асфальт. Поэтому максимальная скорость моноколес ограничена — при ее достижении у двигателя остаётся достаточный запас, чтобы обогнать человека и задрать педали, заставляя отклониться назад.

Следствие номер #0 — несоответствие логике ПДД
На данный момент, ПДД определяет тип ТС в том числе по мощности двигателя, подразумевая прямую зависимость максимальной скорости. Но как быть, когда мощность двигателя используется, чтобы обеспечить безопасность, а скорость — наоборот, сильно урезана? К примеру, модель ks16s обладает мотор-колесом на 1200 Вт, а скорость ограничена 35 км/ч — это почти четырехкратно большая мощность по сравнению с самокатами, которые развивают такую же скорость.

Следствие номер #1 — относительно низкая максимальная скорость
Для сравнения, самокат с мотором 350 Вт можно разогнать до 35 км/ч по прямой.
Моё моноколесо с мотором 800 Вт ограничено 30 км/ч независимо от внешних условий — даже вниз по крутому спуску оно не даст разогнаться выше.

Следствие номер #2 — отличная динамика и ускорение
Пока не набрана максимальная скорость и токи не превышают предельных — вся доступная мощность уходит на разгон, и даже «слабое» колесо может спокойно выдать 1,5–2 КВт на несколько секунд.

Следствие номер #3 — преодоление крутых подъемов
Самокатам такое не снилось. Там где условный Xiaomi пришлось бы вести руками — бюджетное колесо успешно заезжает, снизив скорость.

Следствие номер #4 — высочайший КПД.
Чтобы равномерно ехать со скоростью 35 км/ч против небольшого ветра, нужно потреблять около 500–600 Вт. Для «среднего» моноколеса мощностью 1,2 КВт это всего половина номинальной нагрузки! Как итог — колесо почти не греется, вся энергия уходит в движение. На самокате с номиналом 350 Вт мотор-колесо работает при такой скорости почти с двукратной перегрузкой и сильно греется, впустую выкидывая заряд батареи в атмосферу.

Поэтому при равной батарейке колесо едет дальше самоката, не снижая скорость при встречном ветре.

Обучение — теория и практика


Первая мысль, когда впервые пытаешься встать и поехать — «ЭТО ТОЧНО НЕ ДЛЯ МЕНЯ!»
Вторая — «ЧЕРТ ВОЗЬМИ, ЭТО ЖЕ В ПРИНЦИПЕ НЕВОЗМОЖНО!»
Всё нормально, просто у нашего организма нет необходимого навыка — держать равновесие влево и вправо на точке опоры размером с монету. Этому навыку нельзя научить объяснениями — необходимо, чтобы организм был вынужден пытаться это делать. Хорошая новость в том, что этот навык приходит в течение часа, а затем за несколько дней катания отшлифовывается до совершенства. Это становится так же легко, как стоять на двух ногах и не падать. Вторая хорошая новость — равновесие вперед-назад держать мы отлично умеем, с этим проблем не возникнет. Короче, это не цирковое искусство, которому учатся годами.

Лучше всего учиться с помощником — опираясь на его руку, стараться держать равновесие и медленно ехать. Через некоторое время начинает получаться, и рука помощника используется уже не для опоры, а как некий «маячок» в пространстве, относительно которого тело держит вертикаль. После 5–10 минут вождения «за ручку» можно учиться вставать самостоятельно, тело уже примерно знает, что делать. Далее — вопрос пары десятков минут и упорства.

Совет #1: выпрямив спину и разогнув ноги, намного проще держать равновесие. Полезно при обучении — ездить потом всё равно приходится на чуть согнутых ногах.

Совет #2: повороты осуществляются не наклоном корпуса или колеса, а медленным сгибанием одной ноги, зафиксировав вторую и продолжая удерживать равновесие.

Этого достаточно, чтобы максимально быстро встать и поехать — дальше навык начинает расти с огромной скоростью. Немного напоминает езду на велосипеде — однажды научившись, уже не забудешь.

Выбор колеса


Реальный выбор ограничен от силы десятком моделей.
Желательно сперва изучить форумы и задать вопросы в telegram-каналах. Это не рекламный пост, поэтому конкретных ссылок приводить не буду —, но на русском языке всего два основных ресурса, посвященных личному электротранспорту, и найти их труда не составит.

P.S. всё-таки скину, пожалуй, ссылку на полюбившийся обзор моей модели колеса — бюджетного Kingsong KS14D 420Wh:3
Ничего личного, просто немножко предвзятости, ладно?)

© Habrahabr.ru